Ирина Макарова
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог по»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Согласование существительных в дательном падеже с предлогом По на лексическом материале «Лето».
Цель: Обучение умению использовать в речи предлог По.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- познакомить детей со значением предлога По и его схемой. Учить правильно употреблять предлог По с существительными в дательном падеже. Упражнять в составлении предложений с предлогами и схем к ним;
Коррекционно- развивающие:
Публикация «Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе „Предлог по“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Предлоги. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
- развивать у детей произвольное внимание, логическое мышление, тактильные ощущения, познавательный интерес посредством формирования сенсорных эталонов, накапливать и обогащать двигательный опыт детей (развивать мелкую и общую моторику);
Воспитателъные:
- воспитывать внимание к речи говорящего, речевой самоконтроль,
мотивацию к учебной деятельности.
Оборудование: - Разрезанные картинки, карточки со схемой предлога по количеству детей, игрушки (машинка, лодка, корабль, вертолёт, самолёт, поезд, «волшебный мешочек», мяч, железная дорога, изображение моря, 6 жучков.
Ход занятия
I. Организационный этап :
Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А на чем можно отправиться в путешествие вы узнаете, собрав картинки.
Логопед раздает детям, разрезанные на части картинки. Кто правильно составит из частей картинку, получит такую же игрушку.
Поднимите свои игрушки. Как одним словом можно их назвать? (Транспорт.)
А вы любите путешествовать? Тогда в путь!
II. Основной этап.
1. Знакомство с темой
Логопед: - Сегодня мы познакомимся еще с одним маленьким словом – предлогом.
Игра «Путешествие»
А сейчас мы попутешествуем.
Подойдите и встаньте вокруг меня, (На полу изображена железная дорога.) Ребята, что едет по железной дороге? (Поезд.) Ребенок, у которого в руках поезд, ставит его на рельсы.
Логопед: Вот поехал поезд. Ту-ту-у-у.
По чему едет поезд? (По рельсам.)
Логопед: Путешествуем дальше. Встретилось нам море. Как вы думаете, что плавает по морю? (Корабль, лодка)
Дети, у которых в руках корабль и лодка, ставят их на море.
Логопед: Вот плывут корабль и лодка. По чему они плывут? (По морю.)
Логопед; Путешествуем дальше. Смотрите, что это? {Дорога.)
Что едет но дороге? (Мотоцикл, автомобили.)
Дети ставят соответствующие игрушки на дорогу.
По чему едут машины и мотоцикл? (По дороге.)
Логопед: Какие игрушки у вас остались? (Самолёт, вертолёт.) Покажите, как они летят. Где летят вертолёт и самолёт? {По небу.)
Логопед: Вот мы. с вами и попутешествовали. А теперь садитесь. Я вам расскажу про все игрушки, а вы потом мне скажете, какое маленькое слово услышали.
Машины едут по дороге.
Корабли и лодки плавают по морю.
Самолёты и вертолёты летают по небу.
Поезда едут по железной дороге.
Какое маленькое слово вы услышали? (По.)
Логопед: Маленькое слово «ПО» мы говорим тогда, когда предмет движется по поверхности. Положите руку на стол. Где рука? (На столе.) А теперь двигайте её. По чему движется рука? (По столу.)
Демонстрируется карточка со схемой предлога «ПО».
Дети рассматривают и запоминают изображение.
2. Упражнение «Подними схему».
Развитие фонематического слуха и произвольного внимания.
На столах у детей несколько схем предлогов.
Логопед: - Выберите из ваших карточек схему предлога По, покажите ее. Сейчас я буду проговаривать предложения, а вы поднимете эту карточку, если услышите предлог По.
Муха сидит на чистом окне.
Шустрая белка скачет по веткам.
Мышка выглядывает из своей норки.
Папа сбросил лопатой снег с крыши.
Бабушка идет по дороге.
Таня перепрыгнула через ручеек.
3. Игра «Где ползают жучки?»
Составление предложений с предлогом По по выполненному действию.
Логопед: - К нам в группу залетели жучки и ползают в разных местах. Оглядитесь, найдите их глазами, а теперь по очереди принесите по одному жучку и скажите, где она ползала.
(Жучек ползал по столу, жучек по полу и т. д.).
4. Физминутка. Упражнение «Дрема».
(Координация речи с движением. Развитие творческого воображения.)
Логопед приглашает детей пройти на ковер, предлагает им встать в круг и сделать упражнение.
На лужайке возле дома дремлет розовая дрема. (Стоят лицом в круг, сложив ладони под правой щекой, закрыв глаза, раскачиваются из стороны в сторону).
Наклонилась, растрепалась, разрумянилась от сна. (Наклоняются, опускают руки, продолжают раскачиваться).
Если дрема вам попалась, значит, осень к нам пришла. (Берутся за руки, бегут по кругу). Е. Серова
5. Упражнение «Составь предложение».
Коллективное составление предложений с предлогом По по сюжетным картинкам. Составление схем этих предложений.
Логопед выставляет по одной сюжетные картинки, по которым составить предложения с предлогом По можно, только дополнив ситуацию (дедушка по дороге, кошка карабкается по дереву, и т. д.).
Логопед: - Посмотрите на картинку и составьте по ней предложение с предлогом По. Вы помните, что предлог По появляется в предложении тогда, когда предмет или объект перемещается по поверхности. Значит, вам нужно «заставить» предмет двигаться.
С опорой на схему предлога и сюжетную картинку, с помощью логопеда дети составляют предложения с заданным предлогом.
Логопед: - Давайте составим схему этого предложения.
Схема выкладывается на наборном полотне из символов-домиков. Разбираются 2-3 предложения.
6. Динамическая пауза: Игра «По чему катится мяч?»
Активизация мыслительной деятельности, употребление предлога по в речи.
Логопед: - Вы должны будете составить переложение с предлогом «по».
По столу, по доске и т. д.
7. Игра «Волшебные часы»; составление предложений по двум предметным картинкам и схеме предлога По.
Логопед: - В кармашках «волшебных часов» расположены картинки, давайте их назовем. А теперь подберите и соедините стрелками подходящие по смыслу предметы, и составьте предложения с предлогом По.
8. Работа с индивидуальным наглядным материалом.
Развитие тактильных ощущений.
Логопед использует те же игрушки, что в игре «Путешествие».
Узнать предмет на ощупь и составить с этим словом предложение, используя предлог По.
Логопед: - А у жучков, которые к нам прилетели, есть для вас задания. Угадайте на ощупь, что лежит в мешочке? и составьте с этим словом предложение с предлогом По.
III. Итог: - Молодцы, мне очень понравилось с вами заниматься, а вам? С каким предлогом мы сегодня познакомились? Когда он появляется в предложении?