Валентина Власова
«Неречевые звуки». Конспект подгруппового занятия для детей средней логопедической группы с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового занятия для детей средней логопедической группы с нарушениями зрения.
Тема: «Неречевые звуки».
Цель: Знакомство детей с неречевыми звуками.
Задачи:
Публикация «„Неречевые звуки“, Конспект подгруппового занятия для детей средней логопедической группы с нарушениями зрения» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
1. Коррекционно-образовательные: закреплять понятие «речевые звуки»; формировать навыков выделения неречевых звуков; расширять глагольного словаря (лает, мяукает, ржет, мычит, дует, стучит, капает, шелестят, чирикают, гудит, журчит).
2. Коррекционно-развивающие: развивать слуховое восприятие на неречевых звуках; развивать артикуляционную и общую моторику, зрительное внимание и восприятие, речевое дыхание.
3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности, любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: игрушка кошка, предметные и сюжетные картинки, загадки, аудиозапись звуков природы.
Ход занятия.
I. Орг. момент.
Логопед: - Отгадайте загадки:
Кто носки внучатам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки? –
Это наша…
Бабушка
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый.
Дед
Логопед: - Правильно, эти загадки о бабушке и дедушке. Сегодня мы отправимся к ним в гости. Бабушка с дедушкой живут в деревне. На чем мы отправимся к ним в гости? (на автобусе).
Дети рассаживаются на заранее составленные в два ряда стульчики (автобус, звучит музыка («мы едем, едем, едем, в далекие края», дети имитируют звук двигателя автобуса (ж-ж-ж-ж-ж).
II. Объявление темы занятия.
Логопед: - На магнитной доске вывешиваются картинки по теме «Деревня». Дети вслух называют то, что видят на картинках.
- Дети, а как вы узнали, что это? (Увидели)
- Чем вы увидели?
- Значит, для чего нужны глаза?
- Кто это голос подаёт? (мяукает кошка. Дети ее не видят).
-А как вы узнали, что это кошка, ведь вы её не видите?. Значит, вам глазки не помогали. А что вам помогли?. Значит, для чего нам нужны ушки?.
Логопед заглядывает за дверь и выносит игрушечного котёнка.
- Посмотрите, какой котенок! Как он мяукает? (мяу – мяу)
- Сегодня мы с вами будем говорить о звуках. Звуки – это то, что мы слышим и можем произносить. Звуки бывают неречевые и речевые. Неречевые звуки издают животные, птицы, транспорт. И мы можем издавать неречевые звуки, например, хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать пальцами. А речевые звуки произносит только человек когда разговаривает. Это звуки нашей речи.
2) Артикуляционная гимнастика.
(на мольберт вывешиваются картинки в соответствии со словами сказки)
Логопед: - А вот нас встречают бабушка и дедушка.
К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки,
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
БЛЮДЦА ПОСТАВИЛИ – ПОЛОЖИЛИ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы,
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой,
НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).
Логопед: - Ребята, давайте скажем бабушке с дедушкой спасибо за вкусное угощение и пойдем играть во двор.
3) Игра «тихо-громко».
(котенок снова мяукает)
Логопед: - Ребята, почему же наш котенок не перестает мяукать? Может быть, он хочет что-то нам сказать? Я не понимаю, о чем он нам говорит, а вы понимаете? (ответы детей). Мы не понимаем котенка, потому что он не умеет произносить речевые звуки.
-А вы умеете?
Логопед: -Давайте поиграем с котенком в игру «Тихо-громко». Когда я спрячу котенка за спину – мяукайте тихо, а когда покажу вам его – громко. (проводится игра)
4) Гимнастика для глаз «Дождик».
Логопед:- Посмотрите на улице дождик начинается. Давайте с ним поиграем.
«Дождик»
Капля первая упала – кап!
И вторая прибежала – кап!
Мы на небо посмотрели
Капельки «кап-кап» запели,
Намочили лица,
Мы их вытирали.
Туфли – посмотрите –
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем
От дождя
Убежим,
Под кусточком посидим.
Сверху пальцем показывают траекторию движения капли, глазами вверх.
То же самое.
Смотрят вверх.
Вытирают» лицо руками.
Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз.
Движения плечами.
Приседают, поморгать глазами.
5) Игра «Что ты слышишь?»
Логопед: - Прислушайтесь… как много разных звуков издают живые и неживые предметы вокруг нас! Давайте посидим тихо и послушаем звуки природы. (Дети слушают аудиозапись звуков с закрытыми глазами).
- Что вы услышали? Возьмите картинки животных и птиц, которых вы услышали.
- Ребята, вы узнали, какие звуки издают животные, птицы. Помогите мне: собака (какие звуки издает) лает, кошка, лошадь, корова.
- Какие это звуки: речевые или неречевые?
- Какие еще неречевые звуки вы можете назвать? (шелестят листья на деревьях, чирикают воробьи, где-то недалеко гудит мотор машины, журчит вода в речке, дует ветер, дождь стучит по крыше дома) - Молодцы. Так что же такое неречевые звуки? (это звуки природы)
Правильно, неречевые звуки это звуки природы, звуки окружающего мира.
Логопед:- Вот и дождь закончился и нам пора возвращаться в наш детский сад.
А теперь на месте шаг
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны)
И к автобусу вернулись. (Дети садятся)
III. Итог занятия.
-Где мы с вами сегодня побывали?
- Какие неречевые звуки вы слышали?
- Какие игры вам больше всего понравились.