Олеся Солойденко
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе с ФФН. «Путешествие в страну звука и буквы Ж»
▼ Скачать + Заказать документы
Этот конспект могут использовать не только логопеды, но и воспитатели. Конспект занятия я разрабатывала сама для открытого занятия, когда сдавала на первую категорию. Занятие прошло на ура, первую категорию присвоили! Желаю Всем творческих успехов и профессионального роста.
В конспекте использованы инновационные технологии "СУ-ДЖОК терапия", воскотерапия, компьютерные технологии и нетрадиционное оборудование.
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе с ФФН, „Путешествие в страну звука и буквы Ж“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Цели: Коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. Знакомство детей с буквой и звуком Ж.
Задачи:
1. Коррекционно-обучающие:
- учить детей точно и полно отвечать на вопросы;
- формировать лексико-грамматический строй;
- упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов;
- автоматизировать звука «Ж» в слогах, словах, словосочетаниях;
2. Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- развитие логического мышления, внимания;
- развитие тонких движений пальцев рук;
3. Коррекционно-воспитательные:
- формирование положительной установки на участие в занятии;
- умение слушать сверстников и логопеда;
- воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости,
Оборудование: магнитофон, запись авторской песни про букву Ж, звуковые схемы, аквариум, рыбки с картинками (жук, жираф, пижама, уж, ножи, еж, 3 ведерка, корабль, сюжетная картинка семьи ежей, воск, подложка для пластилина, компьютер, презентация со звуком Ж, картонные гномик и великан, су-джок шарики с пружинками, гнездо с яйцами, карточки с заштрихованными буквами Ж, звукарики, звуковые схемы, картинки.
Ход занятия
Звучит песня: Буква Ж, буква Ж, буква Ж жужжала,
Буква Ж, буква Ж в гости зазывала
Жа-жа-жа, жа-жа-жа заходите детвора,
Жу-жу-жу, жу-жу-жу жду в волшебную страну.
1. Организационный момент
Дети заходят в кабинет под музыку (песенка про букву Ж, на стенах висят буквы Ж, картинки со звуками Ж (жуки, пчелки и т. д.)
Учитель-логопед : Здравствуйте ребята, садитесь, сегодня мы отправимся в путешествие по сказочным странам, а по каким вы сейчас должны отгадать. Послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается?
На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.
Учитель-логопед :- Какой звук повторялся?
Дети:- Ж.
Учитель-логопед :- Правильно, Ж.
Введение в тему занятия
Учитель-логопед : И вы уже наверное догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочным странам, где нас ожидает много нового: интересные встречи, задания, и конечно, игры со звуком и буквой Ж.
Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить, как правильно произносится звук Ж.
2. Характеристика звука Ж
Учитель-логопед : Давайте произнесем звук Ж.
- Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Ж?
Ответы детей: Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.
Учитель-логопед :- Какой он?
Дети:- Согласный, твердый, звонкий.
Учитель-логопед :- А почему, как вы определили что он согласный, звонкий?
Ответы детей: он не поется и звенит когда мы его произносим.
Учитель-логопед : - Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук Ж, слышите шум в наушниках, да, значит мы правильно определили, звук Ж – звонкий.
Учитель-логопед :- Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?
- Нет, мы видим и пишем буквы.
Учитель-логопед :- Какой же буквой обозначается звук Ж на письме?
Учитель-логопед :- Давайте станем волшебниками и превратим звук Ж в букву Ж.
Вместе с детьми произносим стихотворение:
Платья звукам надеваем,
звуки в буквы превращаем.
Учитель-логопед достает букву Ж.
Учитель-логопед : Вот ребята мы все правильно угадали и очутились на острове буквы Ж.
3. Упражнение для развития мелкой моторики рук и запоминания зрительного образа буквы.
Учитель-логопед :- Давайте жителям этого острова из воска вылепим букву Ж.
Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом точно жук издает «жужжащий звук».
4. Упражнение на развитие внимания.
Учитель-логопед : Жители этого острова Вам приготовили задание:
Найдите спрятанные буквы Ж, закрасьте и обведи их кружочком.
Учитель-логопед : И вот мы с Вами отправляемся на нашем пароходе на следующий остров, а на какой Вы узнаете, если отгадаете загадку:
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель… (ежик)
Учитель-логопед : Правильно ежик. Вы уже поняли, что мы приплыли на остров ежей, посмотрите сколько здесь разных ежиков, какие они?
Дети: Резиновый, мягкий, колючий (из ракушек).
Учитель-логопед : Молодцы и мы с ними сейчас поиграем, давайте встанем и сделаем зарядку.
Еж готовится к рекордам. (руки на поясе)
Будем заниматься спортом; (руки вытянуть перед собой)
Ежик лапки напрягает.
Штангу кверху поднимает. (поднять вверх руки с напряжением)
Держит 1,2,3,4,5,
Можно штангу опускать. (опускаем руки)
Ежик низко приседает, (приседаем)
И по камушкам шагает, (шагаем)
Возвращается обратно.
Расслабление приятно. (выдох, взмахи руками)
6. Развитие мелкой моторики с использование Су-джок терапии
Учитель-логопед : Ежи для Вас приготовили сюрприз, вот круглые колючие ежики, откройте их, внутри пружинки, достаньте и одевайте на каждый пальчик по очереди и повторяйте за мной:
Этот ежик хочет спать,
Этот ежик - прыг в кровать,
Этот ежик прикорнул.
Этот уж давно уснул.
Этот хоть еще не спит,
Но тихонечко лежит.
Тише, тише, не шумите,
Ежиков не разбудите.
7. Автоматизация звука Ж в слогах и словах.
Учитель-логопед : Ну что поплыли дальше?
И вот мы приплыли на остров пчелок, а встречает нас пчелка Жужу
- Давайте пожужжим вместе с веселой пчелкой…ЖЖЖЖЖЖ, повторяйте за пчелкой ЖА, ЖО,ЖУ,ЖЫ, а сейчас найдем картинки со звуком Ж. (слайды)
Учитель-логопед : Другие пчелки тоже приготовили для Вас игру «Доскажи словечко» :
Жу-жу-жу – молока дадим (ежу).
Жа-жа-жа – сидят на ветке два… (чижа).
Же-же-же – живем на третьем… (этаже).
Жи-жи-жи – в море плавают (моржи).
Учитель-логопед : Молодцы! И мы с Вами отправляемся дальше.
8. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик, -ок и увеличительными –ище.
Учитель-логопед : Вот мы приплыли на остров больших и маленьких жителей, как Вы думаете как называются большущие жители?
Дети: великаны
Учитель-логопед : правильно. А маленькие?
Дети: гномики.
Учитель-логопед : правильно, великаны и гномики. У великанов слова большущие, а у гномиков маленькие. Вот например у человека –комар, у гнома – комарик, а у великана – комарище. Но у них все слова перепутались, давайте их разберем: Настя будет выбирать слова как у человека, Алеша, как у великана, а Миша как у гномика. (дети выбирают из корзинки картинки и прикрепляют на магнитную доску к человеку, гномику и великану.
У человека У гнома У великана
Еж ежик ежище
Медведь медвежонок медвежище
Жук жучок жучище
Флаг флажок флажище
Снег снежок снежище
Сапог сапожок сапожище
Правильно. Поплыли дальше?
9. Развитие правильного дыхания:
Учитель-логопед : Мы приплыли на остров курочки рябы.
Курочка ряба яички снесла
Всех ребятишек к себе позвала
Нужно яички быстро поймать
Не уронить, в корзинку собрать.
Сейчас мы с Вами поиграем в игру, я выкладываю яйца, Вы должны их сдуть длинным плавным выдохом, не надуваю щек и не подымая плечи, в гнездо.
Дети дуют на яйца, а учитель-логопед их ловит.
Учитель-логопед : Молодцы и мы отправляемся дальше.
10. Закрепление навыков выделения заданного звука из слов; определения места звука в слове.
Учитель-логопед : Ой, ребята, в какое замечательное место мы с Вами приплыли
Много разной рыбы тут плавает в пруду.
Мы ее поймаем на свою уду
Маленькую рыбку,
А на ней картинку.
Вы картинку назовете.
В слове быстро Ж найдете.
В разные ведерки рыбки покладете.
Дети должны определить где находится звук Ж в начале, в середине или в конце слова и разложить по ведеркам. (на ведерках прикреплены звуковые схемы в начале, в середине и конце слова. Каждый ребенок ловит по две рыбки называет что на ней изображено и определяет где находится звук в начале, середине или конце слова и соответственно складывает в ведро со схемой)
Слова: жук, еж, снежинка, журавль, лыжи, уж.
11. Итог занятия.
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. И мы отправляемся с Вами обратно в наш детский сад. Давайте вспомним:
Учитель-логопед : - Где мы сегодня были?
Дети: Мы плавали по сказочным островам
Учитель-логопед : - Что интересного Вы узнали от наших героев?
Учитель-логопед : - Какие задания они Вам давали?
Дети: Мы лепили букву Ж, Жужжали вместе с пчелкой Жужжу, разбирали слова для гномика, человека и великана, и т. д.
Учитель-логопед : - На каком сказочном острове вам больше всего понравилось?
Учитель-логопед : - А что общего встречалось на всех островах?
Дети: На всех островах мы встречались с буквой и звуком Ж.
Учитель-логопед : Правильно.
Сегодня все хорошо работали на занятии, и жители сказочных островов просили подарить буквы, которые Вы слепили.