Любовь Муравьева
«Автоматизация звука [Р] в слогах и словах». Конспект подгруппового логопедического занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №133»
Конспект подгруппового логопедического занятия
Тема: «Автоматизация звука [Р] слогах и словах».
Составила
учитель-логопед:
Муравьева Л. П.
г. Ярославль
2024 г.
Автоматизация звука [Р] в слогах и словах.
Цель: Автоматизация произношения звука [Р] в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• уточнить артикуляцию звука [Р];
• дать характеристику звука [Р];
• закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах;
• закреплять умение образовывать множественное число существительных;
• закреплять умение определять количество слогов в слове в слове;
• развивать умение делать звуковой анализ слова и составлять звуковую схему слова;
• расширять словарный запас.
Коррекционно-развивающие:
• определять положения органов речевого аппарата при произношении звука [Р];
• формировать правильное речевое дыхание;
• развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую и общую моторику;
• развивать умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, в словах.
Коррекционно-воспитательные:
• формировать положительную установку на участие в занятии;
• формировать доброжелательность и самостоятельность;
• стимулировать речевую активность, воспитывать контроль за собственной речью.
Оборудование:
Логопоезд, молоточки, вата, разноцветные перья, предметные картинки со звуком [р] в начале слова, фишки для составления схемы слова; магнитная доска, игровизоры, магнитная доска, карточки с артикуляционной гимнастикой, мяч, цветные палочки, стаканчики.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Организационный момент
Логопед: доброе утро, ребята! (Настя, Юля, Алена, София)
(доброе утро)
Логопед: Посмотрите кто к нам пришёл в гости. (Ответы детей: Робот)
Верно! Его зовут Роби. Он, к сожалению, еще не умеет рычать, и я предлагаю нам с вами сегодня его научить правильно и красиво произносить звук «Р».
II. Основная часть.
1. Характеристика звука Р
Логопед. Давайте вместе произнесем звук [Р]. Какой это звук? (согласный или гласный, твердый или мягкий)
Дети. Согласный, твёрдый.
Логопед. Правильно. Теперь положите руку на горлышко, произнесите звук Р. Определите, глухой или звонкий этот согласный?
Дети кладут руку на горлышко и произносят звук [Р].
Дети. Звук Р – звонкий.
Чтобы красиво и правильно произносить звук «Р» нам нужно сделать гимнастику для язычка. (Присаживаемся за стол, перед зеркалом)
2. Артикуляционная и элементы дыхательной гимнастики с применением ватных палочек.
1. Заборчик с палочкой. 2. Лопаточка с палочкой. 3. Чашечка с палочкой4. Лошадка 5. Грибок 6. Качели 7. Чистим верхние зубки8. Сдуй палочку с ладошки звуком «Т», «Р». 9. Парашют. 10 Стаканчики и перья
3. Загадки.
А сейчас давай подойдем к доске. Отгадайте мои загадки, выберите из картинок на доске правильный ответ (соответствующую картинку). (Каждому ребенку по две загадки, ребенок называет картинки, голосом выделяя звук [р])
Что за мостик разноцветный
Мы увидим каждым летом
Через речку через лес.
Повисел он и …исчез! (Радуга). На корабле воздушном,
Космическом, послушном
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на … (Ракета).
Хоть с виду он и угловат,
Но очень строен как солдат.
Вынослив, грамотен, умен –
Задачи все решает он.
Он по хозяйству помогает.
И даже в шахматы играет.
Не обыграть его вовек!
Ведь совсем не человек. (Робот). В воде озорница
Играет, резвится,
Блестит чешуей:
Поплыли со мной! (Рыба)
Все движутся вперёд, а он наоборот.
Он может два часа подряд
Всё время пятиться назад. (Рак)
А мы над нею руки моем
И посуду губкой трем.
А когда ее откроем,
То жемчужину найдем. (Раковина)
Согреют руки две сестрички,
А овут их….(Рукавички) Водитель в машине вцепился в него,
То влево, то вправо гоняет его. (Руль).
4. Определение количества слогов в слове
Молодцы, все загадки угаданы, верно, а сейчас давайте определим, сколько слогов в этих словах и отпустим в Логопоезд, распределяя слова по вагонам. (12 слов)
5. Звуковой анализ слова.
В этом упражнении я предлагаю вам составить схемы к словам, которые лежат на столе в игровизорах (радио, роза, рыба, рука). Дети самостоятельно делают анализ слов, вместе проверяем.
Сколько звуков в слове? Какой звук первый? звук [р]. (Он согласный или гласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой, каким цветом на схеме мы его обозначаем). Какой звук второй? Он гласный или согласный, каким цветом на схеме мы его обозначаем? Какой звук третий? (Он согласный или гласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой, каким цветом на схеме мы его обозначаем). (Ребенок с помощью логопеда, по наводящим вопросам выполняет звуковой анализ слова).
6. Физкультминутка
Ру-ру-ру - встанем рано по утру (тянется на носочках вверх).
Ра-ра-ра - марширует детвора (ребенок марширует).
Ро-ро-ро - насыпай снежок в ведро (загребаем снег рукой).
Ры-ры-ры – дуем на снежинки мы (дуем на перышки).
Ра-ра-ра – прыгать нам пора. (прыгаем на месте)
7. Игра «Один-много»
Сейчас мы с вами встанем в круг и сыграем в игру с мячом, я буду кидать вам мяч и называть слово, вы должны будете кинуть мне мяч обратно и назвать это слово во множественном числе. Например: рак-раки и т. д.
Ракета (ракеты, барабан (барабаны, ручка (ручки, перо (перья, рыба-рыбы, марка-марки, кран-краны, комар (комары, ранец (ранцы, тетрадь (тетради, карандаш (карандаши, морковка (морковки, помидор (помидоры).
8. Д/и «Что нарисовал художник неправильно» (Приложение 1)
(Демонстрируется картинка с изображением. Дети отвечаю полным предложением, и говорят, бывает ли такое. (сохраняя правильное произношение звука [р].
Ответы детей:
- Рыбак плывет на рыбе.
- На елке растут розы.
- Рысь стреляет из рогатки помидором.
- Рыба в аквариуме похожа на сову.
- Рыбу ловит рыболов.
9. Упражнение на развитие мелкой моторики. (Приложение 2)
Ребята на нашу планету Роби прилетел на ракете. Но вот беда ракета поломалась. Давайте поможем и соберем ракету для Роби из палочек.
Выкладываем ракету из палочек (схема)
III. Итог занятия (Приложение 3)
Давайте вспомним, какой мы с вами повторяли звук? (звук [Р])
Какое задание вам запомнилось больше всего?
Хотите еще поиграть в такие игры? Дома с родителями, вы можете их повторить. Я предлагаю Вам взять роботов и разместить их на планетах соответствующих вашему настроению. (На доске три планеты с изображением эмоций). Первая планета - не справились с заданиями, вторая планета - были ошибки, некоторые задания вызвали затруднения, третья планета - все задания выполнены.
В награду за ваши старания, я вам дарю по шарику, а наши гости нарисуют на нем что-то интересное.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3