Светлана
Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] с использованием кинезиологических упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить произношение звука «Ш» в слогах и словах.
Задачи коррекционно-развивающие
• Повышение мотивации к занятиям
• Формирование умения быстро переключаться
• Повышение концентрации внимания на речи
• Повышение способности воспринимать и воспроизводить ритмический рисунок
• Улучшение зрительно-моторной координации
• Синхронизация работы полушарий головного мозга
Задачи коррекционно-образовательные
• Развитие крупной и артикуляционной моторики
• Автоматизация звука «Ш» в чистоговорках
Оборудование
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия „Автоматизация звука [ш] с использованием кинезиологических упражнений“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
• Карточки с русунками - последовательностями простых движений руками и ногами
• Мешочки крупой размером 15/15 см, вес около 200 граммов каждый
• Лесенка, обозначенная на полу цветной изолентой из 6 клеток в 1 ряд
• Карточки «Дорожки» для пальцев обеих рук
Ход занятия
Логопед :
Ребята, сейчас я расскажу вам скороговорки, а вы послушайте внимательно и постарайтесь определить – какой звук в ней встречается чаще других.
1. Саша машет Маше
Маша машет Саше
Маша Саши краше
Саша краше Паши
2. В шалаше шесть шалунов
Дети:
Звук «Ш»
Логопед :
Верно, звук «Ш». Этот звук мы с вами научились говорить правильно.
А теперь мы с вами превратимся в шмелей и полетим по кабинету, расправив крылышки. Летим и все вместе шипим, произносим долгий звук «Ш-Ш-Ш».
Дети «летают» по кабинету, машут крылышками, произносят долгий звук «Ш», затем усаживаются перед зеркалом для выполнения артикуляционной гимнастики.
3. Акустико-артикуляционный образ звука «Ш».
Логопед : Что губки и язычок делают, когда вы произносите звук «Ш»
Дети: Губы округлены и сдвинуты вперед, зубы сближены, язычок во рту поднят вверх
Логопед : Ребята, кто хочет рассказать про звук «Ш», какой это звук?
Дети: Звук «Ш» - согласный, глухой, твердый.
Согласный – потому что мы его не можем петь, нам мешают язычок и зубки. Глухой – потому, что горлышко не поет.
4. Артикуляционная гимнастика:
Логопед :
А теперь нам пора выполнить гимнастику для язычка.
Давайте вместе произнесем волшебные слова и отхлопаем их ритм.
Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими язычками.
Дети произносят слова и хлопают на сильные доли во фразе.
Дети выполняют артикуляционные упражнения :
• «Заборчик»,
• «Слоник»,
• Чередование «Заборчик-слоник»
• Непослушный язычок
• Блинчик на тарелочке
• Чистим зубы
• Вкусное варенье
• Лошадка
• Гармошка
• Чашечка
5. Упражнение «Хлопаем и топаем»
Детям предъявляются карточки с последовательностью простых движений руками и ногами.
Логопед с детьми отраженно выполняют последовательность простых движений по первой и по второй карточке. Затем дети сами повторяют ритмический ряд движений, в соответствии со схемой, сопровождая движения чистоговорками. В качестве ударной поверхности для рук используется стол или колени.. В качестве ударной поверхности для ног используется пол. Дети проговаривают чистоговорки, одновременно выполняют движения руками и ногами.
Чистоговорки:
Ша-ша-ша – моем малыша
Ша-ша-ша – варится лапша
Шо-шо-шо – спели хорошо
Шу-шу-шу – съели всю лапшу
Шу-шу-шу – воздухом дышу
Ши-ши-ши – вот карандаши
Ши-ши-ши – буквы напиши
Аш-аш-аш – вот автобус наш
Аш-аш-аш – белый карандаш
Ош-ош-ош – хорошо поешь
Уш-уш-уш – вот горячий душ
Логопед : Хорошо мы с вами хлопнули и топнули. А теперь еще поиграем в другую игру.
6. Упражнение «Мешочки».
Логопед : «А теперь поиграем с веселыми мешочками», будем их весело перекладывать и произносить чистоговорки».
Дети выполняют сначала простые движения: обе ладони развернуты вверх, локти прижаты к бокам, руки расположены параллельно, на одной ладони лежит мешочек. Ребёнок хлопком перекладывает мешочек из правой в левую руку и возвращает руку в исходную позицию. То же самое движение с другой рукой. Отрабатывается это упражнение с чистоговоркой, сопряженно с педагогом. Вместо мешочка можно использовать мячик с шипами.
Во время выполнения упражнений с мешочком, используются те же чистоговорки, что и в упражнениях «Топнем и хлопнем».
Логопед : Хорошо мы с вами поиграли с мешочками. А теперь давайте попрыгаем.
7. «Лесенка»
Для упражнения используется лесенка, обозначенная на полу цветной изолентой. Начинаем упражнения с исходной позиции у начала лестницы, ребенок прыгает, отталкиваясь двумя ногами, и приземляется в следующий сектор. Сначала дети прыгают по лестнице вперед молча, а далее выполняют каждый прыжок совместно с проговариванием части чистоговорки. Чистоговорки используются те же, что и в предыдущих заданиях «Топнеми хлопнем» и «Веселые мешочки». На каждый прыжок дети произносят часть чистоговорки. Сначал дети прыгают в каждую клеточку двумя ногами. Далее, чтобы разнообразить задание, дети прыгают по клеточкам лесенки правой ногой и левой ногой по очереди.
8. «Дорожки»
Логопед : Ребята, нам осталось поиграть в одну игру с пальчиками. Сейчас я раздам вам листочки с дорожками для пальчиков.
Ребенок ведет указательными пальцами линии одновременно по двум дорожкам на распечатанной карточке. Предварительно (на предыдущих занятиях) дети учились проводить по подобным линиям последовательно каждой рукой, а потом вести двумя руками одновременно.
Вести дорожку нужно от круглых точек, то есть сверху вниз.
Делать упражнение нужно медленно, контролируя четкость его выполнения. Одновременно с движением пальцами необходимо произносить чистоговорки, указанные в предыдущих упражнениях.
9. Итоги занятия.
Логопед : Наше занятие заканчивается. Мы хорошо поиграли, попрыгали, потопали и похлопали. Какой звук мы закрепили? Чем мы занимались на занятии? Что вам больше всего понравилось?
Список использованной литературы :
1) Н. Н. Перепелятникова Кинезиологические упражнения при автоматизации и дифференциации звуков в чистоговорках. Детство-пресс, Санкт-Петербург, 2022г.
2) В. Г. Дмитриева. 1000 скороговорок для развития речи. АСТ, Москва, 2015г.