Марина Архипова
Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект под группового логопедического занятия по теме : "Дифференциация звуков (С-Ш)"
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера.
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия „Дифференциация звуков [С]-[Ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу. Пожелайте им доброго утра.
Логопед : Присаживайтесь, ребята, с чего мы всегда начинаем наше занятия? Правильно! С гимнастики для язычка.
2. Артикуляционная гимнастика.
Толстые внуки приехали в гости,с ними худые – лишь кожа да кости. Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,и поцеловать они всех потянулись. Утром проснулись в улыбочку губы,чистили мы свои верхние зубы,вправо и влево, внутри и снаружи,с нижними зубками тоже мы дружим. Губы сожмем мы и рот прополощем. И самоваром пыхтим, что есть мочи. Чашки поставим, чтоб чаю налили. На нос подуем, мы чай остудили. Дедушка сделал для внуков качели,все мы на них покачаться успели. Дедушка скачет на лошади ловко. Звонкие вязнут на глине подковки. Вот замедляет лошадка шажочки,И на опушке мы видим грибочки.
3. Подготовка и введение в тему.
А сейчас я прочту стихи – а вы внимательно слушайте:
Спит спокойноСтарый слон –Стоя спатьУмеет он!
Логопед : Какой звук слышится чаще других?
Дети: [с]
Логопед : Правильно. А вот ещё один стих –
Шуршит камыш,Над речкой тишьИ только двое лягушатКамыши тихонько ворошат
Логопед : А теперь какой звук слышится чаще других?
Дети: [ш]
Логопед : Ребята вы уже догадались какие звуки сегодня мы с вами будем учится слышать, проговаривать и различать? [c - ш].
Основная часть.
1 Характеристика и артикуляция звуков
- А чем различаются звуки [с] [ш]? ([с] может быть твердым и мягким, он свистящий, [ш] – всегда твердый, он шипящий)
- Какую форму принимают губы при произнесении звуков [с] [ш].
(При звуке [с] - губы в улыбке, при звуке [ш] - трубочкой?
- Где у тебя находится язычок, когда ты произносишь звук [c], [ш]? (При звуке [c] – язычок внизу, упирается в нижние зубы, при звуке [ш] – язычок принимает форму чащечки и поднимается за верхние зубы).
- Какая воздушная струя при произнесении звуков [с], [ш]? (При звуке [с] воздух проходит посредине языка, воздушная струя холодная, при звуке [ш] – воздушная струя теплая).
Логопед : Молодцы! Ребята нас сегодня двое друзей Соня и Шутник (слайд 1) пригласили на день рождения. - А где живут смурфики? Правильно в волшебном лесу. (слайд 2) Что бы в нем оказаться нам нужно произнести волшебные слова
Звоночек заливается,
Всё самое интересное начинается
В сказку с вами мы пойдём
В страну звуков попадём!
Глазки дружно закрывайте,
Сказку в душу пропускайте.
Раз, два, три - в сказку попади!
2. Дифференциация звуков на уровне слога
Дети посмотрите ягодная поляна, давайте соберем ягоды для Сони и Шутника (слайд 3)
- Соня очень любит малину. Когда он собирает ягодки, то поет свою песенку: «Са-са-са», «со-со-со», «су-су-су, «сы-сы-сы». Давате соберем ягодки для Сони и споем его песенку. Ставим пальчики на рисунок, шагаем по малинкам, напевая песенку.
- Шутник очень любит клубнику. Когда будем собирать ягодки, то будем петь его любимую песенку: «Ша-ша-ша», «шо-шо-шо», «шу-шу-шу», «ши-ши-ши». Давай соберем ягодки вместе с Шутником.
3. Дифференциация звуков на уровне слов
Но мы будем там не одни. К смурфикам на день рождения спешат много разных гостей. Посмотрите на картинку и назовите тех, кто придёт к ним на день рождения (сСлайд 4). Как их можно назвать, одним словом (домашние животные)
4. Развитие фанематического слуха
Гости приготовили подарки. Нам надо помочь доставить все подарки Сони и Шутнику. Давойте посмотрим что подарили гости (Слайд 5) - назовем и определим какой звук в слове. Если в слове вы услышите звук (Ш) значит поднимаете ладони в верх, а если звук (С) то в низ.
Ребята, нам тоже нужно выбрать подарки. (слайд 6) Куда мы пойдём за подарками? В магазине подарки покупают за деньги. У нас магазин сказочный, деньги тоже будут сказочные. Я вам сейчас их раздам. Вы сможете «купить» на них только тот предмет, в названии которого есть звук (С) или (Ш)
-Ребята подарки мы подарили, а что еще делают на дне рождении?
-Правильно, играют! Давайте и мы поиграем с мячиками
5. Су-Джук гимнастика.
(слайд 7)
6. Дифференциация звуков на уровне словосочетаний
- Соня и Шустрик очень хорошие друзья и любят играть вместе, но сегодня им подарили много подарков и они не могут их поделить, давайте поможем им их поделить. (Слайд 8) Подарки Сони начинаются со звука [с], а вещи Шутника со звука [ш]. (Шорты для Шутника, сумка для Сони,. и т. д.)
- Какие вещи возьмет себе Шустрик? (шапка, шорты, шары, шуба).- Какие вещи возьмет себе Соня? (савок, сумка, сапоги, санки).
7.«Исправь ошибку».
Один из самых маленьких смурфиков написал письмо для имениников и перепутал слова, давайте поможем ему исправить ошибки.
Кошка ловит «миску»,
Мама моет «мышку».
Положили в плошку "каску".
Надевал пожарный "кашку"!
Сладко спит в берлоге "миска"
На столе с салатом "мишка"
На лицо надета "машка"
Имя нашей кошки "маска"
Ребята, Соня и Шутник приглашают вас погулять по волшебному лесу.
8. Массаж лица «В лесу» (слайд 9)
(По китайской медицине)
улучшает питание кровью кожи лица, успокаивает
головную боль, снимает усталость глаз
Теплый ветер гладит лица, ладонями провести от
Лес шумит густой листвой бровей до подбородка и
обратно 4 раза
Дуб нам хочет поклониться, От точки между
Клён кивает головой. бровями большим пальцем
левой руки массировать лоб,
проводя пальцем до середины
лба у основания волос – 4 раза.
А кудрявая берёзка массаж висковых впадин большими
Машет нам листвой. Пальцами рук, совершая
вращательные движения – 8 раз
9. Проговаривание чистоговорок.
Ребята, день рождения походит к концу. Смурфикам очень понравилось то, как вы помогали их друзьям. А вам понравилось помогать? Соня и Шутник и все их друзья желают вам успехов в ваших делах и просят произнести чистоговорки.
Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,Са – са – са – голубые небеса,Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,Су – су – су – и водички принесу,Ши – ши – ши – наши детки хороши,
А на память о встрече, они хотят подарить вам подарки. Вот они.
А теперь ребята давайте возвращаться в детский.
10. Логоритмическое упражнение
«По дорожке, по дорожке»
По дорожке, по дорожке. Скачем мы на правой ножке (Подскоки на правой ноге.)И по этой же дорожке,Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)По тропинке побежим,До лужайки добежим. (Бег на месте.)На лужайке, на лужайкеМы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)Стоп. Немного отдохнем.
Детский сад найдём. (Ходьба на месте. (слайд 10)
11. Итог занятия. Рефлексия.
Ребята вам понравилось занятие?
А где мы сегодня побывали?
Какие звуки учились различать?