Светлана Демина
Конспект занятия по ЗОЖ «Играем, здоровье сохраняем»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Аленушка»
«НОД в старшей группе» .
Тема: «Играем, здоровье сохраняем»
Воспитатель: Демина С. В.
Направление: познавательно - речевое.
Образовательная область: здоровье.
Интеграция с областями: познание, коммуникация, социализация, безопасность, физическая культура музыка, художественная литература.
Цель: формирование у детей субъектной позиции созидателя своего здоровья.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по ЗОЖ „Играем, здоровье сохраняем“» размещена в разделах
- Дать знания о здоровье человека и способах укрепления.
- Научить элементарным приемам сохранения здоровья
Развивающие:
- Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнении и гимнастик на занятиях и в повседневной жизни;
Развивать речь, обогащать словарь.
Воспитательные:
- Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.
- Воспитать желание у детей заботиться о своем здоровье.
Оборудование и материал: диск -солнце, лучи с картинками частей тела, свеча, карточки-раскраски солнце по количеству детей
Методические приемы.
I. Организационный момент
Коммуникативная игра «Здравствуйте»
II. Погружение в проблемную ситуацию.
1. Что означает слово «Здравствуйте»?
2. Беседа: «О болезни и ее лечении»
III. Решение проблемной ситуации.
3. Беседа «Что нужно делать, чтобы быть здоровым»
4. Создание игровой мотивации «Сравним наше здоровье с солнцем»
5. Дыхательная гимнастика «Обними себя»
6. Гимнастика для глаз «Тренируем глазки»
7. Массаж биологически активных зон «Утка и кот»
8. Точечный массаж «Поиграем с ушками»
9. Виброартикуляционная гимнастика
10. «Сказка о пальчиках»
11. Массаж пальчиков
IV. Рефлексия
12. Д/у «Поделись хорошим настроением»
13. Сюрпризный момент – раскраска «Солнце»
Ход НОД
I. Организационный момент
Воспитатель:
-Здравствуйте, ребята! Какой сегодня прекрасный день!
- Какие вы сегодня необычайно симпатичные. У вас очень добрые, теплые, ласковые улыбки.
-Посмотрите, у нас много гостей и у них у всех хорошее, радостное настроение.
- Ребята, давайте поздороваемся с гостями, но прежде мы поздороваемся ласково со своим телом.
Коммуникативная игра «Здравствуйте»
Здравствуйте, ладошки! -Вытягивают руки поворачивая ладошки вверх
хлоп - хлоп - хлоп -3 хлопка
Здравствуйте, ножки! - пружинка
Топ - топ - топ - топают ногами
Здравствуйте, щечки! -гладят ладошками щечки
Плюх - плюх - плюх! -3 раза слегка похлопывают по щекам
Пухленькие щечки! -круговые движения кулачками по щекам
Плюх - плюх -плюх -3 раза похлопывают по щекам
Здравствуйте, губки! -качают головой вправо-влево
Чмок-чмок-чмок! 3 раза чмокают губами
Здравствуйте, зубки! -качают головой вниз- вверх
Щелк-щелк-щелк! - 3 раза щелкают зубами
Здравствуй, мой носик! -гладят нос ладонью
Бип-бип-бип! -нажимают на нос указательным пальцам
Здравствуйте, гости! -Протягивают руки вперед ладонями вверх
Привет! -машут рукой
II. Погружение в проблемную ситуацию.
-Знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили частицу здоровья, потому что вы сказали «Здравствуйте». Это значит – здоровья желаю (дети садятся).
Воспитатель:
-Здравствуйте, ты скажешь человеку,
Здравствуй, улыбнется он в ответ.
И, наверное, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много — много лет.
Воспитатель :
-Вы болеете дети? (дети отвечают)
-А чем вас лечат? (Таблетками)
-А можно быть здоровым без таблеток? (дети отвечают)
Воспитатель:
-А вы знаете, что каждый человек может не лечиться таблетками, если будет укреплять свое здоровье? Недаром говорится:
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу.
Давайте вместе повторим эти слова. (Заучивание.)
III. Решение проблемной ситуации.
Воспитатель:
-Ребята, сегодня мы поговорим с вами о здоровье. Кто хочет быть здоровым?
(Дети отвечают)
Воспитатель:
-Ребята, знаете ли вы, что здоровье спрятано в каждом из нас? Очень важно сохранить и укрепить свое здоровье?
Воспитатель:
-А как мы сможем сами себе помочь укрепить здоровье, мы сейчас узнаем.
Я открою вам маленький секрет. Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков. (прикрепляет желтый диск на доске)
-Эти лучики живут в каждой клеточке вашего организма. Сейчас мы с вами будем учиться укреплять наш организм, а лучики – это части тела.
-Я прикреплю 1-ый лучик нашего организма - это доброжелательное отношение ко всем живущим на земле, когда мы желаем здоровья, при встречи, говоря, слово здравствуйте. (прикрепить лучик к диску солнца)
Воспитатель:
-Ребята, почему человеку важно быть здоровым? (ответы детей)
-Молодцы, правильно!
-Чтобы узнать, как называется второй лучик нашего организма, давайте проведем небольшой опыт. Сейчас вы постарайтесь глубоко вдохнуть и закрыть рот и нос ладошкой и не дышать. Что вы почувствовали? (ответы детей)
- Почему не смогли долго быть без воздуха? (ответы детей)
-Правильно. Это каждая клеточка вашего организма взбунтовалась: «Пришлите, пожалуйста, воздуха, а то мы погибаем!»
- Давайте встанем и выполним дыхательные упражнения, которое называется «Обними себя»
Стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч, кисти повёрнуты вперёд, пальцы разведены.
Сделать глубокий вдох.
Молниеносно скрестить руки перед грудью так, чтобы кисти хлестнули по лопаткам.
Плавно и медленно вернуться в и. п., делая глубокий медленный вдох.
Воспитатель:
- Мы прикрепим 2-ый лучик нашего организма – это правильное дыхание через нос, при котором наш организм насыщается кислородом во многом зависит здоровье человека, повышает сопротивляемость к заболеваниям дыхательной системы.
Воспитатель:
-Ребята, а теперь я вам предлагаю ответить, смотрите вы дома телевизор или играете ли на компьютере. А вы знаете, что зрение получает огромную нагрузку и глазки у вас устают. А вам бы хотелось ходить в очках, потому что вы плохо видите? (ответы детей)
-Тогда давайте научимся делать простые упражнения, глазки отдохнут, и ваше зрение не будет под угрозой, вам не придется ходить к врачу, чтобы вам назначили лечение.
-Давайте встанем прямо, будем выполнять движения одними глазками, не поворачивая туловище. Покажите свой указательный палец, будем следить взглядом за пальчиком.
Гимнастика для глаз «Тренируем глазки»
Вдаль на палец посмотри
отводят палец далеко, смотрят на него
Близко к носу поднеси
подносят палец к кончику носа, смотрят на него
Закрываем мы глаза,
Далее по тексту
И представим луг, леса.
А теперь глаза откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву о, получается легко.
Вверх посмотрим, вниз посмотрим,
Вправо, влево, как часы
А теперь глаза закроем и немного посидим.
Воспитатель:
- Значит 3-ый лучик нашего организма – это зоркие глазки, которые мы будем беречь и тренировать.
Воспитатель:
-Ребята, чтобы быть всегда жизнерадостными, бодрыми и здоровыми я предлагаю вам сделать массаж для профилактики простудных заболеваний.
Массаж биологически активных зон «Утка и кот»
Утка крякает, зовёт
Поглаживать шею ладонями сверху вниз.
Всех утят с собой,
А за ними кот идёт,
Указательными пальцами растирать крылья носа.
Словно к водопою.
У кота хитрющий вид,
Пальцами поглаживать лоб от середины к висам.
Их поймать мечтает!
Не смотри ты на утят -
Раздвинув указательный и средний пальцы, сделать «вилочку» и массировать точки около уха.
Не умеешь плавать!
Воспитатель:
- Прикрепим 4-ый лучик нашего организма – это веселый массаж, он необходим для повышения сопротивляемости организма, для улучшения кровообращения, помогает восстанавливать сила организма, снять общую усталость.
Воспитатель:
- А теперь я вам предлагаю поиграть с ушками. На ушной раковине находиться много активных точек, связанных почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Массаж волшебных точек ушек «Поиграем с ушками»
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Дети садятся в кружок с воспитателем
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
Дети находят свои ушки, показывают их взрослому
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. Пи этом ребёнок должен ощущать хлопок.
А потом, а потом
Покрутили козелком.
Ребёнок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течении 20-30 секунд.
А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем опускает.
Ушко кажется замёрзло
Отогреть его так можно.
Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину.
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра,
Наступила ти-ши-на!
Дети расслабляются и слушают тишину.
Воспитатель:
-Ребята, мы с вами поиграли и снова помогли нашему организму в сохранении здоровья. Поэтому закрепим 5-ый лучик нашего здоровья – это точечный массаж ушной раковины.
Воспитатель:
- Скажите, кто из вас болел в этом году? А чем вы болели? А знаете, почему это произошло?
- Правильно, в наш организм попали микробы. Но с микробами и болезнями могут бороться не только лекарство, нам помогут звуки. Хотите узнать как?
«Виброартикуляционная гимнастика»
1. Если у вас болит горло, надо превратиться в комарика и спеть его песню (руку приложить к горлу –з-з-з-з-з);
2. Когда начинаем кашлять, становимся большими жуками (ладонь к грудной клетки –ж-ж-ж-ж-ж);
3. А когда очень устали и болит голова, слушаем шум волн (-с-с-с-с-с)
(картинки для повторения)
- Ребята, что мы с вами сейчас делали? Правильно пели песенки комара и жука. Появился 6-ый лучик нашего здоровья – это гимнастика для язычка, который умеет петь песенки, помогая прогнать микробы, а с ними и болезнь.
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, что это у меня (показываю пальчики). Что могут делать наши пальчики? А еще они могут помочь нашим органам, сохранять здоровье.
Но с начало давайте вспомним, как называются наши пальчики. Расскажем стихотворение «Сказка про пальцы»
«Жили братья, не тужили, Но однажды приуныли, Стали думать и гадать, Как же имена всем дать.
— Я хоть ростом невелик, Но веселый озорник. Все стоите вы за мной. Буду зваться я «Большой».
— Я указывать люблю, На цветы и на Луну, Очень я внимательный, Палец «Указательный».
— Я стою посередине, Буду зваться я отныне «Средний» палец-удалец. Вот такой я молодец!— Меньше всех я братьев ростом. Ох, как маленьким непросто! Но меня легко узнать, Пусть «Мизинцем» будут звать.
Брат один, как ни гадал, Имя так себе не дал. Но его не обижают, «Безымянным» называют!»
— А теперь давайте надевать колечки на все пальчики по очереди.
Дети массируют пальцы кольцом, а воспитатель рассказывает, для чего мы массируем тот или иной палец.
— Большой палец мы массируем, чтобы не болела голова.
— Указательный — чтобы дыхание было ровным.
—Средний палец массируем для того, чтобы хорошо работал желудок.
— Безымянный — чтобы хорошо работали все внутренние органы.
— Мизинец — чтобы лучше работало сердце.
Вот видите, как через наши ладошки и пальчики мы воздействуем на все наши органы!
-На сегодня это последний 7-ый лучик нашего здоровья-это гимнастика для пальчиков, её можно выполнять в любое свободное время.
III. Рефлексия
Воспитатель:
-Как ярко сверкает у нас солнце здоровья?
Сколько лучиков у нас получилось. (много)
Д/у «Поделись хорошим настроением»
А вы знаете, что лучики посылают нам тепло и мы радуемся, у нас хорошее настроение и мы делимся радостным настроением со всеми.
Я уверена, что вы сохраните свое здоровье и дальше будете укреплять его.
Я хочу тоже поделиться с вами хорошим настроением.
У меня в руках частица солнечного тепла.
Давайте расскажем, каким частям тела мы сегодня помогли укрепить здоровье, передавая это тепло друг другу, что вам понравилось для укрепления нашего здоровья, какие упражнения вы хотели бы еще повторить.
- А эти силуэты солнышка я вам предлагаю раскрасить, и подарить тем, кого вы любите и желаете им здоровья. Спасибо вам.