Ирина Одуева
Конспект по экспериментированию «Как Незнайка стал настоящим экспериментатором» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 218»
Заводского района г. Саратова
Конспект по экспериментированию
в средней группе
Тема: «Как Незнайка стал настоящим экспериментатором»
Подготовила:
Воспитатель Одуева И. Д.
Саратов 2018г.
Цель: Создание условий для развития познавательной деятельности детей посредством экспериментирования (опыты с водой)
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект по экспериментированию „Как Незнайка стал настоящим экспериментатором“ в средней группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
— формирование и систематизирование знаний детей о воде, о её назначении, для чего ее используют; обучение бережному отношению к воде; формировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность; активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов
— обогащать и активизировать словарь, развивать речь.
Развивающие:
— развивать познавательную активность,- решение проблемных ситуаций, экспериментирование, игровые обучающие задания,
— самостоятельно делать выводы, анализировать, сравнивать ;
— развивать двигательную активность детей.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к воде.
воспитывать умение работать в группе, договариваться со сверстников
Развивать фантазию и воображение.
Методы и приё мы: практические опыты, экспериментирование, подвижная игра, пальчиковая игра, сюрпризный момент., вопросы к детям, решение проблемных ситуаций, игровые обучающие задания, наглядные,словесные.
Материал и оборудование: одноразовые стаканчики, трубочки, ложки, сахар, бутылка с водой, камешки, молоко, салфетки, запись музыки, воронка для опыта, полоски цветной бумаги разного цвета.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: беседы о воде, чтение стихов, загадок, чтение потешек о воде, просмотр иллюстраций о свойствах и качествах воды.
Чтение Н. Н. Носов «Приключение незнайки и его друзей».
Ход занятия:
Приветствие «Здравствуй солнце золотое»
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое.
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок.
Здравствуй утро, здравствуй день,
Нам здороваться не лень! (дети здороваются с гостями).
Воспитатель:Ой, ребята кто-то там плачет.
Давайте посмотрим.
Кто это?
Незнайка.
Что случилось?
- «Я ушел из цветочного города, там я всем мешаю и ничего не умею».
- «Девочка синеглазка меня не любит, говорит, что я грязнуля не берегу воду, а Знайка не берет меня участвовать в исследованиях».
- «А так хочется узнать много интерестного».
Воспитатель: Рябята поможем Незнайке?
Чтоб им годились Синеглазка и Знайка.
Ну чтож начнем испытания, но сначала отгадаем загадку, что мы сегодня будем исследовать.
Отгадайте загадки:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода).
Я и тучка, и туман.
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу
И стекляшкой быть могу. (Вода).
Незнайка : А для чего нужна вода?
Воспитатель: Давайте поможем Незнайке узнать для чего нужна вода.
1. Подходят к графину с водой, (вода нужна, чтобы ее пить.)
2. К умывальной комнате, (мыть руки, умываться, мыть игрушки, быть чистоплотными)
3. Около мойки, (для мытья посуды.)
4. К цветам.
Воспитатель: Вот видишь, Незнайка как вода важна, расскажем кому нужна вода. (растениям, животным, человеку).
— А для чего вода растениям? (ответы детей). Правильно, растениям вода нужна для роста.
— А для чего вода животным? (ответы детей). Вода животным нужна для того, чтобы ее пить и не погибнуть от жажды.
— А человеку вода нужна? (ответы детей). И человеку вода очень нужна – чтобы умываться, купаться, пить, готовить пищу. Но вода нужна – чистая, прозрачная, безопасная,а еще воду нужно беречь. Но иногда – вода может изменить свои свойства.
Воспитатель: сегодня мы с вами будем сотрудниками «волшебной лаборатории.
Опыт :Вода
Перед каждым ребенком 2 стакана с водой. Воспитатель переливает воду из одного стакана в другой.
Слышите? Как звучит? Вода льется, и мы слышим ее. А если она льется, значит, она какая?
(Жидкая).
ОПЫТ «Какую форму имеет вода?»
Ребята посмотрите у вас на столе бутылка с водой. Обратите внимание вода приняла форму бутылки. А теперь откройте бутылку и налей те ее в стакан Обратите внимание вода приняла форму стакана. Скажите вода имеет форму. (ответы детей) Правильно вода принимает форму того сосуда в который ее налить. ,какую только захотим,такую форму придадим.
ОПЫТ «Вода – не имеет вкуса»
Опыт вода – растворитель, сладкая, соленная.
Ребята возьмите ложечку и попробуйте воду на вкус. Скажите она имеет вкус. (ответы детей)А теперь возьмите сахар и добавте в стакан и размешайте, в другой стакан-соль. Скажите а теперь вкус у воды есть (ответы детей)Правильно вода принимает вкус того вещества которое в него добавили.
А сейчас отдохнем!
(физкультминутка)
Тра-та-та, тра-та-та, (прыжки)
Тихо плещется вода!
Мы плывем по теплой речке
(плавательные движения)
В небе тучки как овечки.
Разбежались, кто куда (потягивание – руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох
И садимся на песок (садятся)
ОПЫТ «Вода – прозрачная» какого цвета вода? Ребята скажите у воды есть цвет. (ответы детей)Возьмите цветные полоски и выберете цвет. какой цвет (ответы детей)А теперь возьмите камушек и бросьте в стакан с молоком. Вы его видите (ответы детей) -значит, мы делаем заключение, что вода прозрачна.
Мы в стакан воды налили,
Опыт провели удачный!
Мы с тобой установили –
Чистая вода – прозрачна!
Пальчиковая игра «Облака»
Маленькое облако (округлить руки, пальцы сцепить в «замок»)
По небу плывет (качать руками влево и вправо)
Маленькое облако
Ветерок несет.
Поднимает облако (поднять сцепленные руки и потянуться вверх)
На утес могучий,
Превращает облако (развести руки в стороны, и хлопнуть в ладоши)
В грозовую тучу.
Опыт: грязная и чистая вода. (очистка воды.)
— Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
-Что случилось с Иванушкой? Почему нельзя было пить эту воду? (она грязная).
— Существуют разные способы очистки воды
Воспитатель: Ребята посмотрите перед вами две емкости с грязной водой. Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
(Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой – грязная.)
Воспитатель: Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить, эту или ту?
Дети: Вот эту.
Воспитатель: Почему?
(Потому, что здесь вода чистая, а в этом кувшине – грязная. Воду нужно пить чистую.)
Воспитатель: Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём эту воронку, вложим в неё ватку и начнём пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрите, что у нас получается.
(Вода стала чистой).
Воспитатель: А что стало с нашей ваткой?
Дети: ватка стала грязной.
Воспитатель: Ребята, что мы с вами сейчас делали с водой?
Дети: Мы очистили воду от грязи. Грязь осталась на ватке, а вода стала чистой. Теперь ей можно мыть руки и посуду, стирать бельё, а пить можно только кипячёную воду.
Ну вот, Незнайка, мы тебе показали и рассказали какими свойствами обладает вода. Ребята, а вы запомнили эти свойства?.
Перечислите:
— Вода не имеет формы.
— Вода не имеет запаха и вкуса.
— Вода – растворитель.
— Воду можно очистить.
Незнайка : Спасибо, ребята, я сегодня узнал много о воде. А теперь я хочу с вами поиграть: игра «Это можно или нет?»
Я сосульку полижу
И снежочком закушу
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет?
***
Я по тоненькому льду
На реку гулять пойду
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет?
***
А когда наступит лето
Я один пойду купаться
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет?
Воспитатель: Ребята, хотите послушать стихотворение о воде? Родник иссяк, ручей ослаб, А мы из крана – кап, кап, кап. Мелеют реки и моря, Не тратьте воду – зря, зря, зря. А то пройдёт немного лет, И нет водицы – нет, нет, нет.
— А теперь ответьте на вопрос: зачем нужно экономить воду?
Дети: Чтобы воды было много, чтобы в речке была воды, и можно было в ней купаться.
Воспитатель: Вода из большой реки течёт по трубам и попадает к нам в детский сад, в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Для того, чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрыть кран.
Гонит капля дождевая
Ручеек за ручейком,
Те бегут, не унывая,
У реки быстрей, потом…
А потом и синь морская!
А за нею океан.
Воду зря выпуская,
Закрывай покрепче кран!
Воспитатель: Вы, слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наестся не напиться!
Смею вам я доложить,
Без нее нам не прожить.
Вы слыхали о воде,
Говорят она везде,
Вы ее в пруду найдете,
И сыром лесном болоте,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода – Наша спутница всегда.
Незнайка : И вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу, а теперь мне пора возвращаться в цветочный город. Я все расскажу Знайке, буду слушаться Синеглазку, закрывать кран. Теперь мною будут все гордиться: - «Спасибо, вам ребята».
Подведение итогов: Молодцы ребята. Сегодня вы узнали много нового. Узнали, как вода меняет свои свойства, какую воду можно пить и как бережно относиться к ней.
Вы стали настоящими экспериментаторами. Давайте еще раз вспомним что вы сегодня выявили в ходе экспериментов. (ответы детей) : Ребята вы сегодня хорошо поработали. Вы молодцы давай те себе похлопаем!
Звучит песенка: «С голубого ручейка».