Гуля Нуцалова
Конспект ООД в средней группе «Живите настоящим, думайте о будущем, не забывайте о прошлом!»
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования и науки РД
МКДОУ ЦРР «/Д/С №3 «Дюймовочка»
Подготовила:
Муз. Рук Нуцалова Г. М.
г. Кизилюрт 2018г.
«Живите настоящим, думайте о будущем,
не забывайте о прошлом»
Цель: создание условий для социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития детей. Воспитание положительного эмоционального отношения к прошлому своей Родины.
Задачи:
Публикация «Конспект ООД в средней группе „Живите настоящим, думайте о будущем, не забывайте о прошлом!“» размещена в разделах
Образовательные: обогащать и активизировать словарь детей; совершенствовать исполнительское мастерство; формировать духовно-нравственные и патриотические качества у детей посредством приобщения к истории и культуре своей страны, своего народа.
Развивающие: развивать речь ребёнка, умение выразить чувства, переживания жестом, движением; развивать чувства любви к родному краю.
Воспитательные: воспитывать в детях чувство патриотизма и гордости за свою Родину, уважение к прошлому, традициям и культуре Дагестанского народа.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: чтение и разучивание произведений дагестанских поэтов, рассматривание видеороликов о СССР, о Дагестане, о Беслане; выставка рисунков, совместных работ родителей и детей; экскурсия в детскую библиотеку.
Оборудование:
оформление группы
изготовление декораций
костюмы национальные, костюмы для танца «Лезгинка», «Восточный» «Ангелы Беслана»
изготовление атрибутов к костюмам
использование ТСО.
Ведущая 1.(читает стихотворение за кулисами) :
Я прошлым не живу, но иногда
В себе я воскрешаю его тени…
Есть то, с чем не смирится никогда
Оно останется внутри меня
Как боль, с которой жить готова.
Есть то, о чём мне позабыть нельзя-
Я не хочу … и вспоминаю снова.
Звучит песня «Взвейтесь кострами»
Под музыку в зал заходят дети и пионеры со знаменем.
Пионервожатая: Отряд! Равняйсь! Смирно! Торжественная линейка посвященная приему октябрят в пионеры объявляется открытой. Под знамя пионерской организации равняйсь! Смирно!
К чтению торжественного обещания приготовиться.
Дети читают клятву
- Я Алибекова Ясмина, Я Нажуев Магомедшафи, Я Нуцалов Саид вступаю в ряды пионерской организации И. В. Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит коммунистическая партия – всегда выполнять законы пионеров Советского союза.
Дети (вместе) : Клянемся! Клянемся! Клянемся!
Пионервожатая: почетное право повязать пионерский галстук предоставляются воспитателям детских садов г. Кизилюрт (звучит барабанная дробь).
Ребёнок
Как повяжешь галстук,
береги его,
Он ведь с красным знаменем
Цвета одного.
Ребёнок
А под этим знаменем
в бой идут бойцы.
За Отчизну бьются
Братья и отцы.
Ребёнок
Как повяжешь галстук
Ты светлей лицом.
На скольких ребятах
Он пробит свинцом.
Ребёнок
Пионерский галстук
Нет, его родней,
он от юной крови,
стал ещё красней.
Звучит песня «Взвейтесь кострами»
Пионервожатая со знаменосцами под музыку обходят по периметру и уходят.
Звучит запись играющих детей.
Выходят дети кто с куклой, кто с коляской, кто с мячом, бабушка с сумками. Пионеры бегут помочь бабушке, упавшему ребенку.
Песня «Если с другом вышел в путь»
Выход Ведущих.
Ведущая 1. Добрый день мои маленькие друзья!
Ведущая 2. Добрый день наши дорогие гости. Сегодня мы с вами вспомним наше прекрасное прошлое, поделимся настоящим и помечтаем о будущем.
Клип «СССР»
Ведущая 1:
Мы жили в Советском союзе
В большой и прекрасной стране,
Где были друг другу мы братья
И солнце светило в окне.
Советский союз остается в сердцах миллионов российских граждан приятным и немного грустным воспоминанием о стабильности жизни и уверенности в завтрашнем дне.
Ведущая 2: во многом этому способствовали замечательные передачи 70-80гг., которые внимательно смотрела вся страна, эмоционально обсуждая сюжеты и искренне переживая за героев.
Ведущая 1: но самыми любимыми, по – настоящему проникновенными и добрыми передачами были детские программы «Будильник», «Абвгдейка», «Спокойной ночи», а так же «В гостях у сказки».
(звучит музыка «В гостях у сказки»).
Ребенок (Звучит музыка из кинофильма «Золушка») поет песню.
Проводиться физкультминутка.
Ведущая 2: передача «В гостях у сказки» появилась на телеэкране в 1976г. и единственная уходила на каникулы летом вместе со школьниками.
(Звучит музыка заставка передачи «Абвгдейка»).
Ведущая 1: ребята, вы узнали из какой передачи эта веселая, задорная песенка?
Дети: да! Из передачи «Абвгдейка».
Ведущая 2: эту передачу смотрели еще ваши родители. Она появилась на экране в 1975г. и вела ее Черняева Татьяна Кириловна.
Ведущая 1: а вы знаете, какие еще детские передачи смотрели ваши родители, когда они были маленькими детьми?
Ребенок: Я знаю. Папа говорил, что он очень любил Ералаш. И даже сейчас мы смотрим его вместе.
Ведущая 2: загнать советского ребенка с улицы мог не только суровый крик мамы из окна или папин ремень. Достаточно было крикнуть «Ералаш» начинается, как двор мгновенно пустел (звучит музыка заставка «Ералаш»).
(Звучит заставка «В мире животных»)
Ведущая 1: завораживающая передача «В мире животных» заменяла нам поход в зоопарк. Сидя дома можно было побывать в жаркой Африке, в Австралии и в холодной Антарктиде, узнать о животных, населяющих другие континенты. Мы желаем крепкого здоровья Николаю Николаевичу Дроздову. Эти люди словно мост в наше прошлое, и пока они живы, в нас живет детство.
Ведущая 2: музыкальные передачи были самыми излюбленными моментами в линейке телевизионных программ. Каждое воскресенье с нетерпением ждали «Утреннюю почту» с бессменным ведущим Юрием Николаевым, где по заявкам телезрителей исполнялись любимые песни. Одной из запоминающих песен детства была «Крылатые качели» на стихи Юрия Энтина.
Исполняется песня «Крылатые качели».
Ведущая 1: фильмы же того времени отличались высоким уровнем качества юмора и сатиры, никогда не позволяли лишнего и служили источниками захватывающих дискуссий на рабочих местах и на лавочках в парке.
Фрагмент из фильма «Кавказская пленница».
Ведущая 2: одним из любимых фильмов детей того времени было «Волшебное приключение старика Хоттабыча», который появляется через сотни лет из волшебного сосуда, благодаря пионеру Вольке.
Фрагмент из фильма «Старик Хоттабыч»
Появляется Хоттабыч с Волькой.
Хоттабыч: ой, Волька, куда мы попали (оглядывается? Да будет мир этому дому.
Ведущая1: здравствуйте почтеннейший дедушка! Здравствуй, мальчик! А вы кто?
Хоттабыч: я Хасан Абдурахман ибн Хаттаб, но вы можете называть меня старик Хоттабыч. А это мой юный спаситель Волька.
А вы кто, свет моих очей?
Ведущие: Мы - воспитатели.
Хоттабыч: царевну Будур я знаю, Шахирезаду тоже знаю, а воспитателя, о почтеннейшие, я не знаю. Но вы такие же красивые, как восточные красавицы.
Ведущая 2: а какие они восточные красавицы? я их никогда не видела.
Хоттабыч: о несравненная, ничего не возможного нет (колдует и появляются девочки для танца).
Танец восточных красавиц.
Хоттабыч: о, алмазы моего сердца, куда же я все - таки попал? Я ведь хотел показать Вольке прекрасную страну Индию.
Ведущая 1: уважаемый дедушка, ты попал великую страну Россию, Республику Дагестан.
Россия - это необычайно сильная и могучая страна, население которого составляет 149 миллионов человек. Вы присядьте, а мы покажем вам достопримечательности нашей родины. Мы с вами отправимся по самым красивым местам России
(видеоролик о России и дети поют песню «У моей России длинные косички»).
Хоттабыч: на самом деле Россия очень красивая и мы много увидели и узнали о ней, но, к сожалению, нам пора возвращаться домой.
Ведущая 2: нет, почтеннейший дедушка, не уходите. У нас в Дагестане народ гостеприимный и по традиции человек, вошедший в наш дом, становится нашим кунаком.
Ребенок читает стихотворение Расула Гамзатова «Если ты кунак»
Ребенок
Если ты кунак, то мой порог
Ждет тебя, сдувая облака.
Если ты от жажды изнемог,
То моя река – твоя река.
Ребенок
Если даже на дворе черно,
Встречу сам, подай лишь только знак.
Вот мой хлеб, вот розы, вот вино,
Все, чем я богат, – твое, кунак.
Ребенок
Холодно – сядь ближе к очагу,
Я получше разожгу кизяк.
Голодно – не сетуй, помогу:
Полем поделюсь с тобой, кунак.
Ребенок
Если станешь таять, как свеча,
Проклиная рану иль недуг,
Я успею привезти врача,
Кровь моя – твоею станет, друг.
Ведущая 1: Ребята, давайте познакомим гостей с нашей прекрасной республикой.
Слайд о Дагестане (во время слайда выступают дети).
Ребёнок. Мой Дагестан неописуем
Как ты прекрасен, словно рай.
О Дагестан, ты словно сказка,
Чудесный, горный, милый край!
Ведущая 2: Наша республика сильна дружбой народов её населяющих. А народов этих много (дети говорят по очереди вставая) : русские, аварцы, даргинцы, чеченцы, кумыки, лезгины, лакцы и др., каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, национальные костюмы, обряды и игры и танцы.
Чтение стихов детьми на родном языке.
Ведущая 1: Традиции народов Дагестана очень разнообразны и у каждого из народов, проживающих в стране гор свои особенности и правила выполнения традиционных обрядов. Сейчас наши дети покажут вам один из обрядов, который называется «Обряд выхода невесты за водой».
Сценка обряда (девочки приглашают танцевать Хоттабыча и Вольку).
Волька: (тянет Хоттабыча за руку) идём, идём.
Хоттабыч: что тебе Волька?
Волька: я устал танцевать, я хочу играть.
Хоттабыч: Дети, а давайте поиграем с вами в игру «Семь камушек»
Дети: Давайте.
Хоттабыч: подойдите ко мне поближе, я вам покажу, как играть в неё.
Дети садятся на ковёр вокруг Хоттабыча и играют с ним.
Волька: Хоттабыч, наверное мамка уже ищет меня.
Хоттабыч: Да, Волька, нам пора возвращаться домой.
Ведущая 2: многоуважаемый Хаттабыч! У нас в Дагестане принято уважать, почитать и прислушиваться к мнению старших. Может у Вас есть какое – нибудь наставление нашим детям.
Хоттабыч: вот что я скажу. Самое дорогое и священное, что отец передает сыну, дед внуку, одно поколение другому – это память. Любите и уважайте то, что было накоплено предшествующим поколением, цените то, что имеете. Я вижу, что вы все любите свою Родину, а чувство любви к Родине – священное, и оно способно творить чудеса.
Ведущая 1 : дорогой наш, Хоттабыч, по нашим традициям не принято провожать гостя с пустыми руками. Примите от нас в дар эти сладости.
Хоттабыч: о, радость моих очей, спасибо вам за вашу доброту. Я всем расскажу о гостеприимстве дагестанских народов. Прощайте, мои дорогие! (Хоттабыч с Волькой исчезают).
Ведущая 2: ребята, помните одно, что человек, не знающий и не помнящий о своем прошлом, о своих предках, не уважающий ценностей прошлого времени не имеет будущего. И где бы вы не находились вы являетесь частичкой большого дагестанского народа, и по вам будут судить о Республике Дагестан.
Ведущая 1:а я хочу, чтобы каждый из нас ценил жизнь, не только свою, но и чужую.
Что на земле имеет ценность?
Конечно, это жизнь, любовь,
Здоровье, мама, дети, верность,
Семья и защищённый кров.
Надежда в сердце, вера в Бога,
Души безгрешность, красота,
Любимый труд, домой дорога,
Мир на земле и доброта!
Родных и близких берегите,
Храня их счастье и покой,
Минуту каждую цените,
Что вам дарована судьбой.
Звучит музыка. Исполняется сценка – танец «Трагедия в Беслане»
Под тихую музыку, Гуля читает стихотворение «Жить»
Как можно отнять жизнь?
Как можно выключить свет?
Как можно отнять мать
У ребёнка, которому пять лет?
Человеку знать не дано
Сколько времени будет он жить,
Но дано выбирать одно
Как ему с этим временем быть
Жить! Жить! Жить!
Как можно простить врагу?
Как не перейти черту?
Как слёзы сдержать в груди?
Видеть рассвет впереди,
Надеяться и верить!
Жить! Жить! Жить!
Ведущая 1. Какое счастье, что память, возвращает нам прошлое, не для того, чтобы переделать его, а лишь затем, чтобы осмыслить, оплакать и понять. Мы в ответе за всё – за каждый поступок и за каждое слово, и память предлагает обдумать, зачем мы жили, что мы сделали со своей жизнью, было ли у нас назначение и выполнили мы его.
Звучит песня «Миг между прошлым и будущим.»
Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Живите настоящим, думайте о будущем, не забывайте о прошлом»
Участники проекта:
воспитатели, родители, воспитанники средней группы
Срок реализации:
Февраль-март 2017 г.
Тип проекта:
краткосрочный
Руководитель проекта: Нуцалова Гульнара Мавлетовна– воспитатель средней
группы
Особенности проекта:
По характеру продукта: познавательно-исследовательский
По профилю знаний: межпредметный (все образовательные области)
Проблема:
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.
Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном Дагестане. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к Родине.
Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию города, республики, страны.
Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств.
Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.
Актуальность темы
«Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатство – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике».
«Концепция патриотического воспитания граждан РФ».
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
В последе время в политической и экономической жизни России произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День российского флага, День единства и т. д.). У подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому одним из центральных направлений в работе с детьми становится патриотическое воспитание. Обращение к отечественному наследию прививает уважение к родной земле, у ребенка появляется чувство гордости за нее. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.
Патриотизм, применительно к ребёнку дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Цель проекта
Осуществить комплексный подход к воспитанию в духе патриотизма, приобщению дошкольников к истории и культуре родного страны, республики, местным достопримечательностям, воспитанию любви и привязанности к Родине. Создать условия для предметно-развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию.
Задачи проекта
1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края;
2. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своей страны, республики;
3. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.
4. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
5. Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к своей семье, городу, краю, стране, гордость за принадлежность к гражданам России.
6. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к Родине.
Методы проекта:
Познавательно-игровая деятельность,
целевые прогулки,
экскурсии,
наблюдения,
беседы,
чтения художественной литературы,
отгадывания загадок.
Этапы проекта:
Подготовительный этап
Цель: Анализ методического потенциала, совершенствование развивающей среды, необходимой для обогащения познавательного опыта детей
Подготовительный этап:
1. Создание предметно – развивающей среды в детском саду.
• 2. Организация прогулок, занятий, игр, бесед. Рассматривание рисунков, фотографий о своей малой Родине. Знакомство с литературными произведениями. Использование игр.
• Чтение рассказов и стихов о Родине, о родном городе, о войне, о космосе, о природе и животных родного края. беседы
• Просмотр презентаций и аудио-, видеофайлов
• Подбор книг для мини-библиотеки
Основной этап
Цель: Формирование гражданственно-патриотических чувств воспитанников средствами проектного метода.
• Реализация проекта в группе с привлечением родителей.
• Интеграция познавательной образовательной деятельности с другими видами деятельности.
• Целевые экскурсии и прогулки
• Оптимизация работы мини-музея «Мой Дагестан»
• Консультации для родителей
• Консультации для педагогов
Завершающий этап
Цель: Формирование понимания важных качеств личности; гражданской позиции, толерантности, патриотизма.
• Оформление инструментария по выявлению уровня осведомленности детей по результатам проектной деятельности.
• Проведение итоговых родительских собраний с презентациями проекта
• Выставка рисунков на тему: «Дагестан - любовь моя!».
Предполагаемый результат:
Дети испытывают любовь и привязанность к родному краю; дорожат своей семьей, домом.
Знают место проживания: город, республику; предприятия родного города и их значимость; символику города, республики, страны.
Знают некоторые исторические факты из прошлого России, Дагестана, города.
Знают свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями.
Называют представителей коренных национальностей, населяющих наш край, других национальностей России. Уважают их культуру и традиции.
Пояснительная записка
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
В рамках ФГОС ДО у детей дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в образовательную область «Познавательное развитие». Старший дошкольник должен быть сориентирован на:
1. Патриотизм - любовь к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
2. Социальную солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
3. Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.
Таким образом, применительно к ребенку 6-7 лет, определяется, как потребность, участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного села, Родины, чувствовать себя одним из представителей живой природы, иметь таких качества, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознавать себя частью окружающего мира.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
1. Создание предметно – развивающей среды в детском саду.
2. Организация прогулок, занятий, игр, бесед. Рассматривание рисунков, фотографий о своей малой Родине. Знакомство с литературными произведениями. Использование игр.
3. Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся патриотического воспитания.
Основной этап работы:
Название Тема
мероприятий
Работа с детьми Речевое развитие, познавательное развитие:
НОД Беседа «Моя Родина- Россия»
Беседа «История возникновения посёлка Бавтугай»
Продуктивные виды деятельности:
«Моя улица» - конструирование из строительного
материала
3
«Моя семья» - рисование
«Мой детский сад» - рисование
«Природа Дагестана» - аппликация
«Этот День Победы»- конструирование из бумаги
Художественно-эстетическое развитие: (музыка)
Прослушивание аудиозаписей:
«Если с другом вышел в путь»
«Слёзы Беслана»
«Гимн России», «Гимн Дагестана»
Игры Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин», «Почта», «Дом», «Дочки-матери»
Настольные игры : Лото «Народные промыслы»,
познавательная игра «Животный мир нашего края»,
развивающая игра «Жители планеты Земля», домино
«Народные промыслы»
Подвижные игры: «Чабан и орёл», «Подними платок», «Семь камушек», «Ждут нас быстрые ракеты».
Дидактические игры:
«Герб города», «Назови города Дагестана», «Флаг
России», «Расскажи где ты живёшь» и другие.
Знакомство с литературой С. Михалков «Дядя стёпа – милиционер», «Моя улица», С. Капутикян «Моя бабушка», Е. Благинина «Вот так мама». Загадки, стихи, пословицы.
«Люлечка качайся» (аварс., сказка «Храбрый козлик».
Целевые прогулки, К памятнику воинам- афганцев,
экскурсии К памятнику воинам павшим в ВОВ,
«Центр культуры народов Дагестана»
«Детская библиотека» г. Кизилюрт
«ГЭС им. В. И. Ленина»
Работа с родителями Анкетирование родителей по теме:
«Патриотическое воспитание ребёнка»
Консультация для родителей по теме:
«Нравственно-патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста»
Родительское собрание:
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у
дошкольников»
Работа с педагогами Подбор материалов для создания предметно-
развивающей среды, дидактических игр,
художественной литературы.
Консультация для воспитателей :
«Этапы, формы и методы патриотического
воспитания дошкольников»