Юлия Гаврилова
Конспект экспериментальной деятельности «Ткани» для детей старшей группы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментальной деятельности на тему : Ткани
Цель: познакомить детей с понятием «ткань», дать представление о разнообразии тканей и их свойствах.
Задачи:
• Расширять представления детей об окружающем мире, формировать у детей отчетливое дифференцированное представление о натуральных и искусственных видах ткани, их свойствах и применении.
Публикация «Конспект экспериментальной деятельности „Ткани“ для детей старшей группы детского сада» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2016
• Развивать и активизировать речь детей, аналитическое мышление.
• Воспитывать бережное отношение к вещам, как результату труда людей, воспитывать интерес к познавательной деятельности.
Оборудование: эмблемы исследователей, символы: натуральные (поле) и искусственные (завод) ткани, лоскутки льна, лупа, образец полотняного переплетения, полоски ткани для окрашивания, краски, кисточки, стаканчики с водой, лоскутки хлопчатобумажной ткани – ситца, иллюстрация раскрывшейся коробочки хлопка, бумага, ёмкость с водой, кусочки шёлка, картинки тутового шелкопряда, кусочки шерстяной ткани, картинки овечка до и после стрижки, кусочки болонья, зонтик.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Орг. момент.
Воспитатель. Здравствуйте, дорогие ребята, как красиво вы сегодня одеты, какая на вас разная, модная. разноцветная одежда. А сейчас я предлагаю вам назвать вещи, которые сегодня на вас одеты (дети называют свою одежду).
Столько ещё много разных нарядов: платья, блузки, юбки, брюки, пальто, шубка. Как вы думаете, зачем так много одежды?
Дети. Нарядные платья нужны для того, чтобы ходить в гости, в театр, на концерт, на праздник. Тёплые вещи нужны для того, чтобы гулять на улице - зимой в шубе, а осенью в пальто.
Воспитатель. Как вы думаете, хорошо иметь много одежды? Почему?
Дети. Можно всегда быть модным, нарядным, в разную погоду одеваться по - разному. Если иметь много не будешь носить одну и ту же вещь, и она долго сохраниться.
Воспитатель. А зачем люди носят одежду?
Дети. Чтобы защищать своё тело от холода, жары, дождя, быть красивым, нарядным.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете из чего шьют всю нашу разнообразную одежду?
Дети. Из ткани.
Воспитатель. Я предлагаю поговорить о том, из чего шьют одежду, о ткани. И вас всех приглашаю в нашу лабораторию, чтобы побольше узнать о тканях.
2. Открытие нового.
Воспитатель. Хочу вам сообщить, уважаемые исследователи, что все ткани делятся на 2 большие группы : натуральные и искусственные. Натуральные, значит их делают из природного материала, а искусственные из химических веществ. К натуральным относится, например, лён.
Мы знаем, что одежду делают из ткани, а сама ткань из чего состоит?
Дети….
Воспитатель: Посмотрите что я делаю…
Дети. Вытягиваете ниточку.
Воспитатель. А теперь вы попробуйте из кусочка ткани на вашей парте вытянуть ниточку. Получается? Значит из чего состоит ткань?
Дети. Из нитей.
Воспитатель. Вот просто нитка, а вот ткань и там тоже нитки… Возьмите лупы и рассмотрите как там нити расположены. Что вы видите?
Дети. Нити переплетаются.
Воспитатель. Да, переплетаются вот как на этом образце. Представьте, что смотря на этот образец, вы смотрите в микроскоп, который увеличивает во много-много раз! (Воспитатель показывает образец полотняного переплетения). Если посмотреть что мы видим между ниточками?
Дети. Просветы, промежутки.
Воспитатель. А представьте что на вас одежда из ткани, в которой есть очень маленькие и невидимые для нашего зрения дырочки! Что это даёт?
Дети. Воздух проходит.
Воспитатель. Верно, если проходит воздух, значит, одежда дышит, и нам не будет в ней жарко. Поэтому из льняной ткани шьют летнюю одежду, т. к. в ней не будет жарко.
А посмотрите друг на друга, какая на вас одежда? Не только разного наименования, но и разного ….
Дети. Цвета.
Воспитатель. Конечно, чтобы у Алисы была юбочка жёлтого цвета ткань нужно сначала покрасить, а потом шить из неё жёлтую юбку. Предлагаю вам тоже покрасить полоски ткани краской. (Дети красят ткань краской) А если мы постираем наш покрашенный кусочек…
Дети. Краска смоется.
Воспитатель. Т. е. чтобы краска не смывалась этим занимаются на специальных фабриках и красят ткани специальными красками, чтобы после стирки цвет оставался.
С какой натуральной тканью мы познакомились?
Дети. Лён.
Воспитатель. Ещё одной натуральной тканью является ткань из хлопка – ситец. Посмотрите под лупой как расположены нити на лоскутке ситца?
Дети. Также.
Воспитатель. Значит, эта ткань тоже дышит. Попробуйте смять кусочек льняной ткани и кусочек ткани из хлопка. Какая ткань помялась сильнее? А какая из них более жёсткая?
Дети. Льняная.
Воспитатель. Хлопчатобумажная ткань потому мягче, потому что её делают из природной ваты, из хлопка (показываю иллюстрацию распустившейся коробочки хлопка).
А как отличить лён от хлопка раз нити у них переплетаются одинаково? Потрогайте какой на ощупь льняной кусок?
Дети. Льняная ткань более гладкая, скользкая, немного холодная, а ситец более мягкий, тёплый на ощупь.
Воспитатель. Проведём опыты. Сожмите в кулачке поочерёдно лоскуток льна, ситца и кусочек бумаги. Что помялось сильнее?
Дети. Лён.
Воспитатель. Но если мы погладим ткань она…
Дети. Разгладится, а бумага нет.
Воспитатель. Пробуем порвать бумагу и ткани.
Дети. Бумага легко рвётся, а ткань нет.
Воспитатель. Намочите в воде ткань и бумагу.
Дети. Бумага размокает и рвётся, а ткань нет.
Физкультминутка
Дети имитируют движения в соответствии со стихотворением.
Ох, испачкалась одежда,
Мы ее не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти
И в порядок привести,
В тазик воду наливаем,
Порошок мы насыпаем,
Всю одежду замочили,
Пятна тщательно потрем
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко
Всё развесим на верёвках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.
Воспитатель. С какой натуральной тканью познакомились? Шёлк – это тоже натуральная ткань. Потрогайте его, какой он?
Дети. Блестящий, гладкий.
Воспитатель. Кто же даёт нам шёлковые нити? Оказывается, шёлковую нить прясть не надо, её прядёт гусеница – бабочка, которую зовут тутовым шелкопрядом. Её так называют потому, что она ест листья тутового дерева и другой еды не признаёт. Перед тем как превратиться в куколку. Гусеница выпускает изо рта 2 паутинки, они склеиваются между собой в нить, которой гусеницаопутывае5 себя с головы до ног. Получается шёлковый кокон, а в нём шёлковые нити. Их наматывают на катушку и везут на ткацкую фабрику.
Шерсть тоже натуральная ткань Тёплые ткани делают из шерсти овец. Овец на пастбище стригут, как и нас в парикмахерской – электрической машинкой. Постриглись овечки и опять пасутся на лугу, новую шерсть отращивают, а люди отправляют шерсть на прядильную фабрику.
Воспитатель. Как вы понимаете слово натуральные ткани и искусственные?
Дети. Натуральные из природных материалов делают, искусственные из химических веществ.
Воспитатель. И вот к искусственным тканям относятся,например, болонья. Теперь рассмотрим ткань болонью. Нити этой ткани не встречаются в природе. Их придумал человек. Обратите внимание, как плотно они прилегают друг к другу. Какую одежду можно сшить из болоньи?
Дети. Куртки, штаны, сумки, зонты.
Воспитатель. Как вы думаете, хорошо ли тело дышит в такой одежде?
Дети. Плохо.
Воспитатель. Почему?
Дети. Она не намокает и её не продувает ветер.
Воспитатель. Правильно, сейчас мы с вами в этом убедимся. Подойдите к моему столу.
Опыт с зонтиком. Набрызгаем воду из лейки на зонт и посмотрите, что произойдёт.
Дети. Вода скатывается, зонт не промокает, он сделан из болоньи.
Воспитатель. Теперь попробуем поджечь кусочки натуральной ткани и искусственной. Что наблюдаем?
Дети. Натуральная ткань горит, а искусственная плавится.
Итог.
Воспитатель. Закрепим наши знания. Лён это какая ткань, к какой группе вешаю? Ситец, шёлк, драп, болонья.
Давайте вспомним, чем мы с вами занимались на занятии? Сравнивали ткани. Какие новые слова узнали? Болонья, водонепроницаемая, непромокаемая, ткани из хлопка и льна водопроницаемые, хорошо впитывают влагу.
Вот видите, какие разные бывают ткани : одни гладкие, другие ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие. Но раз их называют одним именем – ткани, значит все они, доже самые не похожие друг на друга с виду, всё – таки чем – похожи. Из тканей шьют одежду.