Елисеева Ольга. Методист: Иванова Ульяна Михайловна.
Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы «Загадочная гостья-вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Загадочная гостья - Вода»».
Цель: Расширять запас представлений детей о воде, создание условий для детского экспериментирования, развитие познавательной активности детей.
Программные задачи:
1. Познакомить детей экспериментально-опытным путем с некоторыми свойствами воды (пресная и соленая вода, что вода теплая, легче, чем ледяная).
Публикация «Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы „Загадочная гостья-вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
2. Закрепить навыки экспериментирования (выбрать необходимое оборудование и материалы, соблюдать последовательность необходимых действий, работать, соблюдая необходимые меры безопасности) .
3. Активизировать познавательную и речевую деятельность детей, используя ИКТ ( мультимедийные технологии: компьютерная презентация, слайд - шоу).
4. Развивать умение слушать и слышать вопрос, отвечать по существу.
5. Развивать логическое мышление, развивать умение обобщать и делать выводы (например, вода поменяла цвет, значит, она обладает свойством окрашиваться) .
6. Развивать интерес детей к совместной деятельности.
7. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к воде.
8. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и стремление к взаимопомощи.
9. Развивать и поддерживать активность и самостоятельность детей в поисковой деятельности.
10. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, придерживаться дисциплины.
Предварительная работа:
1. Пополнение представлений детей о значении воды в жизни человека и природы через беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
2. Наблюдение за различными состояниями воды (вода, снег, лёд) .
3. Опытническая деятельность, направленная на знакомство с некоторыми свойствами воды (форма, прозрачность, вкус, цвет, запах, текучесть, вода-растворитель) .
Материалы и оборудование:
ноутбук; слайд-шоу (свойства воды) ; аудио-запись, сундучок с замком, письмо; земля, соли, вода, гуашь, стаканы; колбочки; кисти; вата; воронка; мел; вода смелом; схемы для рисования; фартуки.
Ход деятельности:
(Педагог с детьми на прогулке и один из ребят находит сундучок).
-Ребята посмотрите, какой сундучок с замком. Ой, а здесь записка: «Чтобы открыть замок надо отгадать мои загадки, первая буква в отгадке и есть код на замке».
- Ребята, а вы мне поможете?
Дети: Да.
- Первая загадка : По морю идет, идет,
А до берега не дойдет-
Тут и пропадет. (Волна)
- Вторая загадка : Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака)
- Третья загадка : Мы его просим, мы его ждем,
А как он придет- мы прятаться начнем. (Дождь)
- Четвертая загадка : Он плывет, блестя на солнце,
Этот остров ледяной,
Он большой и не качнется,
Даже сильною волной. (Айсберг)
Дети: Вода.
- Правильно ребята! Интересно, что там внутри. (Воспитатель открывает сундучок, читает письмо).
«Здравствуйте дорогие ребята! Мне рассказали, как вы много знаете про меня, играли со мной, бережно относитесь ко мне. И в знак благодарности, я посылаю вам новые очень интересные головоломки с моим участием. А подсказки я оставила у вас в группе».
-Давайте, пойдем в группу и посмотрим, что гостья – вода нам оставила.
(Воспитатель и дети подымаются в группу).
- Ой, ребята посмотрите, гостья – вода оставила нам волшебную, музыкальную открытку. Давайте ее послушаем.
(Воспитатель включает аудио-запись).
Вода: «Дорогие ребята, хочу познакомить вас с новыми головоломками с моим участием, а что делать вам, я буду подсказывать».
- Но, давайте сначала вспомним, какие свойства воды мы уже знаем.
(Показ слайдов с изображением пройденных опытов. Дети отвечают, опираясь на слайды: вода не имеет формы, вкуса, запаха и цвета, вода прозрачная, обладает текучестью и может растворять некоторые вещества).
Вода: «Ребята приглашаю вас на мой волшебный остров головоломок».
(Дети идут в другой конец группы, где готовы столы для опытов, фартуки, схемы для рисования).
Вода: Итак, первая головоломка: «Какая вода быстрей становится чистой: соленая и пресная? А проверить свой ответ мы сможете сами».
- Ребята, кто хочет проверить свой ответ сам? (Ответы детей). А кто, хочет зарисовать с помощью схемы свой ответ. (Ответы детей)
(Дети по желанию разделились на подгруппы).
- Ребята, как вы думаете (Ответы детей их предположения). Правильно.
Вода: Давайте проверим, для этого мы берем два стакана, насыпаем одинаковое количество земли в 2 стакана. Наполните их водой.
В один из стаканов добавьте 2 чайные ложки соли. Хорошо перемешайте.
(Одна подгруппа делает опыт самостоятельно, а другая зарисовывает его с помощью схемы).
Вода: Ребята посмотрите, что происходит с землей в стаканах, вот вам и ответ на мою первую головоломку. В стакане с соленой водой земля осядет на дно, и вода станет прозрачной. В пресной воде частицы грунта останутся во взвешенном состоянии.
Вода: Молодцы! Вот и другая головоломка: ««Холодная вода тяжелее, чем теплая?». Ребята, как вы думаете? (Ответы детей).
Вода: Давайте проверим для этого нам нужно сделать: налейте теплую воду в стакан. Капните в ледяную воду черную гуашь, чтоб вода окрасилась. Осторожно вливайте ледяную воду в теплую.
(Дети поэтапно делают опыт)
Вода: Оказывается, ледяная вода тяжелее и опускается на дно. Вот какие чудеса!
- Молодцы, ребята, а теперь немного отдохнем и подвигаемся.
(Дети снимают фартуки и встают на физкультминутку).
Физкультминутка:
Капля первая упала – кап!
(Ладонь левой руки вверх, правая пальчиком на ладошку капает)
И другая прибежала – кап!
Мы на небо посмотрели
(Руки вверх).
Кап, кап, кап капельки запели,
Намочились наши лица, мы их вытирали.
Туфли посмотрите мокрыми стали,
Мы плечами потрясём, все, все капельки стряхнем.
От дождя мы убежим. (топаем на месте)
Под кусточком посидим! (приседаем и руки над головой домиком).
Вода: Ребята, а вот и последняя головоломка осталась, слушаем внимательно: «Что вы растворяли вчера, и сможете ли вы, очистить это сегодня?». (Ответы детей).
- Правильно. Ребята, помните, мы проводили опыт с растворением в воде различных веществ? Что мы растворяли в воде? Все ли вещества мы смогли растворить? Какое вещество у нас выпало в осадок? Правильно! Мел мы не смогли растворить в воде - он выпал в осадок, а вода стала мутной.
(Демонстрируем стакан с водой и мелом).
Вода: Ребята, посмотрите. Какая мутная вода, какой осадок… Интересно, а сможем ли мы очистить эту воду? Чтобы это узнать, нам понадобится воронка, вата и пустой стакан, в который будет стекать вода после очищения. Выливаем мутную воду с мелом в воронку. Посмотрите, что стало с водой, когда она просочилась через вату? (Дети отвечают).
(Одна подгруппа делает опыт самостоятельно, а другая зарисовывает его с помощью схемы).
-Ребята, мы сейчас узнали об еще одном свойстве воды - воду можно очистить. Мы очищали воду с помощью ваты, но можно использовать и другие способы: очистить воду можно также с помощью промокательной бумаги либо песка. Дома с родителями обязательно проведите эксперимент по очистке воды этими фильтрами (песком и бумагой).
-Какие интересные головоломки приготовила для нас наша гостя Вода. Мы узнали много нового о свойствах воды. Ребята, давайте еще раз повторим, какие свойства воды мы сейчас узнали, с помощью схем, которые вы нарисовали.
(Дети показывают схемы и рассказывают поэтапное проведение опытов.)
Вода: Молодцы ребята, я надеюсь, что мои головоломки понравились вам. До скорой встречи мои друзья!