Оксана Бондаренко
Аналитическая справка «Организация детской экспериментальной деятельности в условиях детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитическая справка о результатах тематической проверки на тему: «Организация детской экспериментальной деятельности в условиях детского сада»
Сроки: с 15.03.2016 по 25.03.2016
Ответственные:
Заведующий МБДОУ «Ромашка» – Федаш С. Ф.
старший воспитатель – Бондаренко О. В.
педагог-психолог – Дубинская Е. В.
Задачи:
Публикация «Аналитическая справка „Организация детской экспериментальной деятельности в условиях детского сада“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
1. выявить уровень профессиональной компетентности педагогов, уровень сформированности предметно-пространственной среды по поисково-исследовательской деятельности детей.
2. Проанализировать уровень планирования работы.
3. Оценить условия для развития экспериментальной деятельности у детей.
4. оценка состояния работы по экологическому воспитанию дошкольников.
5. Проанализировать умение педагогов привлекать родителей к работе по данной теме.
6. Оценить и выявить положительные и отрицательные тенденции в работе экспериментальной деятельности в условиях детского сада.
Основные формы и методы контроля
1. Экспресс-опрос педагогов.
2. Анализ календарного планирования воспитателей.
3. Просмотр занятий, прогулок, работы во второй половине дня
4. Обзорное изучение экспериментальной деятельности в группах
Оценочный инструментарий
1. Уровень овладения педагогами теоретическими и практическими вопросами по экспериментальной деятельности детей.
2. Грамотность написания планов работы.
3. Соответствие темы занятия тематике контроля.
4. Грамотность оформления и наполняемости развивающей среды.
5. Творческое построение работы с родителями.
Вопросы, подлежащие проверке:
1. Компетентность педагогов по развитию экспериментальной деятельности у детей экспресс-опрос.
2. Проверка документации педагогических работников.
3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах
4. Оценка эффективности занятий по экспериментальной деятельности
В тематической проверке приняло участие 2 группы:
Разновозрастная группа «Пчёлки»
Разновозрастная группа «Звёздочки»
Тематический контроль, направленный на изучение работы педагогов с детьми дошкольного возраста по развитию экспериментальной деятельности показал :
1. Компетентность педагогов по развитию экспериментальной деятельности детей
Профессиональные навыки воспитателей просматривались в ходе наблюдения педагогического процесса (образовательной области «Познание» раздела «Формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой», в ходе режимных моментов, собеседования с воспитателями.)
Воспитатели знают задачи своей возрастной группы по образовательной области «Познание», разделу «Ознакомление с природой», используют разнообразные методики и приемы, беседы, игровые задания и упражнения. Приемы воздействия педагогов с детьми (прямые и косвенные) направлены на поддержание интереса к проблеме. Систематически проводят непосредственно образовательную деятельность по образовательной области «Познание», разделу «Ознакомление с природой», организовывают деятельность детей в природе (экспериментирование, труд в природе, наблюдение и экскурсии). Воспитатели, используют в работе средства ИКТ-технологий. Проведена консультация для воспитателей на тему «Алгоритм организации детского экспериментирования. Предметно-пространственная среда для экспериментирования».
Анализ образовательной деятельности показал качественную подготовку педагогов методически грамотное проведение, включение детей в решение проблемы, создание эмоциональной кульминации, свободное владение материалом, хороший темп занятия, динамичный характер деятельности, умелую организацию детей, Речь педагогов выразительная, эмоционально насыщенная, грамотная.
Анализ образовательной деятельности показал, что воспитатель группы побуждает детей к использованию отдельных поисковых действий, что способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдение и мышление, однако, речь воспитателя подавляет инициативу детей.
2. Оценка уровня развития интегративных качеств детей.
Мониторинг качества освоения образовательной программы детьми осуществляется в соответствии с требованиями программы и сроками.
Анализ бесед, просмотр непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности взрослого и детей показал, что показатель динамики интегрированного качества «Любознательный активный», «Эмоционально отзывчивый», «Имеющий первичные представления о природе» воспитанников группы «Звёздочки» на среднем уровне, дети принимают участие в экспериментировании, но нуждаются в помощи взрослого, в речи отражают ход и результат экспериментирования, задают вопросы, делают умозаключения, излагают свои мысли, проявляют инициативу и желание участвовать в практической деятельности (по уходу за растениями, подкормке птиц, понимают простейшие взаимосвязи в природе (если растение не поливать – оно засохнет и погибнет, существование взаимосвязи состояния природы (окружающей среды) и здоровьем, знают характерные признаки времен года, соотносят с каждым сезоном особенности жизни животных, растений, устанавливают взаимосвязь между ними, знают правила поведения в природе, хотя имеются воспитанники группы, которые не проявляют ярких положительных эмоций, не проявляют интереса к природе и экспериментированию.
В разновозрастной группе «Звездочки» было проведено занятие «Свойства воды», занятие было проведено на высоком методическом уровне, соответствовало возрасту детей. Оксана Владимировна организовала экспериментальную деятельность в тесном контакте с детьми, высокий интерес сохранялся на протяжении всего занятия, но имелись так же недочеты, в занятие можно было внести загадки и обратить внимание на развитие речи детей.
Воспитателям группы «Звёздочки» необходимо разнообразить формы работы и обогатить иллюстрированный материал, для обеспечения личностно ориентированного взаимодействие взрослого с ребёнком (вместе, на равных, как партнёров)
Показатель динамики интегрированного качества «Любознательный активный», «Эмоционально отзывчивый», «Имеющий первичные представления о природе» воспитанников группы «Пчёлки» на среднем уровне, дети проявляют познавательный интерес к объектам природы, любознательность, с удовольствием участвуют в несложных экспериментах, организуемых взрослым, часто задают вопросы, познавательный интерес в наблюдениях проявляется, но не устойчив. Следовательно, воспитателям необходимо чаще применять приёмы обеспечения самостоятельного мышления детей, разнообразить предметный материал, способствующий развитию элементарных навыков обследования.
В разновозрастной группе «Пчёлки» было проведено занятие «Кто -Я», занятие было проведено на высоком методическом уровне, соответствовало возрасту детей, была проведена большая подготовительная работа к занятию, воспитатель на протяжении всего занятия поддерживала интерес детей, побуждала детей к ответу полным предложением, если ребенок отвлекался то вновь заинтересовывала его.
Планирование работы с детьми.
Анализ календарных планов показал, что планирование ведется согласно комплексно-тематическому плану МБДОУ «Ромашка», в соответствии с программой МБДОУ «Ромашка» и возрастными особенностями детей.
Воспитатели групп планируют наблюдения, беседы об осени, зиме, животном и растительном мире России, родного края; рассматривание иллюстраций, картинок, художественное слово, дежурство в экологическом уголке природы, организацию прогулок, опыты-наблюдения, игры-эксперименты, учитывая особенности детей в разновозрастных группах. В целях прослеживается научный подход и возрастные особенности детей дошкольного возраста – установление причинно-следственных связей, элементарных выводов, взаимосвязей в живой и неживой природе, природоохранная деятельность детей.
Воспитатели групп планируют непосредственно образовательную и совместную деятельность взрослого и детей : беседы и наблюдения в экологическом уголке, на прогулке, у окна; рассказ воспитателя, чтение детской литературы, беседы и разговоры на экологические темы, дидактические и подвижные игры, опыты, экологические досуги, труд в экологическом уголке.
Воспитателями групп мало планируется опытов на прогулке, с песком и водой.
Однако необходимо сделать акцент, что результаты проведенных опытов и экспериментов показали хорошие результаты, дети с интересом наблюдают за экспериментом и с удовольствием проводят экспериментирование.
3. Создание условий.
В группах созданы условия для познавательно–поисковой и исследовательской деятельности, разнообразное оборудование для опытов: лупы, пробирки, салфетки, фильтры и т. д. ; природный материал: шишки сосны, семена льна, дыни, фасоль и т. д., экологический уголок, гербарий, посадка растений в разные виды почвы: песок, глина и земля
В кабинете педагога- психолога создан центр для игры с песком и водой.
Большое разнообразие дидактических игр экологического содержания: лото «Животный мир», «Отгадай, загадку», «Умные карточки», «Времена года», «Где чья мама?» «Узнай по запаху», «Что к чему», «Дары природы», «Учись играя», «Как зовут тебя деревце», «Цветовые иллюзии», «Азбука животных» «тянем потянем» «Дотронься и узнай (ткань, бумага)» «Волшебный мешочек»и т. д.
Созданы картотеки по экспериментальной деятельности, также разработано перспективное планирование по экспериментированию.
Подбор дидактического материала, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности развития детей.
Дети имеют открытый доступ к материалам и пособиям.
Развивающая предметно-пространственная среда грамотно используется педагогами для работы с детьми по экологическому воспитанию
Многофункциональные календари природы в группах помогают закрепить знания детей, полученные в процессе непосредственных наблюдений в природе, дают представления о том, что природные явления можно отобразить с помощью определенных знаков и символов.
4. Работа с родителями.
Воспитатели планомерно ведут работу с родителями. Выставлены стихи на экологическую тематику на информационных стендах, проведено анкетирование родителей на тему «Экологическое воспитание в семье», подготовлены консультации «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Правила поведения в природе», «Как провести выходной день с ребенком», «Чем и как занять ребенка дома» «Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений», родительские собрания «Тайны природы».
Рекомендации:
1. Признать работу педагогов по развитию познавательной сферы средствами познавательно-исследовательской деятельности удовлетворительной
2. Всем педагогам продолжать изучать различные приемы организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
3. следует обратить внимание на систему планирования: не от случая к случаю; планирование индивидуальной работы с детьми по данному направлению
4. Воспитателям систематически вести исследовательскую деятельность в ходе простейших опытов (постоянно) .
5. для улучшения качества воспитательно-образовательного процесса необходимо предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента (речевая или продуктивная, его практическое применение, использовать больше методов повышающих речевую активность детей, проектную деятельность)
6. Воспитателям групп разнообразить и пополнить экспериментальное методическое обеспечение образовательного процесса по развитию познавательной сферы ребенка-дошкольника.
Справку составила :
старший воспитатель Бондаренко О. В.
члены комиссии тематического контроля:
заведующая МБДОУ «Ромашка» Федаш С. Ф.
педагог-психолог Дубинская Е. В.
Ознакомлены: