Ольга Носова
Конспект экспериментально-исследовательской деятельности «Лимон и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Лимон и его свойства.
Цель: расширять представления детей о растении - лимон и его свойствах.
Задачи:
1. Дать представления о лимоне и его свойствах. Формировать умение рассуждать, делать выводы, видеть красоту окружающей природы и бережно относиться к ней.
2. Развивать познавательную активность у детей в процессе формирования представлений о лимоне и его свойствах в исследовательской экспериментальной деятельности.
3. Воспитание дружеских отношений у детей в процессе совместной деятельности.
Публикация «Конспект экспериментально-исследовательской деятельности „Лимон и его свойства“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лимон
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Способ организации детей: групповой.
Предварительная работа: разучивание стихов о лимоне, знакомство с понятием «лаборатория», игра «Чудесный мешочек».
Методы и приемы: Наглядный: демонстрация слайдов. Практический: проведение опытов артикуляционная гимнастика. Словесный: ритуал приветствия, беседа, рассказ, художественное слово.
Материалы и оборудование: телевизор, иллюстрации, фрукты (лимоны, мандарин, влажные салфетки, мешочек, емкость с водой, прозрачные кружки, чай, молоко, сода, ложечки, кружки.
Словарная работа: лимонное дерево, цитрусовые растения,, грейпфрут, лайм, кумкват, памелло, осветленный, створожился, углекислый газ
Ход ОД:
1. Психологический настрой
Как хорошо на свете жить! (руки в стороны и вверх)
Как хорошо уметь дружить! (руки соединяются в приветствие)
Как хорошо, что есть друзья! (берутся за руки друг с другом и раскачивают их)
Как хорошо, что есть и Я! (прижимают руки к себе).
2. Вводно - организационный этап
- Ребята, я предлагаю вам посетить лабораторию.
- Давайте вспомним, что такое лаборатория? (ответы детей)
- Правильно, это место, где узнают что-то новое, интересное и делают опыты с различными предметами.
- Все сотрудники лаборатории всегда одевают халаты и шапочки. Потому что в лаборатории должна соблюдаться чистота (одевают халаты и шапочки «мысленно»и садятся на стульчики).
3. Мотивационно-побудительный этап
- А вот чтобы узнать с каким предметом мы сегодня познакомимся, вам надо его узнать, вы не должны называть этого предмета вслух. Пока я об этом не спрошу.
• Сначала определим на ощупь. Вам нужно опустить руку в «Чудесный мешочек» и определить, что это за предмет, но не называть его (по очереди нащупывают лимон). Не называя предмет, скажите, что вы почувствовали? Какой он? (он шершавый, твердый, овальный)
• Теперь попробуем определить по запаху. Возьмите все по стаканчику и понюхайте. Есть запах или нет?
• Определим теперь на вкус. Попробуйте содержимое стаканчика. Что можете сказать про вкус? (он кислый)
- Итак, ребята, с чем мы будем работать? (ответы детей)
- Это ЛИМОН (1слайд). Посмотрите на экран.
- Давайте повторим, что мы узнали о лимоне.
- Что вы можете сказать про лимон? (Он желтого цвета, шершавый, овальной формы, кислый, имеет запах).
- Сегодня мы по-больше узнаем об этом фрукте. (2 слайд)
4. Восприятие и усвоение новых знаний
- Ребята, а вы знаете, где растет лимон (ответы детей).
- Лимон – это фрукт, который растет на лимонном дереве.
- Это дерево не растет у нас в регионе. Как вы думаете, почему (ответы детей?
- Правильно, потому что оно боится морозов. Оно растет только там, где тепло.
Лимон – это дерево высотой до 7 метров, цветёт белыми душистыми цветами, листья темно-зелёные, плоды жёлтые овальные, очень кислые, созревают осенью. Родина лимона – Индия. В древности плоды называли – индийские яблоки. Лимоны выращивают в Грузии, в Крыму.
- А вы знаете, какие родственные фрукты есть у лимона (ответы детей?
3 слайд
- Посмотрите на экран. Лимон относится к цитрусовым растениям. Его ближайшие родственники - апельсин, мандарин, памелло, грейпфрут, лайм,
кумкват.
-Итак, давайте узнаем, какие еще свойства есть у лимона. Пойдемте к столу.
Опыт №1.
Для этого нам понадобятся: емкости с водой и парочка лимонов (1-очищенный, 2 – в кожуре).
- Возьмите в руки очищенный и неочищенный лимон, попробуйте определить какой лимон тяжелее (по очереди определяют какой лимон тяжелее и высказывают свое мнение)
-А теперь положим очищенный лимон в емкость с водой.
-Что произошло? (лимон утонул)
-Как вы думаете, неочищенный лимон тяжелее или легче?
-Действительно тяжелее.
-Что же будет, если в воду положить неочищенный лимон? (Мнения детей)
-Проверим.
-Что произошло?
-В чем же секрет? (секрет в кожуре)
-Рассмотрим лимон внимательнее. Что вы видите? (в кожуре ямочки)
-Правильно, в кожуре лимона есть множество пузырьков с воздухом. Именно пузырьки с воздухом держат лимон на плаву.
- Давайте немножко отдохнем. Присядьте на стульчики.
Пальчиковая гимнастика.
Мы делили апельсин.
Много нас,
А он один:
Эта долька — для ежа
Эта долька — для стрижа.
Эта долька — для утят.
Эта долька — для котят.
Эта долька — для бобра.
А для волка — кожура.
Он сердит на нас —
Беда!
Разбегайтесь —
Кто куда!
4,5 слайд
- Еще одно свойство лимона – это незаменимый продукт на кухне.
- А какие блюда можно приготовить с лимоном? (салаты, чай, солянка, торт, варенье, лимонад). Его используют при приготовлении множества блюд или просто кладут в чай.
Опыт № 2
-А как вы, думаете, в горячий чай или теплый нужно класть лимон? Почему?
- Лимон нужно класть в теплый чай, для того, чтобы сохранить все полезные вещества и витамины, потому что при высокой температуре (если чай горячий) все полезные вещества разрушаются.
- А что происходит, когда лимон добавляют в чай? (чай осветляется)
- А это мы сейчас проверим, давайте пройдем в нашу лабораторию
У меня на столе стоит кружка с чаем, в него добавлю кусочек лимона, что с ним произошло (стал светлее)
-Правильно, это происходит из-за лимонной кислоты, которая, попадая в чай, делает чай кислым, в результате чего чай и становится светлым. Понравилось вам в лаборатории? Продолжим!
Опыт № 3
Ребята, вы любите шалить! Попробуем!
В наш чай добавлю молока, посмотрим что произойдет! (створожился)
Нежелательно употреблять лимон с молочными продуктами, так как молочный белок сворачивается от кислоты. Попробуем проделать то же и с молоком! Появился осадок, молочный белок свернулся.
Опыт №4
Сейчас мы узнаем, как лимон взаимодействует с содой. С помощью такой реакции у мамы поднимается тесто. В стаканчик насыпаю ложечку соды и выдавливаю сок лимона. Начинает выделятся углекислый газ, сода начинает шипеть.
Хотите посмотреть извержение вулкана? Давайте попробуем. В кружку с подкрашенной водой добавляем соду и выжимаем сок лимона! «Ух ты!» Настоящее извержение!
Опыт № 5
Ребята, а вот эти опыты можно провести дома с родителями:
1. С помощью лимонного сока лопнуть воздушный шарик
2. С помощью лимона зажечь лампочку
3. С помощью сока лимона написать секретное послание,и прочитать его с помощью нагревания.
Попробуйте! Будем ждать ваши рисунки и рассказы.
5. Заключительный этап
- Итак, что нового мы узнали про лимон?
- Что можно сказать про вкус и запах? (кислый, с запахом)
- Что можно сказать о форме и цвете лимона? (шершавый, овальный желтый)
- Какие новые свойства лимона вы узнали? (окисляет, творожит.)