Катышова Ирина
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Волшебная вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по экологии в старшей группе «Волшебная вода»
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах и особенностях воды.
Задачи:
Образовательные:
1. Сформировать у детей знания о некоторых свойствах и особенностях воды: без цвета, прозрачная, текучая, без запаха, без вкуса, растворяет вещества.
2. Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
3. Обучать детей навыкам проведения простейших опытов.
Публикация «Конспект занятия по экологии в старшей группе „Волшебная вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
4. Закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
Развивающие:
- развивать у детей познавательную активность в процессе занятий по экспериментированию;
- развивать способность анализировать и делать выводы;
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Воспитательные:
- воспитывать у детей бережное отношение к воде;
Предварительная работа:
1. Беседы о воде, её роли в жизни человека, растений, животных.
2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
3. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Хорошо-плохо», «Разрезные картинки» и др.
4. Чтение художественной литературы.
5.. Наблюдения за водой в природе во время прогулок (осадки, сезонные явления).
Словарная работа: ввести в активный словарь детей: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, текучая. Приучать отвечать полным ответом.
Материал для занятия: иллюстрации на тему «Вода»; капельки воды, изготовленные из бумаги; стаканчики, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, картинки, символы свойств воды.
Ход занятия:
Воспитатель: - Чтобы узнать о чем сегодня пойдет речь, отгадайте загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу! (вода)
Воспитатель: О чём мы с вами сегодня будем говорить (ответы детей – о воде)
Воспитатель: Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем, узнаем новое, будем рассуждать, играть
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе? Ответы детей: (реки, озера, моря, дождь, снег, град, туман, роса, иней, лёд, пар). (картинки)
Воспитатель: В морях и океанах – вода солёная. Воспитатель привлекает детей к речевой работе. Вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане – океаническая и т. п, в реках, озёрах, родниках, болотах, (речная, озёрная, родниковая, болотная вода). Какая это вода (в отличие от солёной, морской? (Пресная.)
А в водопроводе какая вода? (водопроводная) (картинка крана с водой)
Как вы думаете, какой воды на земле больше солёной или пресной?
Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям нужна вода? Где мы её используем (Ответы детей: пьём, моемся, моем в доме, готовим пищу, стираем).
Воспитатель: Дети, посмотрите, у меня есть две капельки, какие они?
Дети: Одна веселая – она радуется, а другая грустная – она плачет.
Воспитатель: Сейчас я буду показывать вам картинки, а вы ребята должны угадать к какой капельке она подходит и почему, в конце игры мы узнаем, почему у наших гостей разное настроение.
(Воспитатель показывает разные картинки с ситуациями, дети определяют настроение капелек, объясняют свой выбор)
Картинки с ситуациями:
1 Мальчик купается в чистой воде. (Человек будет здоров, рыбы и животные не погибают, все пьют чистую воду).
2 Неисправная сантехника, льется вода. (Водные запасы могут исчерпаться).
3 Девочка бросает мусор в речку. (Загрязняется вода, от мусора могут погибнуть рыбы).
4 Счетчики на кране (Это экономит воду).
5 Заводы сбрасывают свои отходы в реки, озера и … (Рыбы гибнут от грязной воды).
6 Мальчик собирает мусор на берегу реки (За собой после отдыха надо убирать).
7 Человек моет машину на берегу реки (Загрязняет воду).
8 Из крана капает вода (Запасы истощаются, надо починить.)
Воспитатель: Ребята, а как сделать так, что бы пресной воды хватило вам на долго? (нужно беречь её). А как это сделать (ответы детей: не включать сильно кран, когда моешь руки, выключать воду не баловаться водой и т. д.)
Физминутка: К речке быстрой мы спустились
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе раз-это брасс
Одной, другой - это кроль
Все, как один, плывем, как дельфин
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сейчас познакомимся с её некоторыми свойствами. Для этого мы пойдем в нашу мини лабораторию и рассмотрим воду.
Подойдите все к столу. (Воспитатель одевает белый халат). Вспомним правила нахождения в лаборатории:
-не шуметь - этим мы мешаем другим
-аккуратно обращаться с посудой и другими принадлежностями для опытов
-слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опытов
-закончив наблюдение, сделать вывод.
1 Свойство: Вода текучая.
Опыт 1. Воспитатель: Подойдите к тазику, возьмите стаканчики с водой и вылейте в тазик. Что вы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили)
Перельём воду в разные бутылочки. .Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Вывод: вода - это жидкость. Она течет. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы и она примет эту форму.
Воспитатель:- Чтобы вам, ребята лучше это запомнить я приготовила вот такой символ. (прикрепить на доску)
2 Свойство: «Вода не имеет запаха»
Опыт 2. Воспитатель: - А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь (ответы детей)
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. (Вывешивается символ этого свойства воды)
3 Свойство: Вода не имеет вкуса
Опыт 3. Воспитатель:- А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая? (ответы детей)
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. (Вывешивается символ).
4 Свойство: Вода – растворитель
Опыт 4. «Вода – растворитель, может принимать любой вкус»
Воспитатель: - давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой кусочек сахара, которой находится у вас на столе. Размешайте. Что стало с сахаром? А что стало с водой? Поменяла она свой цвет? А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей)
Вывод: оказывается, вода растворяет и может принимать вкус того вещества, которое в него добавили.
5 Свойство: «Вода бесцветная»
Опыт 5. Воспитатель: - Как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей) Давайте проверим.
На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой. - Какого цвета молоко (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей)
- Возьмите стакан с молоком и поставьте на картинку. Видно картинку? Почему? Возьмите стакан с водой и тоже поставьте на картинку. А через воду картинку видно? Какая вода? Поему через стакан с водой картинку видно?
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная. (перед детьми вывешивается символ этого свойства).
6 Свойство: «Вода может изменить свой цвет»
Опыт 6. - Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом?
На столе у воспитателя 2 стакана с водой, гуашь.
Воспитатель: - Я сейчас в воду добавлю немного гуаши, и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь вы возьмите ватную палочку и помешайте ею в стаканчике с водой. Какая стала вода у вас в стаканчиках? (ответы детей).
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
Воспитатель: - О чем мы сегодня говорили на занятии? Расскажите, что вы сегодня узнали о воде? Какими свойствами обладает вода? - Понравилось вам наше занятие. Какой опыт был самым интересным? Мы будем ещё много говорить о воде и узнаем ещё больше. Наше занятие закончено. Молодцы!