Ватолина Любовь
Конспект занятия по теме «Свойства воды» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизация знаний детей об основных свойствах воды.
Программные задачи:
• Образовательные:
o познакомить детей со свойствами воды : отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.
o уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
• Развивающие:
o развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
Публикация «Конспект занятия по теме „Свойства воды“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
o закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, палочками;
o развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
o активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
o стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
• Воспитательные:
o воспитывать бережное отношение к воде.
o воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;
Оборудование: вода, схема «Круговорот воды в природе», фотографии, рисунки на тему «Вода», чайник, тазы, прозрачные стаканы, прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (более узкие и более широкие, соломинки для коктейля, соль, сахар, ложки, стакан с молоком, кисти, краски акварельные.
Ход.
- Ребята, отгадайте загадку, и узнаете, о чём мы будем сегодня с вами говорить.
В морях и реках обитает, но часто по небу летает.
А наскучит ей летать, на землю падает опять. (Вода)
Ребята, а где можно встретить воду в природе? Ответы детей.
В морях и океанах – вода солёная ( воспитатель привлекает детей к речевой работе: вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане – океаническая и т. п., в реках, озёрах, родниках, болотах, (речная, озёрная, родниковая, болотная вода). Какая это вода (в отличие от солёной, морской? Пресная.
А для чего людям вода, животным, растениям, рыбам? Ответы детей. Воды на земном шаре достаточно много, но не вся вода пригодна для питья, полива растений, т. к. в океанах и морях вода солёная, а в некоторых водоёмах вода просто загрязнена. Что мы сможем сделать чтобы сберечь воду?
Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её некоторыми свойствами. Для этого превратимся в лаборантов и будем проводить опыты. А сейчас пройдём в лабораторию.
Вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха
Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт 2. Предложить детям попробовать через соломинку воду. Если у неё вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Вода безвкусная. Добавьте в воду ложку белого вещества размешайте его в стакане. Попробуйте, какая стала вода? (у одних детей сладкая, у других солёная, в зависимости от того, что они добавили в воду, сахар или соль). Сделать вывод: в воде хорошо растворяются соль и сахар.
Опыт 3. Понюхайте воду. Чем она пахнет? Совсем не пахнет.
Вода прозрачна и не имеет собственной формы.
Опыт 4.
На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.
– Что заметили?
Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды : чистая вода прозрачна. Воду можно сделать разноцветной, для этого растворить в воде любую краску., после этого вода перестаёт быть прозрачной.
Опыт 5.
- А теперь воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их форму.
Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная: прямоугольная, круглая, треугольная и т. д.
- Давайте перельём воду в один стаканчик, а потом в другой. Посмотрите, что происходит с формой воды?
Ответы детей.
Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды : в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.
После каждого опыта дети вместе с воспитателем фиксируют ответы в таблице условными обозначениями.
Физкультминутка
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)
-В каком состоянии встречается вода на земле? Жидком, твёрдом (лёд, снег, град, газообразном.
- Ребята, подумайте, откуда берется вода в кране? (Ответы детей.) В кране вода из реки. Вода, которой мы умываемся, пьём, проделала большой путь. Человек направил воду по трубам на водоочистительную станцию, там её очищают и направляют к нам в краны. Чистой воды людям требуется много, поэтому из рек мы берём тоже очень много воды. Значит к воде надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.
- Почему же тогда вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы?
- Вода путешествует с земли на небо, а потом возвращается обратно. Так, например, если поставить емкость с водой на улице на солнышке и немного подождать, вода испарится и полетит на небо. Там она присоединится к большим тучкам, и будет ждать своего времени. И вот когда соберется много воды на тучках, она наконец-таки снова отправится на землю.
В этот момент мы можем видеть дождик, а в холодную погоду — снег. После дождика на асфальте остаются лужи, и когда снова выглянет солнышко, водичка опять продолжит свое путешествие, и опять вернётся на небо.
Солнышко своими лучиками заставляет воду подниматься высоко к небу. Снег тоже рано или поздно растает, и превратиться в водичку.
Вот как происходит в природе: капельки воды «ходят», движутся по кругу. Весь этот путь называется круговорот воды в природе.
- Понравилось ли вам выступать в роли исследователей?
- Что сегодня вам показалось самым трудным?
- С какими заданиями вы успешно справились?
Оценка работы детей на занятии :
- Ребята сегодня я хочу поблагодарить вас и наградить медалями «Юный исследователь», за то, что вы были внимательными и сообразительными, как настоящие исследователи, умеете рассказывать о свойствах воды, проводить опыты.