Елена Козиева
Конспект занятия для детей старшей группы «Овощи и фрукты»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Познание: Закреплять знания детей об овощах и фруктах : где растут, способы уборки, как употребляют в пищу, чем полезны.
Уточнить представление о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов.
Коммуникация: Побуждать вспомнить загадки об овощах и фруктах.
Ввести в словарь детей новые слова.
Упражнять в употреблении глаголов действия.
Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.
Социализация: Продолжать формировать дружеские чувства.
Труд: Воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду.
Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы „Овощи и фрукты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Материалы.
Иллюстрации с изображением овощей (картофель, капуста, помидор, свёкла, морковь, репа, огурец, редис, кабачок, тыква, горох, баклажан, лук, чеснок) и фруктов (яблоко, груша, банан, персик, слива, ананас, апельсин, мандарин, лимон, арбуз, киви).
Незаконченные рисунки овощей и фруктов, цветные карандаши.
Корзина с муляжами и свежие овощи и фрукты, 2 подноса.
Пазлы: «Овощи» и «Фрукты».
Игрушка – Зайчик.
Ход работы.
(дети сидят на стульчиках воспитатель читает стих)
Воспитатель: Долго трудились разноцветные краски,
Природа вышла красивой как в сказке!
Вся разноцветная – вот красота!
Вы посмотрите какие цвета!
Отгадать загадку просим,
кто художник этот?
Дети: Осень!
Воспитатель: Правильно, детки. (Кто-то стучится в дверь, появляется зайчик в лапках у него коробка. В коробке лежат листья, муляжи фруктов и овощей вперемешку).
Зайка: Здравствуйте ребята! А я к вам в гости пришёл за помощью. Мы с ежиком решили собрать урожай и так устали, что выбились из сил. Помогите ребята разложить урожай в две корзинки. Одну корзинку я отнесу ежу, а вторую оставлю себе. (Воспитатель достает содержимое из коробки, выкладывает на стол, дети рассматривают)
Воспитатель: Детки, давайте поможем зайке? как мы разложим эти плоды? Что положим в первую корзинку, что во вторую (ответы детей)
Далее воспитатель предлагает детям разложить овощи и фрукты :
– по цвету (на одно блюдо красные, на другое — желтые, на третье — зеленые.
Зайка намеренно совершает ошибку, дети исправляют ее, называют цвета, их оттенки (светло- зеленая капуста, ярко красный помидор и т. д.)
– по форме (круглые на одно блюдо, продолговатые — на другое)
– по вкусу (на одно сладкие, на другое — не сладкие)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какие овощи растут в земле? (Дети называют, а педагог выставляет на наборном полотне картинки овощей – картофель, свёкла, редиска, лук, чеснок, репа)
Зайка: А какие овощи растут на грядке, на земле? (Дети называют, а педагог выставляет картинки овощей – огурец, помидор, тыква, кабачок, капуста, баклажан, горох).
Воспитатель: Давайте поиграем. Я буду называть овощи, а вы – говорить, как их убирают.
Помидоры – срывают.
Картофель – выкапывают.
Морковь – выдёргивают.
Лук – выдёргивают.
Тыкву – срезают.
Капусту – срезают.
Огурцы – срывают.
Горох – рвут.
Чеснок – выдёргивают.
Репу – выдёргивают.
Баклажаны – срезают.
Свёклу – выдёргивают.
Кабачки – срезают.
Воспитатель: Дидактическая игра «Пятый лишний»
- Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какой предмет лишний. Оставшиеся, предметы назовите одним словом». (Каждый участник исключает лишний предмет по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.)
1. Томат, баклажан, перец, картофель, банан. Лишний банан потому, что это фрукт, а остальные – овощи.
2. Киви, яблоко, груша, персик, томат. Лишний томат потому, что это овощ, а остальные – фрукты
3. Апельсины, яблоки, редис, лимон, банан. Лишний редис потому, что это овощ, а остальные – фрукты.
4. Груша, редис, чеснок, огурец, капуста. Лишняя груша потому, что это фрукт, а остальные – овощи.
Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнём и научим зайку весёлой физминутке.
Физминутка «На огороде»
Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе (потягивания—руки в стороны)
Вот салат, а здесь укроп (правой рукой коснуться левой ступни)
Там морковь у нас растёт (потом наоборот)
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой —
С корнем будем выдирать
Да пониже приседать (приседания)
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива (потягивания — руки в стороны)
Мы её не будем трогать —
Обожглись уже немного (потягивания — руки вперёд)
Все полили мы из лейки
И садимся на скамейки. дети садятся
Зайка: Как интересно! А прежде чем начать готовить из овощей что-нибудь, что надо делать сначала? (хорошо помыть) Обязательно мыть, зачем? Так ведь быстрее. (Ответы детей) А какие овощи необходимо почистить? (Ответы детей : свёклу, морковь, тыкву, картофель, лук, чеснок, кабачки, баклажаны) И потом сразу всё сварить?
Воспитатель: Не торопись, Заинька. Скажите, ребята, какие овощи можно есть сырыми? (Ответы детей : помидоры, огурцы, редиску, капусту, горох, морковь) А какие овощи едят и сырыми, и варёными? (Капусту, морковь, помидоры, репу)
Зайка: А что можно приготовить на первое? (Ответы детей) Из каких овощей? (Ответы детей)
Воспитатель: А какую зелень добавляют в первое блюдо? (Петрушку или укроп)
Зайка: А на второе что приготовить? Кашу можно? (Кашу из тыквы) А котлетки я бы хотел. (Морковные, капустные, свекольные) А из картофеля что можно приготовить? (Варёный и жареный, тушёный картофель, печёный) Из кабачков и баклажанов? (Их можно подать жареными и тушёными)
Воспитатель: - А что можно приготовить из капусты? (ответы детей).
- Правильно борщ, пирог, пирожки с капустой, голубцы и тушёная капуста и соленая. А давайте вспомним, как солят капусту.
Зайка: Предлагаю поиграть в игру «Кулинария».
1. Выберите из представленных овощей только те, что понадобятся для приготовления борща.
2. Выберите из представленных овощей только те, что понадобятся для приготовления салата.
Пальчиковая гимнастика «Капуста».
Что за скрип, (трение рук друг о друга)
Что за хруст (пальцы обеих рук скрещиваются и ритмично сжимаются)
Это что еще за куст, (повернуть раскрытые ладони от себя, соединив большие пальцы).
Как нам быть без хруста (скрестить пальцы обеих рук и ритмично сжимать)
Если я капуста. (полусогнутыми пальцами изобразить кочан капусты)
Мы капусту рубим-рубим (постукивать ребрами ладоней по столу)
Мы морковку трём-трём, (движение кулачками вперед-назад)
Мы капусту солим-солим, (движения по тексту)
Мы капусту жмем-жмем. (движения по тексту)
Тук-тук, тук-тук, (стук кулачков друг о друга)
Раздается в доме стук
Мы капусту порубили, (постукивать ребрами ладоней по столу)
Перетерли, (движение кулачками вперед-назад)
Посолили, (движения по тексту)
И набили плотно в кадку, (постукивание кулачков по столу)
Все теперь у нас в порядке! (вытягивание рук вперёд, поднимание вверх больших пальцев обеих рук)
(Дети хором произносят стихотворение и выполняют соответствующие движения)
Зайка: Прекрасно, но у меня столько овощей, что ещё много останется. Что же мне с ними делать? (Можно засолить)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Договори предложение».
Апельсин сладкий, а лук.
Яблоко твердое, а слива.
Капуста большая, а картошка.
Чеснок горький, а персик.
Слива маленькая, а апельсин.
Персик мягкий, а яблоко.
Воспитатель: Давайте поиграем в «Огород»
Перед вами две коробочки: в одной пазлы с изображением овощей, а в другой-с фруктами. (дети делятся на 2 команды и собирают картинки)
Молодцы.
Воспитатель. Сейчас мы будем составлять рассказ-описание с элементами сравнения «Помидор и яблоко» .
«Помидор — это овощ. А яблоко — это фрукт. Помидор растет на грядке. А яблоко — на дереве. Помидор — круглый, красный, мягкий, кисло-сладкий. Яблоко — круглое, зеленое, твердое, сладкое. Из помидора делают салат, сок, соус. А из яблока — пюре, компот, повидло, варенье».
Зайка: Я приготовил вам загадки. Кто правильно отгадает, получит жетон. А после мы подсчитаем – у кого будет больше.
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко)
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный.
(Арбуз)
В земле сидит дед,
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.
(Лук)
Фиолетовый кафтан
Носит овощ …
(Баклажан)
На грядочке зелёные,
А в баночке солёные.
(Огурцы)
Дом зеленый тесноват:
Узкий длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда -
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
(Горох)
Воспитатель: Следующая наша игра называется «Узнай на ощупь». Ощупывая овощ или фрукт, не глядя, в мешочке, определить его название.
Воспитатель: Игра «Дорисуй картинку!» Засветилась у фотографа фотопленка, поэтому все «фотографии» проявились только наполовину. Помогите закончить изображение!
Зайка: Я тоже знаю интересную игру. Дидактическая игра «Доскажи словечко» (взрослый читает, а дети добавляют слова).
- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
- Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).
- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
- Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).
- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).
- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).
- Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).
- Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).
- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).
- Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).
- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).
Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!
Воспитатель: Посмотрите на доску. На ней нарисованы овощи и геометрические фигуры. Ваша задача соединить линией овощи с соответствующей геометрической фигурой.
Овощи – морковь, огурец, репа.
Геометрические фигуры – круг, треугольник, овал.
Зайка: А ещё я хочу приготовить вкусные соки.
Воспитатель: Дети, давайте скажем Зайке, какие соки у него получатся. Я буду называть фрукт, а вы будете говорить, какой сок из него получится.
Яблоко – яблочный
апельсин – апельсиновый
персик – персиковый
банан – банановый
слива – сливовый
арбуз – арбузный
лимон - лимонный и т. д.
Что можно приготовить из фруктов на зиму? (Варенье, цукаты, посушить)
Зайка: Вот теперь-то у меня всё получится! Я вам вкусный сюрприз приготовил. Закройте глаза, я вам дам попробовать кусочек овоща или фрукта, а вы мне скажете, что вы попробовали – овощ это или фрукт, как он выглядит, какой на вкус, что из него можно приготовить. (Дети описывают овощи - фрукты по таблице)
Воспитатель. Зайчик, твои угощения для друзей будут не только вкусными, но и полезными. Кто расскажет, почему нужно есть и овощи, и фрукты? (Дети – в них много витаминов, минералов, овощи и фрукты помогают расти здоровыми и крепкими)
Зайка: Спасибо, ребята! Сегодня я много узнал интересного и многому научился.
Воспитатель. До свидания, Заинька! Друзья мои, вы сегодня хорошо занимались. Молодцы!
Занятие закончено