Ирина Красильникова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Овощи и фрукты»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для формирование у детей представлений об овощах и фруктах.
Задачи:
Образовательные:
-упражнять различать слова, обозначающие признак и действие предмета;
-учить задавать вопросы к словам, обозначающим действие предмета.
Развивающие :
-способствовать развитию связной речи, зрительного внимания, речевого
слуха, мышления, артикуляционной, координации речи с движением.
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Овощи и фрукты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Темочки
-прививать бережное отношение к природе.
Оборудование: альбомный лист; цветные карандаши, гуашь, акварель, фломастеры, восковые мелки на выбор; мультимедийное оборудование; картинки фруктов, овощей; дерево; карты схемы; муляжи овощей и фруктов; 2 корзины; мяч.
Методические приё мы: рассматривание иллюстраций; выразительное чтение; составление рассказов по картинке; чтение стихотворения С. Михалкова «Овощи», Бокова «Урожай»; рисование.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель.
-Ребята, слышите, к нам кто-то пришел? (стук в дверь)
-Посмотрите, наша кукла Настя пришла к нам в гости. (у куклы корзина с овощами и фруктами) Она говорит, что всё это подарила ей бабушка, но что это и что с этим делать она не знает.
-Ребята, поможем Насте? Расскажем ей всё, что мы знаем?
Предлагаю вам отгадать загадки.
(После каждой загадки ребёнок достаёт из корзины отгадку).
Висит на ветке колобок,
Блестит его румяный бок. (Яблоко).
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его. (Лимон).
Знают этот фрукт детишки,
Любят, есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет. (Банан).
Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож. (Груша).
Воспитатель. Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках?
Дети. Фрукты.
Дидактическая игра «Магазин».
Воспитатель: Мы пришли в магазин, где продаются овощи и фрукты, вы их сможете купить, если опишите фрукт или овощ.
Чтобы вам легче было их описывать, будем использовать карты-схемы.
(схема описания и сравнения овощей и фруктов).
(цвет, форма, величина)
Дети выбирают продавца, используя считалку:
Ай, дуду, ай, дуду
В огород сейчас пойду
Соберу я овощей
Для зеленых свежих щей
Где вы, овощи ау?
Прячьтесь лучше, я иду!
Первым покупает воспитатель (дает образец описательного рассказа, потом
дети, 45 человек.
Воспитатель: дети, кто купил овощи подойдите к правой корзине, а кто
купил фрукты к левой.
Проверить с детьми, правильно ли они положили.
Воспитатель: у Насти в корзине остались овощи и фрукты, давайте их тоже
разложим по корзинам.
(дети называют овощи и фрукты, которые кладут в корзину).
Воспитатель: Молодцы. Дети, что мы складывали в правую корзину, а что
в левую?
-Ребята, а где растут овощи?
-Правильно в огороде. Сейчас мыс вами отправимся в огород, поработаем там.
Физ. минутка: «В огород»
В огород мы пойдем,
Урожай соберем.
Мы морковку натаскаем,
И картошку накопаем.
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный,
Очень вкусный.
Щавеля нарвем немножко
И вернемся по дорожке.
(Дети идут по кругу друг за другом).
(Имитация действий).
Воспитатель: а сейчас, ребята, в кругу и поиграем в игру «Назови ласково». Я буду вам бросать мяч и называть овощи или фрукты, а вы мне возвращаете мяч и говорите ласково:
огурец – огурчик;
помидор – помидорчик;
капуста – капустка;
лук – лучок;
-Молодцы!
Воспитатель: А теперь меняю правила игры. Раздаю карточки с изображением овощей и фруктов. (Воспитатель показывает изображение одного овоща или фрукта. У ребенка карточка с теми же овощами или фруктами во множественном числе).
Воспитатель:
- один мандарин;
- одно яблоко;
- один гранат;
- один ананас;
- одна груша;
Дети:
- много мандарин;
- много яблок;
- много гранат;
- много ананасов;
- много груш.
Воспитатель: следующая игра «Найди лишний»
Яблоко, малина, груша, слива.
Гранат, апельсин, масленок, банан.
Мандарин, персик, айва, репа.
Слива, перец, помидор, огурец. (Картинки на экране)
-Дети, я хочу предложить вам поиграть в новую игру «Да-нет»
(воспитатель объясняет правила игры)
Игра ТРИЗ «Да-нет» (карточки «Овощи-фрукты»)
Воспитатель:
- Ребята, назовите фрукты, названия которых начинаются на звук [а].
- Названия, каких овощей начинаются на звук [р. ].
Воспитатель: Где растут овощи и фрукты?
Дети: Фрукты растут в саду. Овощи растут в огороде.
Воспитатель: Чем занимаются люди в садах и огородах осенью?
Дети: Собирают урожай
Воспитатель: послушайте стихотворение:
Солнце, солнце веселей,
Посвети еще, погрей!
Дождик, дождик, не мешай
Собирать нам урожай
Груши, яблоки в садах,
Помидоры на полях,
Не мешай пшеницу жать,
Не мешай ты нам копать
Свеклу, редьку и картошку,
И, конечно же, морковку!
Чтоб, когда придет зима,
Были полны закрома.
(Завальнюк)
Воспитатель: Как вы думаете, зачем выращивают, собирают и хранят овощи и фрукты?
Дети: люди употребляют в пищу овощи и фрукты.
Воспитатель: а как вы думаете, овощи и фрукты полезны для здоровья? Чем они полезны и как их можно употреблять?
Дети: да, в овощах и фруктах содержатся витамины.
Игра «Дорисуй фрукт»
Воспитатель: дорисуйте фрукт и определите, что за фрукт вы изобразили. (На листе бумаги пол яблока, пол груши, детям рекомендуется дорисовать, раскрасить, определить). (дети сами выбирают материал для рисования).
Воспитатель: молодцы, вы сегодня многое узнали, многому научились.
Помогли нашей Насте.
Итог занятия.
-Возьмите зеленое яблоко тот, кому сегодня было очень интересно, понятно
и нетрудно. Желтое яблоко возьмет тот, кому было интересно, но немного
трудно выполнить задание. Красное яблоко возьмет тот, кому сегодня на занятии было очень трудно и не интересно. Теперь ваши яблоки приклеим на дерево в саду и увидим, какая яблоня будет расти в нашем саду. Посмотрите, ребята, какая красивая яблоня у нас получилась.
И вас ждет сюрприз.
Выносятся корзины с яблоками. Дети моют руки и берут любимый фрукт.
Список литературы.
1. С. А. Васильева Рабочая тетрадь по развитию речи для дошкольников. – 2002.
2. Развитие речи. Старшая группа. Занимательные материалы. Сост.
О. И. Бочкарева и т. д. – Волгоград: «Корифей», с. 26.
3. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Старшая группа.
Т. И. Петрова; Е. С. Петрова. – с. 17.
4. О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром».
5. Г. Я. Затулина «Занятия по развитию речи дошкольников».