Елена Волчкова
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему «Овощи, фрукты (классификация)».
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила : воспитатель Волчкова Е. И., МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29» г. Сергиев Посад Московская область
Ход занятия
I. Организационный момент
- Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели…
Вели, чтобы мы очутились в деревне.
II. Разгадывание ребусов. Классификация : овощи – фрукты
- Вот мы и оказались в деревне. Но деревня большая. Нам нужно найти Осленка Ляпу. Где он? Чтоб его найти, нам нужно отгадать ребус.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему „Овощи, фрукты (классификация)“,» размещена в разделах
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Темочки
- А вот и он. Здравствуй, осленок Ляпа!
Ляпа. Здравствуйте, ребята! Я давно вас жду. Вы за овощами приехали? Пойдемте, я покажу вам, где что у меня растет.
Смотрите: вот морковь, яблоки, помидоры, вот сливы, а еще есть лук и груши.
- Ты что-то напутал, Осленок! Мы же за овощами приехали. Что растет в огороде? (Овощи; ягоды: груши, яблоки, малина, персики.)
III. Работа с кроссвордом
Ляпа. Ребята! Я весной, когда семена овощей сажал, на каждую грядку поставил табличку. А на них написал, что я посадил.
Но летом солнышко было такое яркое, что некоторые буквы выгорели. Ничего теперь не поймешь. Разберитесь, пожалуйста!
Загадки для кроссворда:
Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (Капуста)
Летом в огороде свежие, зеленые.
А зимою - в бочке, желтые, соленые. (Огурцы)
Раскололся тесный домик на две половинки
И посыпались оттуда бусинки-дробинки. (Горох)
Кругла, гладка, откусишь - сладка.
Засела в землю крепко в грядке… (Репа)
Хоть и сахарной зовусь –
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я (Свекла)
Красный нос землю врос, а зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен.
Нужен только красный нос. (Морковь)
Ляпа. В кроссворде еще кто-то спрятался, очень смешной, но нужный в огороде. И про него есть загадка:
На малину налетели, Поклевать ее хотели.
Но увидели урода – и скорей из огорода.
А урод стоит на палке
С бородою из мочалки. (Пугало)
(К. Чуковский)
Педагог называет близкое по значению слово: пугало – чучело.
- Где это слово в кроссворде? (По вертикали.)
IV. Физкультминутка
- Поливаем огород.
Насос
А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем,
Влево – раз, вправо – два,
Потекла ручьем вода,
Раз, два, три, четыре – (3 раза)
Хорошо мы потрудились.
(Из книги В. Волиной «Праздник числа»)
V. Удивительный огород
Дети решают ребус.
(ТЫКвА)
- Расскажите, какая тыква? (Огромная, желтая, полезная, тяжелая.)
Педагог считает стихотворение.
Разберитесь, что растет там!
Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо,
ОГУРБУЗЫ росли, ПОМИДЫНИ росли,
РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА.
СЕЛЬДЕРОШЕК поспел, и МОРКОФЕЛЬ дозрел,
Стал уже осыпаться СПАРЖОВНИК.
А таких БАКЛАЧКОВ да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
(Н. Кончаловская)
Педагог поясняет: сельдерей – употребляются в пищу и корень, и листья.
Спаржа – травянистое растение, беловатые побеги которого, выросшие под землей, употребляются в пищу.
- Вы разобрались, что растет в этом необычном огороде?
VI. Физкультминутка
- Кто это там наверху? Это огородное пугало! Устало оно висеть, давайте научим его делать зарядку.
Пугало на грядке,
Делает зарядку!
Рукавами машет,
Кажется, что пляшет.
Бегать жаль не может.
Мы сейчас поможем.
Обежим наш огород
И обрадуем народ:
Много спелых овощей,
Приезжайте поскорей!
VII. Игра «Вершки-корешки»
- Корешками будем называть съедобный корень овоща. Вершками – съедобный плод на стебле. (У некоторых растений съедобны и вершки, и корешки.)
Свёкла - … (корешок)
Лук - … (корешок и вершок)
Морковь - … (корешок)
Картофель - … (корешек)
Помидор - … (вершок)
Чеснок - … (корешок и вершок)
Репа - … (корешок)
Помидор - … (вершок)
- В какой сказке мужик и медведь делили урожай? («Вершки и корешки».)
VIII. Слушание сказки «Как овощи выбирали короля»
- Быстро пролетело жаркое лето. Наступила красавица осень. И начались в огороде шум да возня: поспел богатый урожай. И капусты много, и моркови, и репы, и огурцов, и свеклы.
Пока были маленькие – сидели тихо, смирно. А выросли – стали больше, и места им маловато стало. Вот и сердятся друг на друга, ругаются, толкаются.
Огородное пугало молчало-молчало да как рассердится:
- Выберите себе короля, пусть он вами управляет, а вы его слушаться будете!
Запечатались овощи :
- Как же нам его выбрать? Мы уже про один спор, кто из овощей важней и вкусней, знаем. Конец у того спора был печальный. Вот послушайте:
Овощи.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу,
Ох!
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка и свёкла?
Ох.
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу,
Ох.
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свёкла.
Ох.
И суп овощной оказался не плох!
(Ю. Тувим)
- Вот такая история.
Осленок Ляпа. Я знаю, как вам надо выбрать короля, чтобы никто не обиделся. Посмотрите на слова в вашем кроссворде.
Подчеркните первые буквы в словах, какие звуки они обозначают?
Если гласные – подчеркните их карандашом красного цвета, твердые согласные – карандашом синего цвета, мягкие – зеленого.
И вы сразу найдете одного – не похожего на других. (Огурец – это слово начинаетсч с гласной, а все остальные – с согласной.)
IX. Физкультминутка
Рано солнышко встает и спешит на огород:
- Все ли, овощи, в порядке? Как дела на вашей грядке?
Одолела вас дремота? Шевелиться неохота?
Всем командую: подъем! Физзарядку проведем:
Ну-ка, делайте со мною упражнение такое:
Вверх, вниз, подтянись, окончательно проснись.
Надо к вечеру успеть помидорам – покраснеть,
Баклажанам - посинеть, дыне с тыквой – пожелтеть.
Надо к ужину поспеть
(Т. Полякова)
Что это за слова: покраснеть, посинеть, пожелтеть? (Это слова, обозначающие действие предметов, или глаголы.)
А слова: красный, синий, желтый? (Это слова, обозначающие признаки предметов, или прилагательные.)
X. Разучивание скороговорки
- Послушайте скороговорку.
В огороде у Федоры покраснели помидоры.
Дети тренируются в правильном произношении скороговорки и заучивают ее.
XI. Тренировка памяти
- Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить все овощи, которые в нем названы.
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, Горошек сладкий,
Помидоры и Укроп
Для приправы и для проб.
Есть Редиска и Салат –
Наша грядка просто клад!
Но Арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно,
Запомнил обязательно,
Отвечай-ка по порядку:
Что растет на нашей грядке?
(В. Коркин)
- А почему арбузы не растут тут? Где они? (на бахче)
XII. Загадки на грядке
На доске таблички:
- Послушайте загадки Петра Синявского, молча напишите отгадки, сверяясь с табличками.
Он растет на грядке, чтобы
Разбежались все микробы.
- Ты простыл, голубчик?.
Съешь хотя бы зубчик.
(Чеснок)
Любят девчонки, любят мальчишки
Желтые зернышки на кочерыжке.
Я это лакомство, солью натертое,
Съем хоть хоть на третье, хоть на четвертое.
(Кукуруза)
Если бабушкина грядка солнышком согрета –
В грядке прячется загадка розового цвета.
(Редиска)
Фиолетовое брюшко,
С тонким хвостиком макушка –
Поколдуют повара,
И получится икра.
(Баклажан)
Она важней всех овощей
Для винегретов и борщей.
(Свекла)
XIII. Веселое чтение
- Послушайте стихотворение.
Восемь зайцев поневоле
Огород с утра пололи.
Заросла морковь травой,
Высоченной и густой.
Зайцы принялись за дело,
Прополов морковь умело.
И теперь там все в порядке:
Сорняки растут на грядке.
(Т. Крюкова)
- Куда морковь подевалась?
А почему огурец пупырчатый, вы знаете? Тогда слушайте.
Огурец и капуста
Огурец кочан капусты и огурец пошли вместе купаться на речку. Огурец сразу в воду бросился. А кочан капусты как стал раздеваться на берегу – раздевался до самого вечера. Огурец ждал, ждал его и от холода весь покрылся пупырышками.
(Из книги Т. А. Ладыженской, Г. И. Сорокиной,
Р. И. Никольской, Н. В. Ладыженского «Детская риторика»)
XIV. Итог занятия
- Что вы узнали о растениях огорода?
Назовите их.