Никульникова Олеся
Конспект занятия по речевому развитию «В мире сказок» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Русь"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области
речевое развитие
на тему: «В мире сказок» в старшей группе
Выполнила: воспитатель Никульникова Олеся Александровна
Кощино, 2022
Цель: Углубление, расширение и закрепление знаний детей о сказках, пополнение их словарного запаса.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „В мире сказок“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- продолжать знакомить детей с величайшим богатством народной культуры - сказками;
-формировать интерес к устному народному творчеству;
-учить детей узнавать отдельные сказки по характерным признакам; отгадывать сказки;
-обогащать и активизировать словарь детей;
-воспитывать в детях чувство сопереживания, доброжелательное отношение к героям сказок и друг другу;
Материалы: волшебный сундучок, сказочное письмо, разрезные картинки, иллюстрации с изображением сказок, книга сказок.
Предварительная работа: чтение русских народных и авторских сказок, работа с иллюстрациями по сказкам, загадывание загадок о сказочных персонажах и сказочных предметах, игры-пантомимы, театрализованные игры.
Ход занятия:
1. Приветствие.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся им.
Дети: Здравствуйте.
- Добрый день!- тебе сказали
- Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Воспитатель: А сейчас я приглашаю Вас, отправиться в увлекательное путешествие, в страну сказок. Как вы думаете, что такое сказка?
Дети: Сказка - это волшебный мир, там где есть чудеса и т. д.
Воспитатель: Верно. Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, не реальное реальным. Именно поэтому сказки любят и дети, и взрослые. У каждого народа есть свои сказки, с их особенностями, национальными героями, бытом.
2. Основная часть.
Воспитатель:
- Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей). И я люблю.
- А какие сказки вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель:
- Молодцы, много сказок знаете. А как можно сказать о сказке, какая она? (Речевое упражнение «Какая сказка») Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);
- есть волшебство, то. (волшебная);
- есть добро, то… (добрая);
- есть радость, то… (радостная);
- есть загадки, то. (загадочная);
- есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.
- А если бы вам удалось попасть в сказку, кем бы вы хотели стать? (Ответы детей)
Ой, ребята, у нас в группе появился волшебный сундучок, посмотрим, что в нём, (пытается открыть) не открывается, что же делать? (Смотрите, на нем письмо – что же там написано)
- Я герой из сказки, принес вам подсказки
Хотите узнать, что в сундучке, скорее помогите мне!
Вот вам задания – пройдите испытания! (читает задания в письме).
Воспитатель: Я буду показывать вам иллюстрации сказок, а вы внимательно посмотрите, и назовите мне сказку («Угадай сказку») (Иллюстрации к сказкам на доске)
«Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Снегурочка», «Дюймовочка», «Три медведя», «Три поросенка».
Воспитатель: Какие молодцы, ребята! А теперь второе задание: помогите мне, ребята, распутать названия сказок. Слушайте внимательно. (Сказочная путаница)
«Суп из топора»,
«По-заячьему велению»,
«Зелёная шапочка»,
«Кот в туфлях»,
«Два поросёнка»,
«Лиса и цапля»,
«Волк и пятеро щенят»,
«Сестрица Танюшка и братец Иванушка»,
«Мальчик с ладошку;
«Сивка-Мурка».
Какие вы замечательные участники! Всё знаете! Ребята, а кто самый робкий, пугливый герой сказок? (Зайка). Вы наверное устали, нужно немного отдохнуть и сделать физкультминутку про зайку.
Зайка серенький сидит
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (делает ручками ушки на голове и ими шевелит)
Вот так, вот так
И ушами шевелит. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть. (хлопает в ладоши)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать. (прыгает)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать. (2 раза)
Волк зайчишку испугал.
Зайка прыг и убежал.
Воспитатель: Вокруг нас и там и тут сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки.
Называйте, посмелей,
Этих сказочных друзей! («Назови героев сказки»).
Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? … (медведь)
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)
Покупала самовар,
А спасал её комар. (Муха-цокотуха)
Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах)
Это что за очень странный человечек деревянный?
На земле и под водой ищет ключик золотой.
Сунул нос свой в котелок. Кто же это …? (Буратино)
Я вижу, что вы – прекрасные знатоки сказок. А теперь для вас последнее задание. Проводится дидактическая игра «Собери сказку», где дети собирают разрезные картинки.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, вы так старались, правильно отвечали на вопросы, выполнили все задания, и мы сейчас попробуем открыть волшебный сундучок и посмотрим, что в нём - открываем, а там - для всех ребят подарок - большая книга сказок.
- За ум и смекалку сказать спасибо я хочу,
Тем, кто трудился, тем, кто старался
Вот этот подарок вручу.
Эта книга сказок для вас, ребята.
-В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят вам тепло
Пусть добро навеки побеждает зло!
Список использованной литературы.
1. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим с литературой детей 3-5 лет. Методические рекомендации. М. :ТЦ Сфера, 2010.
2. Шорохова О. А. Играем в сказку : Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2006. (Программа развития). ISBN 5-89144-663-4
3. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М. : Сфера, 2002.
4. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой : Для работы с детьми дошкольного возраста. - Харьков: Фолио, 1996.
5.. Пропп В. Я. Русская сказка. (Собрание трудов В. Я. Проппа). - М., 2000.