Майя Шириева
Конспект занятия по речевому развитию «Моя семья» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности
по речевому развитию
на тему:
«Моя семья»
для детей средней группы
Подготовила Шириева М. А
Цель: развитие всех компонентов устной речи, активизировать, расширять, пополнять словарный запас детей.
Задачи:
- расширить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге;
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Моя семья“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Средняя группа
- Темочки
- развивать диалогическую речь посредством подготовленной беседы;
- активизировать словарь по теме «Семья»;
- закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- обогащать и активизировать словарный запас имен прилагательных;
- совершенствовать развитие общей и пальчиковой моторики;
- воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье.
Направление образовательной деятельности:
речевое развитие;
познавательное развитие;
социально – коммуникативное развитие;
художественно-эстетическое развитие.
Материалы и оборудование: звездочки, шкатулка, силуэты ладошки на каждого ребенка, фломастеры, перчатка, проектор.
Методы и приемы: чтение стихотворений, загадывание загадок, беседы, объяснения, дидактические игры, игровые упражнения, сюрпризный момент.
Активизация словаря:
- закрепление словаря: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, семья, дружные, любимые.
- активизация словаря: существительные (сын, дочь, внук, внучка, тетя, дядя, прилагательные (любимая, добрая, родная, глаголы (заботится, любит, жалеет).
Место проведения: групповая комната
Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько здесь гостей, давайте с ними поздороваемся.
Воспитанники. Здравствуйте!
Воспитатель. Ой, ребята посмотрите, а что это лежит на полу?
Воспитанники. Перчатка.
Воспитатель. Правильно, скажите, а для чего нужна перчатка?
Воспитанники. Её одевают на руки.
Воспитатель. А зачем её одевают на руки?
Воспитанники. Чтобы пальчики не замерзли.
Воспитатель. Ребята, эту перчатку кто-то потерял. В этой перчатке кто-то живет. А кто в ней живет?
Воспитанники. Пальчики.
Воспитатель. А у вас есть пальчики?
Воспитанники. Да.
Воспитатель. Приготовьте свои пальчики, давайте с ними поиграем.
Пальчиковая игра:
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
А этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
Воспитатель. Ребята, а про что эта игра?
Воспитанники. Про семью.
Воспитатель. Да, эта игра про семью. Но семьи бывают разные. Бывает маленькая семья : мама и ребенок, а бывает семья большая, где есть мама, папа, дети, бабушка, дедушка. У всех вас тоже есть семья. Ребята у меня есть силуэт ладошки, давайте на неё посмотрим.
1 слайд. На экране появляется ладошка.
Воспитатель. У вас тоже есть ладошка. Посмотрите на неё и найдите самый маленький пальчик. Этот пальчик называется мизинчик. Он самый маленький, он малыш.
2 слайд. На ладошке появляется лицо ребенка.
Воспитатель. Посмотрите, на ладошке появился ребенок. Когда я была маленькой девочкой, подружки меня называли Лена. А моя мама меня ласково называла Леночка. Сейчас мы с вами поиграем и узнаем, а как же вас называет ласково мама. А я вам приготовила волшебную шкатулку, которую мы сейчас заполним ласковыми, добрыми словами, чтобы часто ими пользоваться и не забывать. Под каждым вашим стульчикам лежит две звездочки, возьмите одну, посмотрите на неё и вспомните, как же вас ласково называет мама.
Ответы воспитанников.
Словесная игра «Назови ласково»
Воспитатель. Вот видите, как вас любят мамы, называют вас ласково.
Дети давайте посмотрим на следующий пальчик, который рядом с малышом. Этот пальчик ребята без имени. Он так и называется безыменный. Этот пальчик мама. Посмотрите на экран этот пальчик мама.
На экране появляется лицо мамы.
Воспитатель. Ребята у вас у всех есть мамы. Как хорошо, когда у каждого ребенка есть своя мама. А знаете ли вы, что мамы есть не только у детей. Мамы есть и у птиц, и у животных.
У зайчат мама … (зайчиха).
У лисят мама … (лиса).
У волчат мама … (волчица).
У медвежат мама … (медведица).
У бельчат мама … (белка).
У утят мама … (утка).
У цыплят … (курица).
У поросят … (свинья).
У теленка (корова).
У жеребенка … (лошадь).
- Мамы птиц и животных так же любят своих детей, как и ваши мамы. Они учат их всему: умываться, чистить шерстку, бегать, прыгать, добывать себе корм.
Воспитатель. Давайте теперь посмотрим на следующий пальчик. Этот пальчик называется средний. Этот пальчик папа, он находится в середине.
На экране появляется лицо папы.
Воспитатель. У вас всех есть папа. А сейчас скажите мне какой у вас папа. Подумайте и скажите мне. У нас есть волшебная шкатулка, которую мы сейчас заполним ласковыми, добрыми словами. Возьмите оставшуюся звездочку под вашими стульчиками.
Ответы воспитанников.
Воспитатель. Видите как много хороших слов, вы сказали про своих пап. Давайте посмотрим на свою ладошку и найдем следующий пальчик. Этот пальчик называется указательный. Этот пальчик бабушка. Посмотрите на экран.
На экране появляется лицо бабушки.
Воспитатель. Давайте встанем в кружок и немного поиграем.
Физкультминутка
Бабушка
устала наша бабушка, (дети стоят в кругу)
Присела на порог. (приседают)
«Куда пропал, куда пропал, (берутся руками за голову)
Куда пропал внучек?» (и раскачивают из стороны в сторону)
Подумала, поохала, (встают)
Потом тихонько встала,
Пошла вокруг да около (идут по кругу друг за другом)
Искать внучка сначала
Воспитатель. Давайте посмотрим на нашу ладошку, у нас ещё один пальчик остался. Какой это пальчик?
Дети: Большой
Воспитатель. Самый большой пальчик. Этот пальчик дедушка.
На экране появляется лицо дедушки.
Воспитатель. А про дедушке я вам прочту стихотворение.
Мой дедушка – волшебник! Вы поглядите сами, –
Читает он газету с закрытыми глазами!
Потом рычит, как тигр, когда ложится спать.
Товарища для игр такого поискать!
Воспитатель. Понравилось стихотворение? Вот посмотрите, у нас на ладошке получилась семья. А у каждой семьи есть свой дом. И я вам предлагаю, ту перчатку, которую мы с вами нашли в начале занятия подарить нашей ладошке. Пусть у этой семьи будет свой дом. А теперь посмотрите на свою ладошку, на семью. Чтобы вашим пальчикам и вашей ладошки было тепло и уютно, необходимо украсить дом для вашей ладошки. Посмотрите, какие есть дома для ладошек.
На экране появляются перчатки детские разные, цветные.
Воспитатель. Красивые?
Воспитанники. Да.
Воспитатель. Что изображено на этих домиках?
Воспитанники. Снежинки, полоски и т. д.
Воспитатель. Я предлагаю вам пройти за стол и раскрасить дом для своей ладошки.
(Дети садятся за стол, рисуют, на фоне играет спокойная музыка)
Воспитатель. Ребята заканчиваем свою работу, проходим в кружок. Давайте вспомним, про что мы сегодня говорили?
Воспитанники. Про семью.
Воспитатель. Давайте вспомним названия пальчиков.
Мизинец – ребёнок,
Безымянный – мама,
Средний – папа,
Указательный – бабушка,
Большой – дедушка.
Воспитатель. Ребята, спасибо за занятие, а волшебную шкатулочку с добрыми и ласковыми словами я подарю вам, и вы будете регулярно пользоваться.