Эльмира Гареева
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений «Город сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: учить ориентироваться по плану. Закрепить счет от 1 до 10, обратный счет, счет парами, знание цифр; умение соотносить количество предметов с цифрой. Упражнять в решении задач на уменьшение числа на единицу. Закрепить знание геометрических фигур и тел, умение конструировать. Учить делить целое на части.
Материал и оборудование: иллюстрации для задач и заданий. Яблоко. Нож. План с Городом сказок и его окрестностями.
Публикация «Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений „Город сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Зал разделен на зоны:Озеро – ткань голубого цвета, на ней 10 бумажных кувшинок, 4 игрушечные лягушки (одна из них – со стрелой в лапе). Под тканью спрятана перчаточная кукла Царевна. Рядом с озером разложены карточки с цифрами от 1 до 9;
Дом Лисы и Волка - сооружение из мягких модулей. В нем спрятаны перчаточные куклы Лиса и Волк. Рядом расставлены искусственные ёлки;
Дом Емели - ширма для кукольного театра. За ней – перчаточная кукла Емеля, мешочек с геометрическими фигурами и телами, подносы с наборами геометрических фигур (один набор на двоих детей);
Лес и избушка на курьих ножках Бабы-Яги – ширма для кукольного театра. За ней - перчаточные куклы Баба-Яга Змей Горыныч.
Зоны соединены переходами в виде кочек (поролоновых подушек, по которым нужно прыгать; ворот, под которыми нужно пролезать; массажных дорожек для ходьбы.
Ход занятия.
Дети входят в зал.
Воспитатель. Скоро наступит лето, и многие из вас куда-нибудь поедут отдыхать. Но мы можем уже сейчас попутешествовать и побывать в Городе сказок. Там нас ждут волшебные превращения, приключения, трудные задания. С собой мы возьмем план города и его окрестностей. (Показывает план). Для чего он нужен? Что означают стрелки? (Ответы детей). Куда нам предстоит попасть сначала? (На озеро). Оно находиться около города. Как туда доберемся? (По кочкам). Верно.
Дети прыгают по кочкам.
Воспитатель. (указывает на лягушку со стрелой в лапе).
Что за необычная лягушка живет в этом озере? (Царевна-лягушка, она грустит. Почему? (Предположения детей). Иван-царевич старается выполнить задания Кощея Бессмертного. От этого зависит, превратится ли лягушка в царевну или век ей на озере жить. Давайте поможем Ивану-царевичу.
Первое задание Кощея.
- Сосчитайте кувшинки. (Счет от 1 до 10, обратный счет, счет парами).
- Сколько кувшинок с цветками?
- Сколько без цветков?
- Каких кувшинок больше: с цветками или без цветков? На сколько больше?
- Что нужно сделать, чтобы и тех и других было поровну?
(Ответы детей).
Второе задание Кощея.
- На листьях кувшинок сидело шесть лягушек. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек осталось? (Ответы детей).
Третье задание Кощея.
Воспитатель показывает детям картинки с изображениями комаров и головастиков.
- Сколько комаров над озером? Покажите цифру.
- Сколько головастиков плавает? Покажите цифру.
- В кого превращаются головастики?
- Сколько лягушек живет на озере? (Дети считают сидящих на кувшинках лягушек). Покажите цифру.
Воспитатель. Вы помогли Ивану-царевичу выполнить задания Кощея, и через несколько секунд лягушка превратится в царевну. Закройте глаза. (Убирает лягушку, достает перчаточную куклу Царевну, говорит за нее).
Царевна. Спасибо, дети! Вы направляетесь в Город сказок? Он совсем близко. Счастливого пути! А я дождусь Ивана- царевича.
Воспитатель. Посмотрите на план. Куда стрелка указывает? (На дорожку, слева от нее – елочка). Так вперед по дорожке! (Дети проходят по массажной дорожке). Мы подошли к воротам. Какие они по высоте? (Низкие). Как через них пройти?
Дети проползают в ворота на четвереньках, садятся на кочки перед домом Лисы и Волка. Воспитатель и заранее подготовленный ребенок разыгрывают сценку, надев на руки перчаточные куклы – Лисы и Волка. За Волка говорит воспитатель, за Лису – ребенок.
Волк. Лисавета, здравствуй!
Лиса. Как дела, зубастый?
Волк. Ничего идут дела, голова пока цела.
Лиса. Где ты был?
Волк. На рынке.
Лиса. Что купил?
Волк. Свининки.
Лиса. Сколько взяли?
Волк. Шерсти клок, ободрали левый бок, хвост отгрызли в драке.
Лиса. Кто отгрыз?
Волк. Собаки.
Лиса. Сыт ли, милый куманек?
Волк. Еле ноги уволок.
Воспитатель. Учит Лиса Волка,
Да только мало толку.
Не умеет волк считать
За задачки решать.
Покажите Волку, как надо решать Лисичкины задачки.
«Сосчитай курочек».
Рыжая плутовка считать умеет ловко.
Пришла в деревню кур пересчитать.
Да куры за забором,
Чтоб не залезли воры.
Сколько же курочек?
Показывает иллюстрацию с изображением забора и нарисованных под ним куриных лапок. Дети определяют количество кур.
«Третий лишний».
Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением медведя, ежа и белки. Дети называют лишнее животное и объясняют свой выбор. (У медведя и белки шубка пушистая, а у ежа колючая белка и еж - маленькие животные, а медведь – большое. И т. п).
«Отрицание».
Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением помидора, красного перца, репы, огурца, гороха.
Зайцы поливали овощи не красного и не желтого цвета, но это были не огурцы. Что поливали зайцы? (Горох).
Волк. Лисичка, пойдем. Я буду учиться - хочу стать таким же умным, как эти дети.
Воспитатель. До свидания, звери! А вы, дети, посмотрите на план. Куда стрелка указывает? (На дорожку, слева от нее - цветы). Верно. Тогда вперед! (Дети по массажной дорожке проходят к дому Емели.)
Воспитатель. Этот сказочный герой
Поймал в проруби зимой
Рыбу говорящую.
Стоит лишь сказать слова,
Происходят чудеса:
Вёдра воду носят,
Сани дрова возят,
Сам герой на печи
К царю в гости ездит.
Кто это?
В окне появляется перчаточная кукла Емеля.
Емеля. (за него говорит воспитатель). Ну, кто там меня зовет?
Воспитатель. Емелюшка, выйди к нам, пожалуйста.
Емеля. (выходит). Здравствуйте, дети!
Воспитатель. Чем ты, Емелюшка, занимаешься?
Емеля. Вот думаю, как соседям-зайцам подсобить домики построить.
Воспитатель. Мы пожжем помочь.
Емеля. Вы для начала со мной в игру сыграйте, а я посмотрю, выйдут из вас строители.
Игра «Волшебный мешочек».
Дети на ощупь определяют геометрические фигуры и тела (цилиндр, конус, куб, шар, круг, овал, треугольник, квадрат).
Емеля. Молодцы! Теперь выложите на листе бумаги из геометрических фигур красивые домики. А мы уже с зайцами по вашим планам вмиг все посмотрим.
Работа в парах – конструирование домиков из геометрических фигур.
Емеля. Быстро вы справились. Да и домики замечательные получились. Каждому зайцу можно дом построить. Поработали - теперь отдохните. Я вам на гармошке сыграю, а вы с зайцами попляшите.
Разминка.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом пени «Зайка» (В. Онишин).
Воспитатель. До свидания, Емеля! Нам пора отправляться в путь. Дети, посмотрите на план. Куда стрелка указывает? (На лес).
Дети идут по следам. Подходят к ширме с изображением леса и избушки на курьих ножках.
Воспитатель. Что за странный теремок?
Из трубы идет дымок.
У избушки ноги есть.
Кто ж тогда хозяин здесь? (Баба-Яга).
Воспитатель достает из ширмы перчаточную куклу Бабу-Ягу, говорит за нее.
Баба-Яга. Фу-фу-фу. Русским духом пахнет! Не иначе гости пожаловали. Ой, да это мои старые знакомые. Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!
Дети. Здравствуйте!
Баба-Яга. Детки, вы, как всегда, вовремя - тут ко мне в гости Змей Горыныч зашел. (Под музыку воспитатель достает из-за ширмы куклу Змея Горыныча и говорит за него.) Я, конечно, ему рада, да не знаю, как мне быть.
Воспитатель. А в чем дело?
Баба-Яга. Есть у меня яблоко молодильное. Съешь его – на сто лет помоложе станешь. Но яблоко-то одно! (Достает яблоко). Если я его сама съем, Горыныч обидится. Что же делать? (Поделить). А как?
Задание «Подели яблоко».
Ответы детей могут быть разными, но правильный - на четыре части, потому что у Змея Горыныча три головы. Воспитатель вызывает одного ребенка и предлагает ему разрезать яблоко на четыре части.
Змей Горыныч. Спасибо, ребятки! Мы добро не забываем!
Дети прощаются с Бабой-Ягой и Змеем Горынычем. Затем рассматривают план и возвращаются туда, откуда они отправились в путь.
Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие в Город сказок. В каких сказках вы побывали? Какие добрые дела сделали для персонажей сказок? (ответы детей). Сегодня вы выручали сказочных героев. Надеюсь, и в жизни вы всегда будете всем помогать.