Надежда Евланова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуки [ш]-[ж]. Шипящие звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи в старшей группе
Звуки Ш – Ж. Шипящие звуки.
«В стране шипящих звуков»
Подготовила: Воспитатель
Евланова Н. Л.
Цель: Способствовать формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Звуки [ш]-[ж], Шипящие звуки“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные задачи: совершенствовать навыки коммуникативного общения, учить детей отчетливо произносить звуки Ш – Ж в словах и фразах, определять позицию звук в слове.
Развивающие задачи : развивать диалогическую связную речь, расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх, развивать активность, уверенность в своих силах, память, мышление.
Воспитательные задачи: Воспитывать внимание, умение слушать друг друга.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие : – упражнять детей в четком звукопроизношении, гимнастика на дыхание, артикуляционная гимнастика «Сказка про язычок».
Познавательное развитие : – расширять словарный запас, закрепить правильное произношение звуков Ш-Ж.
Социально – коммуникативное развитие : – игра, беседа, Д/ игры: «Найди звук», «Потешки», «Произнеси слова».
Физическое развитие : формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения предложенное воспитателем, Физ. Минутка «Наши красные цветки», Артикуляционная гимнастика, Дыхательная гимнастика.
Методические приемы:
Словесный – беседа, художественное слово, вопросы, напоминания.
Наглядный – рассматривание картинок.
Практический игровой – развитие активности, самостоятельное выполнение задания детьми.
Материал и оборудование: игрушки: Змея и пчела., картинки с изображением насекомых, картинки для выполнения заданий.
Ход занятия.
Воспитатель: - Дети, к нам на занятие сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями.
Дети: - Здравствуйте!
Воспитатель: - Стихотворение:
Говорим всегда красиво,
Ясно, четко говорим
Потому что не спешим.
- О чем это стихотворение?
Дети: - О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.
Этому мы учимся на наших занятиях.
Воспитатель: - Дети, вы любите путешествовать?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Сегодня мы отправимся в страну шипящих звуков.
- Давайте все вместе закроем глаза, и представим, что мы очутились на лесной полянке. Вокруг очень красиво.
- Открываем глаза. Встаем около стульев.
(Упражнение на дыхание)
1.- Представьте себе, что дует легкий, теплый ветерок.
(Сделать глубокий вдох ртом, задержать дыхание. На выдохе воздушная струя идет через «трубочку».)
2. – Вокруг множество ароматных цветов. Давайте вдохнем их аромат.
(Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание, на выдохе произнести фразу «Какие прекрасные цветы»)
Воспитатель: - Дети, садимся на стулья.
- А вот и жители страны шипящих звуков…
( Воспитатель показывает игрушки: Змея и пчелка. Картинки с изображением насекомых)
Воспитатель: - Кто это?
Дети: - Змея и пчела.
Воспитатель: - А кто изображен на картинках?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Какая любимая песенка змеи?
Дети: - Ш-ш-ш-ш-ш…
Воспитатель: - Какую песенку исполняет Жук?
Дети: - Ж-ж-ж-ж-ж…
Воспитатель: - Дети, теперь давайте сравним звуки Ш и Ж.
- Посмотрите как выглядят символ звука – Ш и звука Ж.
Воспитатель: - Когда мы произносим звук Ш.
Губы круглые
Язык поднят вверх
Воздушная струя – теплая идет вверх.
Горлышко не работает.
(Дети произносят звук Ш)
- Когда мы произносим звук Ж.
Губы круглые
Язык поднят вверх
Воздушная струя теплая идет вверх.
Горлышко работает.
(Дети произносят звук Ж)
Воспитатель: - Дети, звуки Ш и Ж гласные или согласные?
Твердые или мягкие?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Звуки Ш и Ж – всегда твердые, шипящие согласные.
Физ. минутка. «Наши красные цветки».
Наши красные цветки
Распускают лепестки (Плавно поднимаем руки вверх)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет (Качание руками влево – вправо)
Наши красные цветки
Закрывают лепестки (Присели)
Головой качают (Движение головой влево – вправо)
Тихо засыпают (Спрятались)
Воспитатель: - А теперь дети, давайте вспомним сказку, про язычок.
Артикуляционная гимнастика «Сказка про язычок».
Жил был язычок. (Показали – спрятали – язык)
Жил язычок в домике. (Показали зубы в улыбке)
Вокруг домика, стоит крепкий забор с воротами. (Вытянули губы «трубочкой»)
Рано утром язычок проснулся, потянулся, выглянул из домика. (Открыть рот, показать язык)
Посмотрел он направо, налево, вверх, вниз. (Двигать язычком вправо, влево, вверх, вниз)
Понравилась язычку погода, побежал вокруг домика. (Провести язычком по губам)
Стал язычок прыгать. (Цокаем)
А теперь пошлепаем язычок губами. (Язык на нижней губе, шлепать губами : произносим пя – пя – пя - пя.)
Воспитатель: - Дети, жители страны шипящих звуков приготовили для вас задания.
- Но прежде чем выполнять задания, мы дадим отдохнуть нашим глазам.
Гимнастика для глаз «Теремок».
Стоит в поле теремок (Смотрим прямо перед собой)
Он не низок, не высок (Смотрим вниз, вверх)
Он не узок, не широк (Смотрим влево, вправо)
Вот такой теремок (Моргаем глазами)
1 задание «Найди звук».
Воспитатель: - Дети, посмотрите внимательно на картинки. В этом задании
нужно определить какой в слове шипящий звук, определить его место в слове. Определить длинное или короткое слово. Поделить слово на слоги.)
(Ответы детей)
Воспитатель: - Молодцы, справились с заданием!
2 задание «Произнеси слова»
(Дифференциация шипящих звуков Ш – Ж в словах)
Жа-ша: -Шар – жар, Ежата – мышата.
Жо – шо: - Лужок – пушок, Дружок – вершок.
Жу – шу: - Мажут – машут, Лижут – пишут.
Же – ше: - Ближе – дальше, Ложечка – кошечка.
Воспитатель: - Молодцы!
3 задание «Потешки».
(Автоматизация произношения шипящих звуков в чистоговорках)
Воспитатель: - А теперь, послушайте потешки с шипящими звуками.
1. Петушок петушок
Выгляни в окошко
Дам тебе горошку!
- Какой шипящий звук вы услышали в этой потешке?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Давайте вместе произнесем потешку.
(Дети проговаривают потешку с воспитателем, затем индивидуально - по желанию. Тихо, громко.)
2. Лежебока, рыжий кот
Отлежал себе живот.
- Какой шипящий звук вы услышали в этой потешке?
(Ответы детей)
(Дети проговаривают потешку с воспитателем, затем индивидуально – по желанию. Быстро, медленно.)
Воспитатель: - Молодцы дети! Со всеми заданиями вы справились.
- Понравилось вам сегодняшнее путешествие?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Наше занятие подошло к концу. Все молодцы!