Елена Кайдаракова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Опавшие листья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание ситуации в процессе развития умения пересказывать небольшой рассказ.
Задачи:
- Формировать умение называть гласный звук в слове;
- Формировать умение определять местоположение гласного звука в слове;
- Формировать умение определять количество слогов с слове;
- расширение словарного запаса;
- формировать умение подбирать название к литературному произведению и определять жанр произведения;
- Развивать самоконтроль и анализ своих успехов;
- Закреплять умение внимательно слушать собеседника;
- Воспитывать стремление говорить красиво.
Организационный момент
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Опавшие листья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Дети заходят в группу с воспитателем, здороваются с гостями
Воспитатель вместе с детьми проговаривает: Пальчиковая гимнастика
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую! Т. Сикачева
Основная часть
Воспитатель: Присаживайтесь ребята!
Дети проходят и садятся на стульчики
Воспитатель: Чтоб понять, о чем мы с вами сегодня будем говорить, отгадайте загадку:
Его весной и летом
Мы видели одетым
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки. (дерево)
Игра слоги
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру и вместе определим, сколько слогов спрятано в названии деревьев. Для этого необходимо приготовить ладошки. Покажите мне свои ладошки. Ладошки нам нужны для хлопков. Один хлопок, это один слог. Два хлопка это сколько слогов? (ответы детей)
Чтоб определить, сколько слогов в слове, надо считать хлопки.
Дуб, клен, лес, и/ва, со/сна, бе/ре/за.
Какие вы у меня молодцы, ушки навострили и все определили.
Послушайте внимательно, я сейчас прочитаю вам литературное произведение
Воспитатель читает сказку
Ребята, вы сейчас прослушали литературное произведение какого жанра? Это сказка или стихотворение? (ответы детей)
Воспитатель: Верно, это сказка. Какое придумаем название этой сказки? (варианты детей) Автор Антон Лукин назвал сказку «Чем болеют деревья?»
Какие слова в этой сказке вам не знакомы? (холм - небольшая возвышенность с пологим склоном. По-другому маленькая гора
Воспитатель: Предлагаю прогуляться в лес. Дети встают со стульчиков физ минутка
По дорожке мы идем громко песенку поём ля-ля-ля!
По тропинке мы идём тихо песенку поём ля-ля-ля!
Задавать запоминания сюжета вопросы по сказке, для.
Воспитатель: О каком времени года идет речь? (О осени)
Воспитатель ставит магнитики на доску как опорную схему
Кто гонял мячик на полянке? (Медвежонок Мишка и Лисёнок Рыжик)
К кому Медвежонок Мишка и Лисёнок Рыжик решили пойти? (к медвежонку Тишке)
Что делал медвежонок Тишка? (сидел с листиками разноцветными)
О чем говорили ребята?
Кто подумал, что деревья болеют? (Тишка) Почему он так подумал?
К кому пошли ребята? (к Ежу) Кого встретили на пути? (Зайчонка)
О чем говорили звери? Чьи они голоса услышали за холмом? (Белки и Волчонка)
К кому они пришли? (к Ежу) Что рассказал им дядюшка Ёж?
Когда после отправились звери? (на полянку играть в мяч)
У нас получилась такая целая схема, для пересказа этой сказки.
Воспитатель: Ребята, кто запомнил и может сейчас пересказать начало сказки для всех.
Дать возможность желающему ребенку пересказать начало сказки.
Ребята, кто запомнил и может сейчас пересказать продолжение сказки для всех.
Дать возможность желающему ребенку пересказать середину сказки.
Ребята, кто запомнил и может сейчас пересказать конец сказки для всех.
Дать возможность желающему ребенку пересказать конец сказки.
Отлично! Кто готов пересказать полностью всю сказку?
Какие мы молодцы! Вы прекрасно пересказали сказку!
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Гласные звуки играют в прятки»
вместе определяют гласный звук в данных словах, его расположение.
Ребята сегодня на занятии нам встречались слова, изображенные на картинках, назовите их: Дом, дуб, лес, ива.
необходимо найти место, где прячется гласный звук в этих словах, и обозначить его прищепкой.
Воспитатель по имени вызывает ребенка, и ребенок прикрепляет прищепку к схеме.
Какой гласный звук спрятался в этом слове? Где найденные гласные звуки? (в середине)
Воспитатель: Здорово получилось! Мы нашли и определили спрятанные гласные звуки в слове.
Заключительный этап:
На мольберте располагается дерево и Ёж, дети проводят самооценку своим успехам на занятии, прикрепляя листик.
Ребята предлагаю прикрепить листик на дерево, если вам на занятии все удалось выполнить правильно. Или отдать листик Ежу, если вы что-то сделали не правильно на ваш взгляд или было трудно.
Что из сегодняшнего занятия вам понравилось? Что из сегодняшнего занятия вам запомнилось? Какое новое слово мы с вами узнали? В какую игру мы поиграем с вами на следующем занятии?