Эмиля Сулейманова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Образование и употребление относительных прилагательных «Транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи в старшей группе "Образование и употребление относительных прилагательных по теме "Транспорт"
Задачи:
понимание и употребление приставочных глаголов;
образование относительных прилагательных от существительных;
понимание и употребление предлогов: на, за, под, в, у, из, по, к;
составление простых распространенных предложений и сложноподчиненных предложений с союзом "чтобы".
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Занятия по развитию речи
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
Предметный словарь: светофор, пешеходный переход, автомобиль, мотоцикл, поезд, грузовик, автобус, велосипед, такси, трамвай, метро, корабль, катер, парусник, яхта, лодка, теплоход, пароход, самолет, вертолет, ракета, воздушный шар.
Глагольный словарь: ехать (от-, вы-,за-,у-, пере-,с-, при-, идти, стоять, плыть (при-, у-, пере-, за-, до-,останавливаться, пристать, лететь (у-, при, пере-, до-)
Словарь признаков: грузовой, пассажирский, водный, воздушный, наземный, металлический, резиновый, кожаный, пластмассовый.
Оборудование: картинки, модели транспорта, пособие "Самолетики" для дыхательной гимнастики.
Ход занятия
Организационный момент
Приветствие детей. Сообщение темы занятия.
Знакомство с видами транспорта
Транспорт, который передвигается по воде какой? (водный)
Игра "Много предметов"
- Назовите картинки. Поиграем в игру "Много предметов" с каждой картинкой. - Автобус в городе не один, а много автобусов.
- Машин в гараже не одна, а много машин.
Дидактическая игра "Целое - части"
Педагог предлагает детям рассмотреть картинку, назвать, что изображено, а потом перечислить все части, из которых состоит данный транспорт. Например: Автомобиль (целое) – колеса, стекла, руль, сиденья, двери, педали, мотор, багажник, бензобак, дверные ручки, коврики под ноги, фары, сигнал и т. д. (части).
Дидактическая игра "Из чего - какой?"
Дверца из металла (какая) - металлическая
Руль из пластмассы (какой) -.
Сиденье, обшитое кожей (какое) -.
Колесо из резины (какое) -.
Дидактическая игра "Доскажи словечко" (С глаголом "Ехать")
Машина из гаража - … (выехала)
Машина от дома - … (отъехала)
Машина по дороге - … (поехала)
Машина к мосту - … (подъехала)
Машина через мост - … (переехала) Машина с моста - … (съехала)
Машина вокруг елки - … (объехала) Машина к дому - … (подъехала)
Машина в гараж - … (заехала)
Дидактическая игра "Поездка"
С машинкой и деревом, гаражом - игрушки. Предлоги "на, за, под, в, у, из, по, к".
Машинка заехала куда? (В гараж) Машинка остановилась у чего? (У дерева)
Машинка выехала из чего? (Из гаража)
Машинка подъехала подо что? (Под дерево)
Машинка подъехала к чему? (К дереву) Машинка ехала по чему? (По дороге)
Дыхательное упражнение "Самолетики"
С пособиями: подуй, чтобы самолетик полетел. У кого летает дольше?
Физминутка
Самолеты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками) Самолеты полетели, (руки в стороны, поочередные наклоны влево и вправо) На полянку тихо сели, (присесть, руки к коленям)
Да и снова полетели.
От зеленого причала оттолкнулся пароход.
Раз – два, раз – два
Он назад шагнул сначала
Раз – два, раз – два
А потом шагнул вперед,
Раз – два, раз – два.
И поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход.
Дидактическая игра "Кто чем управляет?"
Кто управляет автомобилем?
Кто управляет самолетом?
Кто управляет кораблем?
Кто управляет электричкой?
Кто управляет мотоциклом?
Кто управляет велосипедом?
Кто управляет трамваем?
Кто управляет такси?
Кто управляет космическим кораблем? Кто управляет подводной лодкой?
Кто управляет подъемным краном?
Кто продаем билеты в транспорте?
Кто проверяет билеты у пассажиров?
Кто обслуживает пассажиров в самолете?
Кто обслуживает пассажиров в поезде? Кто помогает нести багаж?
Составление простых распространенных предложений и сложноподчиненных предложений с союзом "чтобы".
Автобус нужен для того, чтобы … Самолет нужен для того, чтобы … Корабль нужен для того, чтобы …
Дидактическая игра "Четвертый лишний"
Педагог помещает на доске четыре предметных картинки, на трех из которых изображен транспорт одного вида, а на четвертой – другого. Например, трактор, самосвал, автобус, самолет. Предлагает детям рассмотреть и назвать картинки, а потом объяснить, какая картинка лишняя и почему.
Рефлексия:
- Ребята, вам понравилось собирать информацию о транспорте?
А с какими видами транспорта мы познакомились?
Какая игра вам больше всего понравилась? Молодцы! Вы отлично справились с заданиями.