Лучший педагог года

Игропрактика для развития словаря относительных прилагательных у дошкольников с ОНР (19 фото)

татьяна белоносова
Игропрактика для развития словаря относительных прилагательных у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Образование относительных прилагательных достаточно сложная тема для детей с ОНР. Образование имен прилагательных сопровождается большим количеством разнообразных ошибок у дошкольников логопедической группы. Среди ошибок можно выделить следующие: замена суффиксов, приставок; лексические замены; упрощение звуко-слоговой структуры слов; нарушение согласования слов. Игра может облегчить эту задачу, обеспечить многократное проговаривание детьми сложных слов.

В связи с этим была определена цель коррекционно-развивающей работы и

Публикация «Игропрактика для развития словаря относительных прилагательных у дошкольников с ОНР» размещена в разделах

поставлены следующие задачи.

Цель: научить дошкольников с ОНР образовывать относительные прилагательные от имен существительных в процессе игры

Задачи

• учить согласовывать существительные с именами прилагательными в роде, числе, падеже;

• активизировать словарный запас детей;

развивать процессы внимания, памяти, воображения, представлений;

• повышать мотивацию детей к занятиям

Начинаем работу по развитию навыков словообразования прилагательных у дошкольников с освоения прилагательных, соотнесенных с продуктами питания,

т. к. эти прилагательные наиболее часто употребляются в речи.

Игра «Конфета с сюрпризом»

Цель: образование относительных прилагательных от имен существительных

Правила игры. Дошкольникам предлагаются разрезные картинки с нарисованными на них половинками конфет. Дети собирают картинки и определяют, из чего сделана конфета.

Конфета из апельсина – (какая) апельсинОВая

из банана – … бананОВая

из граната – … гранатОВая

из персика – … персикОВая

из абрикоса – … абрикосОВая

из мандарина –… мандаринОВая

из ананаса – … ананасОВая

из груши –грушЕВая

Игропрактика для развития словаря относительных прилагательных у дошкольников с ОНР
Фото №1 Образование относительных прилагательных достаточно сложная тема для детей с ОНР

При этом подбирались слова с одинаково звучащими словообразующими суффиксами одного значения.

Эту игру мы использовали при изучении лексической темы «Фрукты»

Упражнение «Баба Яга варит варенье»

Цель: образование относительных прилагательных от имен существительных

Правила игры. Детям предлагаются картинки, на которых изображены банки с вареньем из ягод. Педагог объясняет детям: «Баба Яга сварила варенье, всем ребятам угощенье. Рассмотрите внимательно банки и угадайте, какое варенье сварила Баба Яга»

* Варенье из клубники (какое) - клубнИЧНое, из ежевики – ежевИЧНое, из земляники – землянИЧНое, из брусники – бруснИЧНое, из черники- чернИЧНое, из костяники – костянИЧНое.

* Варенье из малины (какое) - малинОВое, из облепихи – облепихОВое, из смородины – смородинОВое, из морошки – морошкОВое, из вишни - вишнЕВое, из черешни – черешнЕВое.

Фото №2 Образование имен прилагательных сопровождается большим количеством разнообразных ошибок у дошкольников логопедической группы Фото №3 Среди ошибок можно выделить следующие замена суффиксов приставок лексические замены упрощение звуко слоговой структуры слов нарушение согласования слов Фото №4 Игра может облегчить эту задачу обеспечить многократное проговаривание детьми сложных слов

Это упражнение рекомендуется использовать при изучении лексической темы «Ягоды».

Игра «Веселый супчик»

Цель: образование относительных прилагательных от имен существительных

Правила игры. Дошкольнику предлагаются карточки, на которых изображены предметные картинки. Ребенок называет картинку, например, суп из кукурузы (какой)- кукурузный и переворачивает карточку. А на другой стороне карточки нарисована картинка с изображением кукурузного супа.

Суп из рыбы – рыбНый, из моркови – морковНый, из томата – томатНый, из сыра – сырНый, из капусты – капустНый, из курицы – курИНый, из тыквы – тыквЕННый.

В связи с этим была определена цель коррекционно развивающей работы и Публикация Игропрактика для развития словаря относительных прилагательных у дошкольников с ОНР размещена в разделах ОНР Общее недоразвитие речи Развитие ребенка Материалы для педагогов Темочки поставлены следующие задачи Цель научить дошкольников с

При этом подбирались слова с одинаково звучащими словообразующими суффиксами одного значения.

Эта игра использовалась при изучении лексической темы «Продукты питания».

Игра «Разная одежда»

Цель: упражнять дошкольников с ОНР образовывать относительные прилагательные от имен существительных.

Правила игры. В игре могут участвовать от 1 до 4 игроков.

Педагог объясняет детям: «Помогите семье Семеновых положить вещи в шкаф».

«Девочке Маше поможем собрать одежду из хлопка».

Ребенок кладет «одежду» в шкаф и называет:

-сарафан из хлопка (какой)- хлопкОВвый, костюм из хлопка-,

-футболка из хлопка (какая) - хлопкОВая, пижама из хлопка-,

- платье из хлопка (какое)- хлопкОВое,

-носки из хлопка (какие)- хлопкОВые, шорты из хлопка-…

Фото №5 Развитие ребенка

«Мальчику Мите поможем собрать одежду из шерсти».

Ребенок кладет «одежду» в шкаф и называет:

-костюм из шерсти (какой) -шерсЯНой, шарф из шерсти-,

-шапка из шерсти (какая)- шерстЯНая, кофта из шерсти-,

- платье из шерсти (какое)- шерстЯНое, пальто из шерсти-,

-варежки из шерсти (какие)- шерстЯНые, носки из шерсти-….

Фото №6 эти прилагательные наиболее часто употребляются в речи

«Бабушке поможем собрать и положить в шкаф вещи из меха».

- комбинезон из меха (какой)- мехОВой, жилет из меха-,

-куртка из меха (какая)- мехОВая, шуба из меха-,

-пальто из меха (какое)- мехОВое, одеяло из меха-,

-наушники из меха (какие)- мехОВые, тапочки из меха-….

Фото №7 Игра Конфета с сюрпризом Цель образование относительных прилагательных от имен существительных Правила игры

«Маме поможем собрать и положить в шкаф одежду и обувь из кожи».

-плащ из кожи (какой) – кожАНый, ремень из кожи-,

-куртка из кожи (какая) – кожАНая, юбка из кожи-,

-платье из кожи (какое) – кожАНое, пальто из кожи-,

-перчатки из кожи (какие) – кожАНые, туфли из кожи-…

Фото №8 Дошкольникам предлагаются разрезные картинки с нарисованными на них половинками конфет

При этом подбирались слова не только с одинаково звучащими словообразующими суффиксами одного значения, но и с одинаковыми окончаниями.

Эта игра использовалась при изучении лексической темы «Одежда, обувь».

Игра «Ветки, листья, деревья»

Цель: упражнять дошкольников с ОНР образовывать относительные прилагательные от имен существительных

Правила игры. Дошкольнику предлагается карточка, на которой изображены контурные рисунки листьев, ветки, ствола, корня дерева. Дошкольник подбирает картинки определенного дерева и кладет их на карточку. Ребенок называет слова по картинкам :

Дерево – дуб, листья (какие)- дубОВые, ветка (какая)- дубОВая, ствол (какой)- дубОВый, корень (какой)- дубОВый.

Дерево - береза, листья (какие)- березОВые, ветка (какая)- березОВая,

ствол (какой)- березОВый, корень (какой)- березОВый.

Дерево - клен, листья (какие)- кленОВые, ветка (какая)- кленОВая, ствол (какой)- кленОВый, корень (какой)- кленОВый.

Дерево - липа, листья (какие)- липОВые, ветка (какая)- липОВая, ствол (какой)- липОВый, корень (какой)- липОВый.

Фото №9 Дети собирают картинки и определяют из чего сделана конфета Фото №10 Конфета из апельсина какая апельсинОВая из банана бананОВая из граната гранатОВая из персика персикОВая из абрикоса абрикосОВая из мандарина мандаринОВая из ананаса ананасОВая из груши грушЕВая

Эту игру рекомендуем использовать при изучении лексической темы «Лес. Деревья»

Игра «Секретики»

Цель: упражнять дошкольников с ОНР образовывать относительные прилагательные от имен существительных

Правила игры.

1 вариант Дошкольнику предлагается карточка, на которой изображены предметы из дерева, из стекла, из бумаги или из металла (железа). Педагог показывает на предмет и задает вопрос: «Линейка из дерева какая?» - «деревянная».

Карандаши (какие)-, доска (какая)-, самолетик (какой)-,

блюдо (какое)-, стул (какой)-, домик (какой)-, ложка (какая)-…

Ваза (какая)- стеклянная, бутылка (какая)-, стакан (какой)-,

аквариум (какой) -, очки (какие)-, камушки (какие)-, лампочка (какая)-…

Тарелка (какая)- бумажная, пакет (какой)-, самолетик (какой)-, салфетка (какая)-, газета (какая)-, стаканы (какие)-….

Чайник (какой) – металлический, ножницы (какие)-, ключ (какой)-,

ведро (какое) -, ложка (какая)-, нож (какой)-, иголка (какая)-,

кастрюля (какая)-.

Затем дошкольник должен найти эти предметы в «песочнице» и назвать их.

Фото №11 При этом подбирались слова с одинаково звучащими словообразующими суффиксами одного значения Фото №12 Эту игру мы использовали при изучении лексической темы Фрукты Упражнение Баба Яга варит варенье Цель образование относительных прилагательных от имен существительных Правила игры

2 вариант. Дошкольнику предлагается карточка, на которой изображены разные предметы из дерева, из стекла, из бумаги или из металла (железа)

Затем дошкольник должен найти эти предметы в «песочнице» и правильно их назвать:

домик деревянный, аквариум стеклянный, тарелка бумажная и т. д.

Фото №13 Детям предлагаются картинки на которых изображены банки с вареньем из ягод Фото №14 Педагог объясняет детям Баба Яга сварила варенье всем ребятам угощенье

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что

• дети научились согласовывать существительные с именами прилагательными в роде, числе, падеже;

• активизировался словарный запас детей;

• повысилась мотивацию детей к занятиям.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото»Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото» Описание. Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Играть могут 2-6 человек, с ведущим и без него. В ходе.

Дидактическая игра по обогащению словаря у дошкольников «Солнышко» мастер-классДидактическая игра по обогащению словаря у дошкольников «Солнышко» мастер-класс В развитии словаря у детей дошкольного возраста определяют две стороны: развитие количественного роста слов - это то, количество слов,.

Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП Доклад на тему: «Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП» В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской,.

Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию»Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию» Игра «Угадай по описанию». Цель: Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета, развивать наблюдательность.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме «Изменение имён прилагательных по падежам» Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен прилагательных по падежам». Цель: формировать умения определять падеж имени прилагательного;.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Повторение правописание падежных окончаний имён прилагательных» Технологическая карта урока русского языка Учитель:Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «12» мая 2015 года. Тема. Повторение правописание.

Урок по русскому языку «Род и число имён прилагательных» в 4 классе Пурклова Наталья Сергеевна учитель начальных классов МБОУ "Золотонивская СШ " 1. Тема урока. Род и число имён прилагательных. 2. УМК "Школа.

Развитие пространственного словаря у дошкольников во время игрыРазвитие пространственного словаря у дошкольников во время игры Процесс развития пространственного мышления у дошкольников наполнен различными словами, обозначающими положение предмета относительно ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игропрактика для развития словаря относительных прилагательных у дошкольников с ОНР
Опубликовано: 21 марта 2024 в 20:26
+279Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игропрактика для развития словаря относительных прилагательных у дошкольников с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем татьяна белоносова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД