Приложение МААМ

Игропрактика для развития словаря относительных прилагательных у дошкольников с ОНР (19 фото)

татьяна белоносова
Игропрактика для развития словаря относительных прилагательных у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Образование относительных прилагательных достаточно сложная тема для детей с ОНР. Образование имен прилагательных сопровождается большим количеством разнообразных ошибок у дошкольников логопедической группы. Среди ошибок можно выделить следующие: замена суффиксов, приставок; лексические замены; упрощение звуко-слоговой структуры слов; нарушение согласования слов. Игра может облегчить эту задачу, обеспечить многократное проговаривание детьми сложных слов.

В связи с этим была определена цель коррекционно-развивающей работы и

Темочки:

поставлены следующие задачи.

Цель: научить дошкольников с ОНР образовывать относительные прилагательные от имен существительных в процессе игры

Задачи

• учить согласовывать существительные с именами прилагательными в роде, числе, падеже;

• активизировать словарный запас детей;

развивать процессы внимания, памяти, воображения, представлений;

• повышать мотивацию детей к занятиям

Начинаем работу по развитию навыков словообразования прилагательных у дошкольников с освоения прилагательных, соотнесенных с продуктами питания,

т. к. эти прилагательные наиболее часто употребляются в речи.

Игра «Конфета с сюрпризом»

Цель: образование относительных прилагательных от имен существительных

Правила игры. Дошкольникам предлагаются разрезные картинки с нарисованными на них половинками конфет. Дети собирают картинки и определяют, из чего сделана конфета.

Конфета из апельсина – (какая) апельсинОВая

из банана – … бананОВая

из граната – … гранатОВая

из персика – … персикОВая

из абрикоса – … абрикосОВая

из мандарина –… мандаринОВая

из ананаса – … ананасОВая

из груши –грушЕВая

Игропрактика для развития словаря относительных прилагательных у дошкольников с ОНР
Фото №1 Образование относительных прилагательных достаточно сложная тема для детей с ОНР

При этом подбирались слова с одинаково звучащими словообразующими суффиксами одного значения.

Эту игру мы использовали при изучении лексической темы «Фрукты»

Упражнение «Баба Яга варит варенье»

Цель: образование относительных прилагательных от имен существительных

Правила игры. Детям предлагаются картинки, на которых изображены банки с вареньем из ягод. Педагог объясняет детям: «Баба Яга сварила варенье, всем ребятам угощенье. Рассмотрите внимательно банки и угадайте, какое варенье сварила Баба Яга»

* Варенье из клубники (какое) - клубнИЧНое, из ежевики – ежевИЧНое, из земляники – землянИЧНое, из брусники – бруснИЧНое, из черники- чернИЧНое, из костяники – костянИЧНое.

* Варенье из малины (какое) - малинОВое, из облепихи – облепихОВое, из смородины – смородинОВое, из морошки – морошкОВое, из вишни - вишнЕВое, из черешни – черешнЕВое.

Фото №2 Образование имен прилагательных сопровождается большим количеством разнообразных ошибок у дошкольников логопедической группы Фото №3 Среди ошибок можно выделить следующие замена суффиксов приставок лексические замены упрощение звуко слоговой структуры слов нарушение согласования слов Фото №4 Игра может облегчить эту задачу обеспечить многократное проговаривание детьми сложных слов

Это упражнение рекомендуется использовать при изучении лексической темы «Ягоды».

Игра «Веселый супчик»

Цель: образование относительных прилагательных от имен существительных

Правила игры. Дошкольнику предлагаются карточки, на которых изображены предметные картинки. Ребенок называет картинку, например, суп из кукурузы (какой)- кукурузный и переворачивает карточку. А на другой стороне карточки нарисована картинка с изображением кукурузного супа.

Суп из рыбы – рыбНый, из моркови – морковНый, из томата – томатНый, из сыра – сырНый, из капусты – капустНый, из курицы – курИНый, из тыквы – тыквЕННый.

В связи с этим была определена цель коррекционно развивающей работы и Темочки Консультации для педагогов и воспитателей ОНР нарушение речи Развитие ребенка Материалы для педагогов Темочки поставлены следующие задачи Цель научить дошкольников с Развитие ребенка

При этом подбирались слова с одинаково звучащими словообразующими суффиксами одного значения.

Эта игра использовалась при изучении лексической темы «Продукты питания».

Игра «Разная одежда»

Цель: упражнять дошкольников с ОНР образовывать относительные прилагательные от имен существительных.

Правила игры. В игре могут участвовать от 1 до 4 игроков.

Педагог объясняет детям: «Помогите семье Семеновых положить вещи в шкаф».

«Девочке Маше поможем собрать одежду из хлопка».

Ребенок кладет «одежду» в шкаф и называет:

-сарафан из хлопка (какой)- хлопкОВвый, костюм из хлопка-,

-футболка из хлопка (какая) - хлопкОВая, пижама из хлопка-,

- платье из хлопка (какое)- хлопкОВое,

-носки из хлопка (какие)- хлопкОВые, шорты из хлопка-…

Фото №5 эти прилагательные наиболее часто употребляются в речи

«Мальчику Мите поможем собрать одежду из шерсти».

Ребенок кладет «одежду» в шкаф и называет:

-костюм из шерсти (какой) -шерсЯНой, шарф из шерсти-,

-шапка из шерсти (какая)- шерстЯНая, кофта из шерсти-,

- платье из шерсти (какое)- шерстЯНое, пальто из шерсти-,

-варежки из шерсти (какие)- шерстЯНые, носки из шерсти-….

Фото №6 Игра Конфета с сюрпризом Цель образование относительных прилагательных от имен существительных Правила игры

«Бабушке поможем собрать и положить в шкаф вещи из меха».

- комбинезон из меха (какой)- мехОВой, жилет из меха-,

-куртка из меха (какая)- мехОВая, шуба из меха-,

-пальто из меха (какое)- мехОВое, одеяло из меха-,

-наушники из меха (какие)- мехОВые, тапочки из меха-….

Фото №7 Дошкольникам предлагаются разрезные картинки с нарисованными на них половинками конфет

«Маме поможем собрать и положить в шкаф одежду и обувь из кожи».

-плащ из кожи (какой) – кожАНый, ремень из кожи-,

-куртка из кожи (какая) – кожАНая, юбка из кожи-,

-платье из кожи (какое) – кожАНое, пальто из кожи-,

-перчатки из кожи (какие) – кожАНые, туфли из кожи-…

Фото №8 Дети собирают картинки и определяют из чего сделана конфета

При этом подбирались слова не только с одинаково звучащими словообразующими суффиксами одного значения, но и с одинаковыми окончаниями.

Эта игра использовалась при изучении лексической темы «Одежда, обувь».

Игра «Ветки, листья, деревья»

Цель: упражнять дошкольников с ОНР образовывать относительные прилагательные от имен существительных

Правила игры. Дошкольнику предлагается карточка, на которой изображены контурные рисунки листьев, ветки, ствола, корня дерева. Дошкольник подбирает картинки определенного дерева и кладет их на карточку. Ребенок называет слова по картинкам :

Дерево – дуб, листья (какие)- дубОВые, ветка (какая)- дубОВая, ствол (какой)- дубОВый, корень (какой)- дубОВый.

Дерево - береза, листья (какие)- березОВые, ветка (какая)- березОВая,

ствол (какой)- березОВый, корень (какой)- березОВый.

Дерево - клен, листья (какие)- кленОВые, ветка (какая)- кленОВая, ствол (какой)- кленОВый, корень (какой)- кленОВый.

Дерево - липа, листья (какие)- липОВые, ветка (какая)- липОВая, ствол (какой)- липОВый, корень (какой)- липОВый.

Фото №9 Конфета из апельсина какая апельсинОВая из банана бананОВая из граната гранатОВая из персика персикОВая из абрикоса абрикосОВая из мандарина мандаринОВая из ананаса ананасОВая из груши грушЕВая Фото №10 При этом подбирались слова с одинаково звучащими словообразующими суффиксами одного значения

Эту игру рекомендуем использовать при изучении лексической темы «Лес. Деревья»

Игра «Секретики»

Цель: упражнять дошкольников с ОНР образовывать относительные прилагательные от имен существительных

Правила игры.

1 вариант Дошкольнику предлагается карточка, на которой изображены предметы из дерева, из стекла, из бумаги или из металла (железа). Педагог показывает на предмет и задает вопрос: «Линейка из дерева какая?» - «деревянная».

Карандаши (какие)-, доска (какая)-, самолетик (какой)-,

блюдо (какое)-, стул (какой)-, домик (какой)-, ложка (какая)-…

Ваза (какая)- стеклянная, бутылка (какая)-, стакан (какой)-,

аквариум (какой) -, очки (какие)-, камушки (какие)-, лампочка (какая)-…

Тарелка (какая)- бумажная, пакет (какой)-, самолетик (какой)-, салфетка (какая)-, газета (какая)-, стаканы (какие)-….

Чайник (какой) – металлический, ножницы (какие)-, ключ (какой)-,

ведро (какое) -, ложка (какая)-, нож (какой)-, иголка (какая)-,

кастрюля (какая)-.

Затем дошкольник должен найти эти предметы в «песочнице» и назвать их.

Фото №11 Эту игру мы использовали при изучении лексической темы Фрукты Упражнение Баба Яга варит варенье Цель образование относительных прилагательных от имен существительных Правила игры Фото №12 Детям предлагаются картинки на которых изображены банки с вареньем из ягод

2 вариант. Дошкольнику предлагается карточка, на которой изображены разные предметы из дерева, из стекла, из бумаги или из металла (железа)

Затем дошкольник должен найти эти предметы в «песочнице» и правильно их назвать:

домик деревянный, аквариум стеклянный, тарелка бумажная и т. д.

Фото №13 Педагог объясняет детям Баба Яга сварила варенье всем ребятам угощенье Фото №14 Варенье из малины какое малинОВое из облепихи облепихОВое из смородины смородинОВое из морошки морошкОВое из вишни вишнЕВое из черешни черешнЕВое

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что

• дети научились согласовывать существительные с именами прилагательными в роде, числе, падеже;

• активизировался словарный запас детей;

• повысилась мотивацию детей к занятиям.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото»Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото» Описание. Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Играть могут 2-6 человек, с ведущим и без него. В ходе.

Дидактическая игра по обогащению словаря у дошкольников «Солнышко» мастер-классДидактическая игра по обогащению словаря у дошкольников «Солнышко» мастер-класс В развитии словаря у детей дошкольного возраста определяют две стороны: развитие количественного роста слов - это то, количество слов,.

Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП Доклад на тему: «Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП» В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской,.

Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию»Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию» Игра «Угадай по описанию». Цель: Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета, развивать наблюдательность.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме «Изменение имён прилагательных по падежам» Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен прилагательных по падежам». Цель: формировать умения определять падеж имени прилагательного;.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Повторение правописание падежных окончаний имён прилагательных» Технологическая карта урока русского языка Учитель:Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «12» мая 2015 года. Тема. Повторение правописание.

Урок по русскому языку «Род и число имён прилагательных» в 4 классе Пурклова Наталья Сергеевна учитель начальных классов МБОУ "Золотонивская СШ " 1. Тема урока. Род и число имён прилагательных. 2. УМК "Школа.

Развитие пространственного словаря у дошкольников во время игрыРазвитие пространственного словаря у дошкольников во время игры Процесс развития пространственного мышления у дошкольников наполнен различными словами, обозначающими положение предмета относительно ребенка.

Урок русского языка в 6 классе «Разряды имен прилагательных» Цели: узнать разряды прилагательных; развивать опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игропрактика для развития словаря относительных прилагательных у дошкольников с ОНР
Опубликовано: 21 марта 2024 в 20:26
+279Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игропрактика для развития словаря относительных прилагательных у дошкольников с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем татьяна белоносова (УИ 278445) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД