татьяна белоносова
Игропрактика для развития словаря относительных прилагательных у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Образование относительных прилагательных достаточно сложная тема для детей с ОНР. Образование имен прилагательных сопровождается большим количеством разнообразных ошибок у дошкольников логопедической группы. Среди ошибок можно выделить следующие: замена суффиксов, приставок; лексические замены; упрощение звуко-слоговой структуры слов; нарушение согласования слов. Игра может облегчить эту задачу, обеспечить многократное проговаривание детьми сложных слов.
В связи с этим была определена цель коррекционно-развивающей работы и
Публикация «Игропрактика для развития словаря относительных прилагательных у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
поставлены следующие задачи.
Цель: научить дошкольников с ОНР образовывать относительные прилагательные от имен существительных в процессе игры
Задачи
• учить согласовывать существительные с именами прилагательными в роде, числе, падеже;
• активизировать словарный запас детей;
• развивать процессы внимания, памяти, воображения, представлений;
• повышать мотивацию детей к занятиям
Начинаем работу по развитию навыков словообразования прилагательных у дошкольников с освоения прилагательных, соотнесенных с продуктами питания,
т. к. эти прилагательные наиболее часто употребляются в речи.
Игра «Конфета с сюрпризом»
Цель: образование относительных прилагательных от имен существительных
Правила игры. Дошкольникам предлагаются разрезные картинки с нарисованными на них половинками конфет. Дети собирают картинки и определяют, из чего сделана конфета.
Конфета из апельсина – (какая) апельсинОВая
из банана – … бананОВая
из граната – … гранатОВая
из персика – … персикОВая
из абрикоса – … абрикосОВая
из мандарина –… мандаринОВая
из ананаса – … ананасОВая
из груши –грушЕВая
При этом подбирались слова с одинаково звучащими словообразующими суффиксами одного значения.
Эту игру мы использовали при изучении лексической темы «Фрукты»
Упражнение «Баба Яга варит варенье»
Цель: образование относительных прилагательных от имен существительных
Правила игры. Детям предлагаются картинки, на которых изображены банки с вареньем из ягод. Педагог объясняет детям: «Баба Яга сварила варенье, всем ребятам угощенье. Рассмотрите внимательно банки и угадайте, какое варенье сварила Баба Яга»
* Варенье из клубники (какое) - клубнИЧНое, из ежевики – ежевИЧНое, из земляники – землянИЧНое, из брусники – бруснИЧНое, из черники- чернИЧНое, из костяники – костянИЧНое.
* Варенье из малины (какое) - малинОВое, из облепихи – облепихОВое, из смородины – смородинОВое, из морошки – морошкОВое, из вишни - вишнЕВое, из черешни – черешнЕВое.
Это упражнение рекомендуется использовать при изучении лексической темы «Ягоды».
Игра «Веселый супчик»
Цель: образование относительных прилагательных от имен существительных
Правила игры. Дошкольнику предлагаются карточки, на которых изображены предметные картинки. Ребенок называет картинку, например, суп из кукурузы (какой)- кукурузный и переворачивает карточку. А на другой стороне карточки нарисована картинка с изображением кукурузного супа.
Суп из рыбы – рыбНый, из моркови – морковНый, из томата – томатНый, из сыра – сырНый, из капусты – капустНый, из курицы – курИНый, из тыквы – тыквЕННый.
При этом подбирались слова с одинаково звучащими словообразующими суффиксами одного значения.
Эта игра использовалась при изучении лексической темы «Продукты питания».
Игра «Разная одежда»
Цель: упражнять дошкольников с ОНР образовывать относительные прилагательные от имен существительных.
Правила игры. В игре могут участвовать от 1 до 4 игроков.
Педагог объясняет детям: «Помогите семье Семеновых положить вещи в шкаф».
«Девочке Маше поможем собрать одежду из хлопка».
Ребенок кладет «одежду» в шкаф и называет:
-сарафан из хлопка (какой)- хлопкОВвый, костюм из хлопка-,
-футболка из хлопка (какая) - хлопкОВая, пижама из хлопка-,
- платье из хлопка (какое)- хлопкОВое,
-носки из хлопка (какие)- хлопкОВые, шорты из хлопка-…
«Мальчику Мите поможем собрать одежду из шерсти».
Ребенок кладет «одежду» в шкаф и называет:
-костюм из шерсти (какой) -шерсЯНой, шарф из шерсти-,
-шапка из шерсти (какая)- шерстЯНая, кофта из шерсти-,
- платье из шерсти (какое)- шерстЯНое, пальто из шерсти-,
-варежки из шерсти (какие)- шерстЯНые, носки из шерсти-….
«Бабушке поможем собрать и положить в шкаф вещи из меха».
- комбинезон из меха (какой)- мехОВой, жилет из меха-,
-куртка из меха (какая)- мехОВая, шуба из меха-,
-пальто из меха (какое)- мехОВое, одеяло из меха-,
-наушники из меха (какие)- мехОВые, тапочки из меха-….
«Маме поможем собрать и положить в шкаф одежду и обувь из кожи».
-плащ из кожи (какой) – кожАНый, ремень из кожи-,
-куртка из кожи (какая) – кожАНая, юбка из кожи-,
-платье из кожи (какое) – кожАНое, пальто из кожи-,
-перчатки из кожи (какие) – кожАНые, туфли из кожи-…
При этом подбирались слова не только с одинаково звучащими словообразующими суффиксами одного значения, но и с одинаковыми окончаниями.
Эта игра использовалась при изучении лексической темы «Одежда, обувь».
Игра «Ветки, листья, деревья»
Цель: упражнять дошкольников с ОНР образовывать относительные прилагательные от имен существительных
Правила игры. Дошкольнику предлагается карточка, на которой изображены контурные рисунки листьев, ветки, ствола, корня дерева. Дошкольник подбирает картинки определенного дерева и кладет их на карточку. Ребенок называет слова по картинкам :
Дерево – дуб, листья (какие)- дубОВые, ветка (какая)- дубОВая, ствол (какой)- дубОВый, корень (какой)- дубОВый.
Дерево - береза, листья (какие)- березОВые, ветка (какая)- березОВая,
ствол (какой)- березОВый, корень (какой)- березОВый.
Дерево - клен, листья (какие)- кленОВые, ветка (какая)- кленОВая, ствол (какой)- кленОВый, корень (какой)- кленОВый.
Дерево - липа, листья (какие)- липОВые, ветка (какая)- липОВая, ствол (какой)- липОВый, корень (какой)- липОВый.
Эту игру рекомендуем использовать при изучении лексической темы «Лес. Деревья»
Игра «Секретики»
Цель: упражнять дошкольников с ОНР образовывать относительные прилагательные от имен существительных
Правила игры.
1 вариант Дошкольнику предлагается карточка, на которой изображены предметы из дерева, из стекла, из бумаги или из металла (железа). Педагог показывает на предмет и задает вопрос: «Линейка из дерева какая?» - «деревянная».
Карандаши (какие)-, доска (какая)-, самолетик (какой)-,
блюдо (какое)-, стул (какой)-, домик (какой)-, ложка (какая)-…
Ваза (какая)- стеклянная, бутылка (какая)-, стакан (какой)-,
аквариум (какой) -, очки (какие)-, камушки (какие)-, лампочка (какая)-…
Тарелка (какая)- бумажная, пакет (какой)-, самолетик (какой)-, салфетка (какая)-, газета (какая)-, стаканы (какие)-….
Чайник (какой) – металлический, ножницы (какие)-, ключ (какой)-,
ведро (какое) -, ложка (какая)-, нож (какой)-, иголка (какая)-,
кастрюля (какая)-.
Затем дошкольник должен найти эти предметы в «песочнице» и назвать их.
2 вариант. Дошкольнику предлагается карточка, на которой изображены разные предметы из дерева, из стекла, из бумаги или из металла (железа)
Затем дошкольник должен найти эти предметы в «песочнице» и правильно их назвать:
домик деревянный, аквариум стеклянный, тарелка бумажная и т. д.
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что
• дети научились согласовывать существительные с именами прилагательными в роде, числе, падеже;
• активизировался словарный запас детей;
• повысилась мотивацию детей к занятиям.