Армине Патеян
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Весёлые игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Веселые игрушки»
Цель: учить детей владеть речью, как средством общения.
Задачи:
• учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об
игрушках с использованием опорной схемы;
• воспитывать доброжелательное отношение и отзывчивость к сверстникам;
• развивать мышление, воображение, наблюдательность, зрительную память;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Весёлые игрушки“» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
• воспитывать навыки общения в игре.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Словарь и грамматика:
• активизировать слова, обозначающие действие и состояние (глаголы);
• продолжать закреплять умения детей употреблять в речи слова с обобщающим значением: игрушки;
• звуковая культура речи: укреплять артикуляционный аппарат, отрабатывать навыки правильного произношения звуков, отчетливо и внятно проговаривать слова.
Оборудование: посылка, игрушки для описания: машина, мишка, мяч, кукла, юла, неваляшка, матрешка, загадки об игрушках.
Ход занятия.
(В групповую комнату приносят посылку)
Воспитатель:
- Что это, ребята?
Дети:
- Посылка.
Воспитатель:
- Кому - в детский сад №60, детям старшей группы №7. Что же в ней, как вы думаете? А вам интересно, от кого эта посылка?
Дети:
- Да!
(Предположения детей)
Воспитатель:
- Проходите на стульчики, попробуем ее открыть. Но не получается, тут письмо: чтобы открыть посылку и узнать, что в ней находится, мы должны отгадать загадки. Попробуем, ребята.
Проводится игра «Загадки и отгадки».
Ростом разные подружки
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
Я хорошая игрушка
Буду девочкам подружкой.
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки. (Кукла)
Красный, синий, яркий, круглый,
Он красивый и упругий.
Прыгает, несется вскачь,
Отгадай, что это? (Мяч)
На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела
В пестрой юбке танцовщица
Музыкальная.? (Юла)
Зверь забавный сшит из плюша:
Есть и лапы, есть и уши.
Меду дай ему немного
И устрой ему берлогу. (Медведь)
Двери, окна, но не дом.
Есть сиденья даже в нём.
Фары светят, как глаза,
Есть четыре колеса. (Машина)
Влево - вправо, влево - вправо
Весело качается,
Влево - вправо, влево - вправо
На пол не роняется. (Неваляшка)
(Если дети ошибаются с отгадкой, то крышка посылки не открывается, дать детям возможность подумать.)
(Дети отгадывают загадки - игрушки, воспитатель достает их из посылки и ставит на стол.)
Воспитатель:
- Как можно назвать все это одним словом? (Ответы детей).
- Сколько игрушек перед нами? (Ответы детей).
(Дети называют каждую игрушку по порядку: первая кукла, второй - мяч.)
Воспитатель:
- Вам нравятся эти новые игрушки? Какие они? (Ответы детей).
Воспитатель:
- Как вы думаете, игрушкам нравиться у нас в группе? А вы хотите, чтобы они остались у нас? А что нужно сделать для того, чтобы игрушки захотели у нас остаться? (предположения детей)
Воспитатель:
- Вы хотите рассказать про них? (Ответы детей). А поможет нам рассказать про игрушки таблица (мнемотаблица).
Разбор мнемотаблицы.
Воспитатель:
- По цвету, какие бывают игрушки? (Ответы детей)
- По форме игрушки бывают? (Ответы детей)
- По величине, какие бывают игрушки? (Ответы детей)
- У игрушек есть части. Например: у зайца - голова, на голове уши, глаза, нос, туловище, хвост, лапы; у вертолета - кабина, хвост, колеса.
Воспитатель:
- Игрушки делают из различных материалов.
(Воспитатель показывает на схему, где материал).
- Из пластмассы, какие игрушки?
Дети:
- Пластмассовые.
Воспитатель:
- Из железа?
- Дети:
- Железные.
Воспитатель:
- Из дерева? (Деревянные)
- Из меха? (Меховые). Или мы говорим мягкая игрушка. А еще такие игрушки называют плюшевые. Давайте все вместе скажем: плюшевые.
Воспитатель:
- Ладошка нам говорит о том, как можно играть игрушками? Например, с куклой как можно играть?
Дети:
- Катать на коляске, кормить, раздевать и одевать, укладывать спать, качать.
Воспитатель:
- Молодцы. А сейчас еще раз посмотрим на схему. Кратко повторим, как надо описывать игрушку: цвет, форма, величина, из каких частей состоит, из какого материала сделана, как можно играть. Сейчас послушайте, как красиво я буду рассказывать об игрушке. (Воспитатель описывает игрушку)
Воспитатель:
- А теперь послушаем рассказы детей. (3-4 рассказа)
Воспитатель:
- Ребята, что-то мы засиделись. Давайте поиграем, ручки - ножки потренируем, выходите на коврик.
Физ. минутка «Игрушки в магазине».
Посмотрите, в магазине
Все игрушки на витрине:
(Широко развести руки в стороны)
Заводные зайчики,
Куколки и мячики,
(Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Пушистые котята,
Матрешки, медвежата –
Все на полочках сидят,
(Присесть)
С нами поиграть хотят.
(Прыжки)
Вот солдатики стоят,
(И. п. : стойка смирно)
Начинается парад!
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы шагать.
(Маршируют)
Вот бегут машины,
Шуршат своими шинами.
(Руки перед грудью «крутят руль»)
Желтые и красные –
Все такие разные.
Зайчики играют,
Лапкой ударяют.
(Легкие прыжки с хлопками в ладоши)
Медвежонок взял гармошку,
Поиграть решил немножко,
(Имитация игры на гармошке с пружинкой)
Раз, два! Поворот…
(Повороты)
Он танцует и поет.
(Сказать: «ыыыыыыы»)
Эй, скорее посмотри:
Куклы танцевать пошли,
(Руки слегка отвести в стороны и развернуть ладонями наружу)
Ножки выставляют,
В гости приглашают.
(Поочередное выставление ног на пятку)
Всех красивей паровоз:
(Имитация движения паровоза)
Две трубы и сто колес.
Ну, а едут в нем игрушки –
(Сказать: «ту-туууууу»)
Куклы, зайчики, петрушки.
Воспитатель с детьми остается в кругу и спрашивает:
- А где живут игрушки, где их можно найти? (Ответы детей).
- Ребята, а вы хотите, чтобы эти новые игрушки стали нашими друзьями? А у вас есть друзья в группе? С кем вы играете? А как нужно дружить с друзьями?
Дети:
- Не ссориться, делиться игрушками, вместе играть, рисовать.
Воспитатель:
- А как вы думаете, если друга называть ласковым именем, ему понравится? Тогда давайте мы назовем наших новых друзей ласково.
Игра «Назови игрушку ласково».
Дети становятся в круг с мячом. Ребёнок, получив мяч, называет игрушку в уменьшительно-ласкательной форме, например: кукла – куколка, машина – машинка, мяч – мячик, флаг – флажок, кот – котик, погремушка – погремушечка, матрешка – матрешечка, барабан – барабанчик.
Рефлексия.
Воспитатель:
- Вам нравятся эти игрушки, давайте вспомним, откуда они взялись у нас в группе? (из посылки) А, что мы делали с ними?
Дети:
- Красиво рассказывали о них.
Воспитатель:
- Все рассказывали очень красиво. Про какую игрушку, Илюша, тебе понравился рассказ больше всего?
Дети:
- Мы игрушки считали.
Воспитатель:
- Сколько всего было игрушек в посылке, кто помнит?
Дети:
- 5, 6, 7.
Дети:
- Еще называли ласково.
Воспитатель:
- Как вы думаете, ребята, нашим новым игрушкам понравилось у нас в гостях? Хотят они у нас остаться?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- Я с вами согласна и предлагаю вам подойти поближе к уже нашим игрушкам и поиграть с ними. Но, не забывайте, как нужно относиться к игрушкам: бережно, не ломать, не бросать, делиться с друзьями.
Дети играют новыми игрушками.