Юлия Ягодинская
Конспект по развитию речи «Путешествие по временам года» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи в средней группе
Тема: Путешествие по временам года
Задачи: Упражнять в согласовании прилагательных с существительными, в изменении слов при помощи суффиксов; учить различать на слух слова с определенным звуком; обобщить знания детей о временах года; учить видеть характерные особенности разных времен года; развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, умение рассуждать; развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; развивать эстетическое восприятие красоты природы; воспитывать любовь к природе, умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы
Темочки:
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Сезонны, месяцы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Методы: словесный, наглядный, игровой
Приемы: лексико-грамматические упражнения, чтение стихов, беседа, логические вопросы, загадки; дидактические игры, физминутка, иллюстрации, игрушки-сюрпризы
Здоровьесберегающие технологии: физминутка,
Словарная работа: названия времен года, весенних месяцев
Ресурсы: демонстрационное оборудование: иллюстрации времен года; картинки изображающие зиму, весну, лето, осень, мяч, бабочка, птичка конверты с заданиями, игрушка ежик; 2 корзинки с фруктами, овощами
Ход занятия:
Дети и воспитатель стоят в кругу.
Воспитатель: Ребята, давайте дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся. Я приглашаю вас сегодня в сказку.
- Как называется сказка, где сразу встретились четыре времени года? («Двенадцать месяцев»).
- Да, правильно. Я приглашаю вас в сказку - в гости к временам года.
- Но сначала нужно выполнить мои задания.
Игра «Подбери слово»
Слушайте внимательно и скажите, о чё м я буду говорить:
- рисует, щиплет, трещит, морозит. (мороз)
- свищет, бушует, дует, завывает. (ветер)
- летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает (снег)
- висит, растёт, тает, плачет, капает. сосулька)
- распускаются, зеленеют, радуют, появляются, цветут. (цветы)
Воспитатель: Послушайте внимательно мою загадку и отгадайте
- «Кто в году четыре раза переодевается?» (Это наша Земля).
- Назовите все четыре времени года (зима, весна, лето, осень).
Первой к нам зима идет,
Новый год она ведет.
За зимой второй весна,
Говорят: весна красна.
Третьим лето - все в цветах
И с малиной на кустах.
А четвертой осень,
Ветер с клена листья сбросил.
Воспитатель: Вы правильно выполнили задание и нам пора в сказку, повторяйте за мной:
Сказка ждет нас впереди.
Скажем дружно: «Приходи».
- Вот и попали мы с вами в сказку, где нас ждут все четыре времени года.
- Смотрите, как здесь интересно.
Дети проходят, садятся на стульчики возле мольберта
«Встреча с Весной»
Воспитатель: Дети, посмотрите в окно и скажите:
- Какое наступило сейчас время года? (Весна)
- Какая погода за окном? (Солнечная)
- Кто радуется приходу весны? (Птицы)
- Как поменялось поведение птиц? (птицы оживленные, звонко за окном чирикают, не прячутся, все больше находятся на улице).
- Послушайте:
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает? (Это весна)
Воспитатель: Весну издавна любил народ. Называли ее весна - красна. Вся природа просыпается весной после зимних холодов. Появляются светлая, нежная зелень, первые цветы, прилетают птицы, просыпаются бабочки.
- А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)
- Как называются первые весенние цветы? (подснежники, тюльпаны)
Воспитатель: Ой, смотрите-ка, ребята (в комнату залетает птичка и приносит детям конверт)
Воспитатель: Дети, что же в этом конверте? Давайте посмотрим.
Словесная игра «Подскажи словечко»
Воспитатель: Вы мне поможете, подскажете правильное слово.
Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
На снегу. (проталинки)
Рад весне братишка Сашка
И собака рада Жулька
На припеке, с крыши нашей
Утром свесилась. (сосулька)
Снег в лесу, сугробов много
Но слышна синицы трель
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает. (капель)
Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? (о первых признаках весны). Назовите эти признаки.
Игра с мячом «Весной…» (дети передают мяч друг другу и называют весенние признаки)
- Да, правильно, по этим признакам мы можем определить, что уже пришла весна.
Воспитатель: Весной происходят чудеса, оживает природа, пробуждаются деревья, звери и насекомые от долгого непробудного сна, точно, как в сказке.
Игра со звуками
Воспитатель: Вот и бабочка прилетела и принесла вам конверт с заданием.
Бабочка: Я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика (з-з-з, песенку жука (ж-ж-ж, песенку ветра (ш-ш-ш, песенка насоса (с-с-с).
- Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:
Песенку комарика: (З) - зонтик, зима, снег, забор;
Песенку жука (Ж) - жираф, дом, жук, ёжик;
Песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, машина;
Песенку насоса (С) - стол, стул, рука, слон, дерево.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием.
«Встреча с летом»
Воспитатель: Какое время года приходит на смену весне красной? (лето)
Смотрите, к нам пришло само Лето (показывает иллюстрацию с изображением лета).
- Вспомните наиболее яркие впечатления лета, чем особенно понравилось вам лето (Летом можно купаться в реке, собирать ягоды, гулять в лесу….)
Физминутка «По ровненькой дорожке»
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки
Топ, топ, топ, топ
По камушкам, по камушкам
В ямку бух. (Дети приседают на корточки)
Воспитатель: Молодцы ребята. (дети садятся на стульчики)
Игра «Назови ласково»
Воспитатель:
- А давайте поиграем в игру «Назови ласково». У вас под стульчиками лежат картинки, назовите ласково то, что на них изображено (щенок-щеночек, котёнок-котёночек)
«Встреча с осенью»
Воспитатель: Радостное время года - осень! Она дарит нам богатый урожай, его вырастили на полях, в садах, огородах люди, дети им тоже помогали. Наступила золотая осень (дети рассматривают иллюстрацию «Осень»).
Игра «Овощи и фрукты»
Ребята, мы собрали урожай, но овощи и фрукты смешались. Давайте мы их
Разложим в разные корзины
Воспитатель: Молодцы ребята.
«Встреча с Зимой»
Воспитатель: Отгадайте загадку и узнаете, о каком она времени года.
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал
В бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (зимой)
- Вот и Зима пожаловала (рассматривают иллюстрацию с изображением «Зима») со своими подарками.
- Ребята, посмотрите (показывает на картины о зиме) : все кругом белым-бело: и дома, и земля, и даже деревья надели снежные шапки. Зиму за ее красоту люди ласково называют зимушка-зима.
- Скажите, за что вы любите зиму? ( Зима - волшебница приносит детям много радости: можно лепить снежки, делать крепости, кататься на лыжах, коньках, санках.)
- Тяжелыми, белыми шапками накрылись и притихли деревья. Будто спят. Но в лесу много зверей, которые выходят из нор в поисках пищи. Зайчик гложет кору деревьев, лиса ищет мышей и на зайцев нападает. Голодный волк рыщет по лесу. А медведь спит в берлоге. Кто спит зимой?
Воспитатель: Ой, кто это шевелится? Ну-ка отгадайте.
Что за ёлочка такая?
Это ёлочка живая
В колкой одёжке
Ходит по дорожке.
Ну конечно, это ёжик.
Воспитатель: Ежик шепнул мне, что никогда не видел зиму и не может справиться с заданием. Не переживай, ежик, сейчас дети расскажут тебе, что такое зима.
Игра «Что когда бывает»
Воспитатель: Ребята я буду говорить, что бывает летом, а вы будете говорить, что бывает зимой.
Летом земля покрыта травой, а зимой. (снегом)
Летом на деревьях листья, а зимой. (деревья голые)
Летом вода в реках тёплая, а зимой. (речка покрыта льдом)
Летом день длинный, а зимой… (короткий)
Ежик: Спасибо вам, ребята, до свидания.
Воспитатель: Наш ежик побежал по дорожке навстречу новым приключениям.
Воспитатель: Ребята, наше путешествие заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем вместе:
1,2, 3, вокруг себя обернись,
В группе окажись.
Итог занятия.
- В какое время года мы с вами путешествовали?
- Что вам особенно понравилось в путешествии?
- Что было интересно?
- Мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы сегодня были очень внимательны, очень хорошо мне помогали. Весна вам тоже приготовила подарки (разноцветные бабочки).