Золотухина Надежда
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Хотела галка пить»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи в средней группе
«Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Хотела галка пить»
Цель: развитие умения пересказывать текст, соблюдая последовательность, опираясь на сюжетные картинки, составленные на основе рассказа.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Пересказ рассказа Л, Н, Толстого „Хотела галка пить“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Толстой Л.Н.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
- закрепить умение связно, последовательно пересказывать небольшие рассказы;
- формировать умение выявлять основную идею, замысел автора;
- совершенствовать диалогическую форму речи.
Развивающие:
- развивать умение выявлять главное в произведении;
- вызвать эмоциональный отклик на поступок персонажа;
- обогащать активный словарь детей.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, самостоятельность при выполнении задания, умения работать в коллективе.
Оборудование: портрет Л. Н. Толстого; серия картинок к рассказу; кувшин с небольшим количеством воды, камешки.
Предварительная работа: беседы о зимующих и перелетных птицах, наблюдение за птицами.
Ход НОД
Звенит колокольчиком, приглашая детей за столы
Колокольчик прозвенел!
Значит, ждет нас много дел.
Ноги вместе, спинки прямо -
Пусть гордится вами мама.
Руки полочкой - вот так!
С мест кричать нельзя никак!
Ответить хочешь - не шуми,
А только руку подними.
- Ребята послушайте загадку:
Различаемся мы цветом
Встретишь нас зимой и летом
Если крыльями взмахнем
Будем в небе голубом
Мы умеем щебетать
Каркать, петь и ворковать
Нас зимой вы покормите
Дети, кто мы, назовите? (птицы)
- Молодцы ребята. Правильно угадали. Это загадка о птицах.
- Ребята, а каких птиц вы знаете? Назовите их.
- А какое сейчас время года? (осень)
- Правильно. Наступила осень. А это значит, что очень скоро многие птицы нас покинут.
- Как мы называем птиц, которые осенью улетают? (перелетные птицы)
- Ребята куда улетят птицы? (птицы улетят в теплые края)
- А почему они улетают? (с наступлением холодов корма становятся меньше, а затем он исчезает. Пропадают насекомые и растения, замерзают водоемы)
- Назовите каких перелетных птиц вы знаете? (ласточки, стрижи, кукушки, гуси, утки, скворцы, грачи, трясогузки, жаворонки)
- А как мы называем птиц, которые остаются с нами зимовать? (зимующие птицы)
- Назовите мне зимующих птиц. (воробей, ворона, голубь, снегирь, синица, сорока, свиристель, клест)
- А почему эти птицы не улетают, а остаются с нами зимовать? (зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм)
- Чем питаются зимующие птицы?
- Да, ребята, зимующие птицы питаются ягодами рябины, почками, семенами, плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека.
- Ребята отгадайте загадку и вы узнаете о какой птицы пойдет речь в рассказе, который я вам сегодня хочу прочитать:
Путают ее с вороной,
Хоть и меньшая размером.
В одеяньи скучном, скромном
С черным галстучком на сером.
Осенью на юг мчится,
Зим студеных боится -
Видно, крепкая закалка.
А зовется просто:. . (галка)
- Правильно. Это птица галка.
На доску вешает картинку птицы Галки
- Галка небольшая шустрая птица. Ее легко узнать по черному оперению и серой шее. Они очень дружелюбные и любопытные птицы. Галка – одна из самых сообразительных, умных птиц, обладающих феноменальной памятью. Они способны узнавать человека, распознавать его взгляд и понимать некоторые команды, поэтому ее можно приручить. Галки не любят одиночество, поэтому их очень часто можно видеть в компании голубей. Они предпочитали жить в непосредственной близости к людским поселениям, очень тянулись к различных блестящим предметам, пытались по-своему общаться с людьми.
Д/игра «Какая, какой?
- галка (какая) - шустрая, черная, красивая, маленькая, небольшая, ловкая, резвая, умная, смекалистая, общительная
- кувшин (какой) - вместительный, красивый, твердый, гладкий, холодный, блестящий, глиняный, пустой, коричневый, хрупкий
Д/игра «Назови слова действия…»
- Что может делать галка? - летать, пить, клевать, сидеть, спать, ходить, кричать, петь, кормить птенцов, каркать…
Д/игра «Назови ласково»
- у галки – галчонок;
- у зайца- зайчонок;
- у белки – бельчонок;
- у галки голова – у галчонка что? … головка
- у галки клюв – у галчонка что? … клювик
- у галки лапы – у галчонка что? … лапки
- у галки глаза – у галчонка что? … глазки
- у галки крылья – у галчонка что? … крылышки
- у галки хвост – у галчонка что? … хвостик
- Ребята, сегодня я познакомлю вас с рассказом писателя Л. Н. Толстого «Хотела галка пить». Лев Николаевич был очень наблюдательным человеком. И любил наблюдать за природой и ее обитателями. Вот однажды ему посчастливилось наблюдать за Галкой. Настолько Толстой был восхищен птицей, что решил написать о ней рассказ. Галку называют умной птицей. Почему ее так называют я сейчас вам прочитаю, а вы слушайте очень внимательно потом будете пересказывать.
Рассказ
«Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить. Вот так галка!»
Вопросы по содержанию произведения:
- Понравился ли рассказ?
- Скажите, что увидел однажды автор рассказа? (он увидел, небольшую черную галку, которая постаралась достать воду из кувшина)
- Кто главный герой рассказа? (птица галка)
- Что хотела галка? (галка хотела пить)
- Как повела себя галка, когда ей захотелось пить? (она стала кидать в кувшин камушки)
- Где стоял кувшин с водой? (кувшин стоял во дворе)
- Сколько воды было в кувшине? (мало, на дне)
- Что стало с водой в кувшине? (вода поднялась)
- Смогла галка попить? (галка смогла напиться воды)
- Так почему галку называют умной? (потому что она догадалась, как моно добраться до воды)
- Как можно еще о ней сказать? (догадливая, сообразительная)
Эксперимент
- Ребята, как вы думаете, такая история могла произойти на самом деле?
- Предлагаю проверить и сделать так, как делала галка.
Перед вами стакан с водой. Я отметила фломастером уровень воды в стакане, предлагаю вам опустить в него камешки и посмотреть, что произойдет с водой в стакане.
Дети опускают камешки в стакан
- Вы заметили, что стало с водой? Почему уровень воды в стакане стал подниматься? Воды стало больше? Значит можно сделать вывод. Какой? (камешки тяжелые, опустились на дно, занимают место и вытесняют воду, уровень воды повышается)
- Правильно ребята, камни вытесняют воду из стакана.
Физминутка
Птички прыгают, летают (прыгают и машут руками)
Крошки птички собирают (пальцами стучат по столу)
Пёрышки почистили, (наклоны головы влево, вправо)
Клювики почистили (вращают кулачками около лица)
И летают, поют (машут руками)
Снова зёрнышки клюют … (пальцами стучат по столу)
Дальше полетели (машут руками)
И на место сели (садятся на место)
- Теперь попробуйте пересказать. Сейчас я прочту рассказ еще раз, а вы слушайте очень внимательно и запоминайте. Чтобы легче было пересказывать обратите внимание на картинки к рассказу. Они помогут вам не сбиться, когда будете пересказывать.
- Ребята, вы большие молодцы! Активно отвечали на вопросы, играли и замечательно справились с пересказом.
Итог:
- Давайте подведем итог.
- Чему нас учит этот рассказ?
Жажда заставляет птицу задуматься над тем, как добраться до воды. Любую проблему можно решить, если захотеть и приложить необходимые усилия.
Мораль рассказа в том, что никогда не нужно отчаиваться, а стоит подумать и найти выход из ситуации.
- Какая пословица подойдет к этому рассказу? («Терпение и труд все перетрут») Галка потрудилась и смогла достичь желаемого.
- Как по-другому можно было назвать рассказ? («Галка и кувшин», «Умная Галка»)
- Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Вы молодцы! Занятие закончено.