Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Хотела галка пить»

Золотухина Надежда
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Хотела галка пить»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект по развитию речи в средней группе

«Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Хотела галка пить»

Цель: развитие умения пересказывать текст, соблюдая последовательность, опираясь на сюжетные картинки, составленные на основе рассказа.

Задачи:

Обучающие:

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Пересказ рассказа Л, Н, Толстого „Хотела галка пить“» размещена в разделах

- закрепить умение связно, последовательно пересказывать небольшие рассказы;

- формировать умение выявлять основную идею, замысел автора;

- совершенствовать диалогическую форму речи.

Развивающие:

- развивать умение выявлять главное в произведении;

- вызвать эмоциональный отклик на поступок персонажа;

- обогащать активный словарь детей.

Воспитательные:

- воспитывать любознательность, самостоятельность при выполнении задания, умения работать в коллективе.

Оборудование: портрет Л. Н. Толстого; серия картинок к рассказу; кувшин с небольшим количеством воды, камешки.

Предварительная работа: беседы о зимующих и перелетных птицах, наблюдение за птицами.

Ход НОД

Звенит колокольчиком, приглашая детей за столы

Колокольчик прозвенел!

Значит, ждет нас много дел.

Ноги вместе, спинки прямо -

Пусть гордится вами мама.

Руки полочкой - вот так!

С мест кричать нельзя никак!

Ответить хочешь - не шуми,

А только руку подними.

- Ребята послушайте загадку:

Различаемся мы цветом

Встретишь нас зимой и летом

Если крыльями взмахнем

Будем в небе голубом

Мы умеем щебетать

Каркать, петь и ворковать

Нас зимой вы покормите

Дети, кто мы, назовите? (птицы)

- Молодцы ребята. Правильно угадали. Это загадка о птицах.

- Ребята, а каких птиц вы знаете? Назовите их.

- А какое сейчас время года? (осень)

- Правильно. Наступила осень. А это значит, что очень скоро многие птицы нас покинут.

- Как мы называем птиц, которые осенью улетают? (перелетные птицы)

- Ребята куда улетят птицы? (птицы улетят в теплые края)

- А почему они улетают? (с наступлением холодов корма становятся меньше, а затем он исчезает. Пропадают насекомые и растения, замерзают водоемы)

- Назовите каких перелетных птиц вы знаете? (ласточки, стрижи, кукушки, гуси, утки, скворцы, грачи, трясогузки, жаворонки)

- А как мы называем птиц, которые остаются с нами зимовать? (зимующие птицы)

- Назовите мне зимующих птиц. (воробей, ворона, голубь, снегирь, синица, сорока, свиристель, клест)

- А почему эти птицы не улетают, а остаются с нами зимовать? (зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм)

- Чем питаются зимующие птицы?

- Да, ребята, зимующие птицы питаются ягодами рябины, почками, семенами, плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека.

- Ребята отгадайте загадку и вы узнаете о какой птицы пойдет речь в рассказе, который я вам сегодня хочу прочитать:

Путают ее с вороной,

Хоть и меньшая размером.

В одеяньи скучном, скромном

С черным галстучком на сером.

Осенью на юг мчится,

Зим студеных боится -

Видно, крепкая закалка.

А зовется просто:. . (галка)

- Правильно. Это птица галка.

На доску вешает картинку птицы Галки

- Галка небольшая шустрая птица. Ее легко узнать по черному оперению и серой шее. Они очень дружелюбные и любопытные птицы. Галка – одна из самых сообразительных, умных птиц, обладающих феноменальной памятью. Они способны узнавать человека, распознавать его взгляд и понимать некоторые команды, поэтому ее можно приручить. Галки не любят одиночество, поэтому их очень часто можно видеть в компании голубей. Они предпочитали жить в непосредственной близости к людским поселениям, очень тянулись к различных блестящим предметам, пытались по-своему общаться с людьми.

Д/игра «Какая, какой?

- галка (какая) - шустрая, черная, красивая, маленькая, небольшая, ловкая, резвая, умная, смекалистая, общительная

- кувшин (какой) - вместительный, красивый, твердый, гладкий, холодный, блестящий, глиняный, пустой, коричневый, хрупкий

Д/игра «Назови слова действия…»

- Что может делать галка? - летать, пить, клевать, сидеть, спать, ходить, кричать, петь, кормить птенцов, каркать…

Д/игра «Назови ласково»

- у галки – галчонок;

- у зайца- зайчонок;

- у белки – бельчонок;

- у галки голова – у галчонка что? … головка

- у галки клюв – у галчонка что? … клювик

- у галки лапы – у галчонка что? … лапки

- у галки глаза – у галчонка что? … глазки

- у галки крылья – у галчонка что? … крылышки

- у галки хвост – у галчонка что? … хвостик

- Ребята, сегодня я познакомлю вас с рассказом писателя Л. Н. Толстого «Хотела галка пить». Лев Николаевич был очень наблюдательным человеком. И любил наблюдать за природой и ее обитателями. Вот однажды ему посчастливилось наблюдать за Галкой. Настолько Толстой был восхищен птицей, что решил написать о ней рассказ. Галку называют умной птицей. Почему ее так называют я сейчас вам прочитаю, а вы слушайте очень внимательно потом будете пересказывать.

Рассказ

«Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить. Вот так галка!»

Вопросы по содержанию произведения:

- Понравился ли рассказ?

- Скажите, что увидел однажды автор рассказа? (он увидел, небольшую черную галку, которая постаралась достать воду из кувшина)

- Кто главный герой рассказа? (птица галка)

- Что хотела галка? (галка хотела пить)

- Как повела себя галка, когда ей захотелось пить? (она стала кидать в кувшин камушки)

- Где стоял кувшин с водой? (кувшин стоял во дворе)

- Сколько воды было в кувшине? (мало, на дне)

- Что стало с водой в кувшине? (вода поднялась)

- Смогла галка попить? (галка смогла напиться воды)

- Так почему галку называют умной? (потому что она догадалась, как моно добраться до воды)

- Как можно еще о ней сказать? (догадливая, сообразительная)

Эксперимент

- Ребята, как вы думаете, такая история могла произойти на самом деле?

- Предлагаю проверить и сделать так, как делала галка.

Перед вами стакан с водой. Я отметила фломастером уровень воды в стакане, предлагаю вам опустить в него камешки и посмотреть, что произойдет с водой в стакане.

Дети опускают камешки в стакан

- Вы заметили, что стало с водой? Почему уровень воды в стакане стал подниматься? Воды стало больше? Значит можно сделать вывод. Какой? (камешки тяжелые, опустились на дно, занимают место и вытесняют воду, уровень воды повышается)

- Правильно ребята, камни вытесняют воду из стакана.

Физминутка

Птички прыгают, летают (прыгают и машут руками)

Крошки птички собирают (пальцами стучат по столу)

Пёрышки почистили, (наклоны головы влево, вправо)

Клювики почистили (вращают кулачками около лица)

И летают, поют (машут руками)

Снова зёрнышки клюют … (пальцами стучат по столу)

Дальше полетели (машут руками)

И на место сели (садятся на место)

- Теперь попробуйте пересказать. Сейчас я прочту рассказ еще раз, а вы слушайте очень внимательно и запоминайте. Чтобы легче было пересказывать обратите внимание на картинки к рассказу. Они помогут вам не сбиться, когда будете пересказывать.

- Ребята, вы большие молодцы! Активно отвечали на вопросы, играли и замечательно справились с пересказом.

Итог:

- Давайте подведем итог.

- Чему нас учит этот рассказ?

Жажда заставляет птицу задуматься над тем, как добраться до воды. Любую проблему можно решить, если захотеть и приложить необходимые усилия.

Мораль рассказа в том, что никогда не нужно отчаиваться, а стоит подумать и найти выход из ситуации.

- Какая пословица подойдет к этому рассказу? («Терпение и труд все перетрут») Галка потрудилась и смогла достичь желаемого.

- Как по-другому можно было назвать рассказ? («Галка и кувшин», «Умная Галка»)

- Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Вы молодцы! Занятие закончено.

Публикации по теме:

Фотоотчет о фрагменте НОД по теме «Пересказ рассказа А. Н. Толстого «Хотела галка пить»Фотоотчет о фрагменте НОД по теме «Пересказ рассказа А. Н. Толстого «Хотела галка пить» В фотоотчете представляю фрагменты познавательно- экспериментальной деятельности по теме: Пересказ рассказа А. Н. Толстого «Хотела галка.

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группеКонспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе. Цель: обучать детей пересказу короткого литературного.

Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа Л. Толстого «Волк и белка» с опорой на графические схемы»Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа Л. Толстого «Волк и белка» с опорой на графические схемы» Цель: Формировать навыки связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы. Задачи: развивать навыки анализа содержания.

Конспект ОД по речевому развитию «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по речевому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Хотела галка пить»
Опубликовано: 27 октября 2024 в 09:25
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Хотела галка пить»» (включая файлы) размещена пользователем Золотухина Надежда (УИ 2286920) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД