Сапият Датаджиева
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Овощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Овощи»
Образовательные цели: Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Овощи. Огород». Расширение представлений о важности труда взрослых. Совершенствование грамматических строя речи.
Развивающие цели : Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, творческого воображения.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Овощи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование: Наборное полотно, магнитная доска, пальчиковый бассейн, наполненный горохом: мелкие пластмассовые овощи, альбом «Все работы хороши», игра «В огороде у козы Лизы», контейнер с цветными карандашами.
Предварительная работа: Рассматривание овощей, приготовление салата, беседа о пользе овощей. Разучивание пальчиковой гимнастики «Хозяйка однажды с базара пришла»
Ход занятия.
1. Организационный момент.
(Развитие тонкой моторики. Объявление темы занятия)
Воспитатель встречает детей у входа в кабинет, организует приветствие, предлагает детям по очереди опустить руки в бассейн и достать то, что там спрятано. Дети достают пластмассовые овощи, проходят в группу, садятся за стол.
Воспитатель. Положите на стол то, что вы достали из пальчикового бассейна. Скажите, что это?
1-й ребенок. Морковка.
2- ребенок. Свекла.
3 – ребенок. Огурец.
4 – ребенок. Помидор.
Воспитатель. Как можно назвать их одним словом?
Дети. Овощи.
Воспитатель. Где растут овощи?
Дети. Овощи растут в огороде, на грядках или в парниках.
Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим об уборке урожая овощей осенью, научимся рассказывать об овощах, поиграем и почитаем.
2. Рассматривание картины «Уборка овощей»
(Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Овощи. Огород». Развитие диалогической речи. Расширение представлений о важности труда взрослых)
Воспитатель убирает пластмассовые овощи и помещает на наборное полотно картину «Уборка овощей»
Воспитатель. Рассмотрите картину. Как вы думаете, какое время года изобразил на ней художник? Обратите внимание на лес, траву, улетающих птиц. Расскажите о том, что делают люди. Начните со слов картине нарисована …
Дети. На картине нарисована осень. Лес уже стоит желтый. Засохла трава. Птицы улетают на юг. Люди убирают урожай.
Воспитатель. Вот о людях, которые убирают урожай, мы сегодня и поговорим. Расскажите о том, что они убирают.
Дети. Люди выкапывают картошку. Грузовые машины везут капусту.
Воспитатель. Правильно. Овощеводы убирают урожай, чтобы заложить овощи на зимнее хранение. Эти люди делают нужное и важное дело, заготавливают овощи для жителей большого города. Перечислите их действия.
Воспитатель привлекает внимание детей к людям. изображенным на картине.
Дети. Они управляют трактором, картофелекопалкой, грузовиками, выкапывают картошку, собирают ее в ящики, ставят ящики друг на друга, везут на хранение.
3. Игра «В огороде у козы Лизы».
(Расширение и активизация словаря по теме «Овощи. Огород».)
Воспитатель убирает картину и помещает на магнитную доску игровое поле.
Воспитатель. Коза Лизы тоже убирает урожай у себя в огороде и зовет нас на помощь. Давайте поможем козе Лизы.
Воспитатель раскладывает на столе предметные картинки с изображениями овощей.
Воспитатель. Вы должны в зять картинку, рассказать о том, какой это овощ, и закрепить картинку рядом с козой Лизой.
1-й ребенок. Это круглый красный помидор.
2- ребенок. Это длинная оранжевая морковка.
3 – ребенок. Это зеленая хрустящая капуста.
4 – ребенок. А это сладкий сахарный горошек.
1-й ребенок. Вот это зеленые хрустящие огурцы.
2- ребенок. А это толстый фиолетовый баклажан.
3 – ребенок. Это красная сочная редиска.
4 – ребенок. Это горький белый чеснок.
Воспитатель. Молодцы. Перечислите, какие еще овощи растут в огороде у козы.
Дети. Картошка, салат, лук, укроп, репа, перец, петрушка, патиссон.
Воспитатель. Вот какой богатый урожай вырастила коза. Она благодарит вас за помощь, а я могу похвалить вас за то, что вы знаете так много названий овощей и так хорошо рассказали, какие они.
4. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»
(Координация речи с движениями, развитие тонкой моторики, чувства ритма)
Воспитатель приглашает детей выйти на ковер и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику.
Хозяйка однажды с базара пришла, (Приседают, «шагают» пальцами по ковру)
Хозяйка с базара домой принесла (Загибают по одному пальцу на название на руках)
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу. Ох. (Хлопок.)
Вот овощи спор завели на столе – (Попеременно ударяют кулачками и хлопают
в ладоши.)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле. (Загибают по одному пальцу на название на
руках)
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка или Свекла? Ох… (Хлопок)
Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром ладони)
И ножиком этим крошить начала (Загибают по одному пальцу на название на руках)
Картошку. Капусту. Морковку. Петрушку и свеклу. Ох… (Хлопок)
Накрытые крышкою, в душном горшке (Складывают руки накрест)
Кипели, кипели в крутом кипятке (Загибают по одному пальцу на название на руках)
Картошку. Капусту. Морковку. Петрушку и свеклу. Ох… (Хлопок)
И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп)
5. Игра «Чего не стало?»
(Развитие зрительного восприятия и внимания. Совершенствование грамматического строя речи).
Воспитатель убирает игровое поле, а предметные картинки складывает стопкой, чтобы использовать в следующей игре. Он помещает на магнитную доску четыре картинки.
Воспитатель. А сейчас мы поиграем в игру «Чего не стало?» Посмотрите на картинки. Что на них изображено?
Дети. Баклажан, салат, свекла, укроп.
Воспитатель. Запомните эти названия. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну картинку. Вы должны будете сказать, чего не стало.
Воспитатель убирает одну из картинок.
Воспитатель. Чего не стало?
Дети. Баклажана.
Воспитатель. Верно.
Воспитатель помещает на доску следующий комплект.
Воспитатель. Что на картинках изображено?
Дети. Картошка, перец, петрушка, горох.
Воспитатель убирает одну из картинок.
Воспитатель. Чего не стало?
Дети. Петрушки.
Воспитатель. Правильно.
Воспитатель помещает на доску еще один комплект картинок.
Воспитатель. А что на этих картинках изображено?
Дети. Огурцы, репа, лук, чеснок.
Воспитатель убирает одну из картинок.
Воспитатель. Чего не стало?
Дети. Огурцов.
Воспитатель. Правильно. Вы были очень внимательными.
Воспитатель убирает картинки.
6. Подвижная игра «Дождик».
(Развитие общей моторики, координации речи с движением, интонационной выразительности речи. Закрепление умения прыгать на носочках.)
Воспитатель предлагает детям встать и сделать знакомое упражнение. Он делает упражнение вместе с детьми, интонируя речь (восклицательная интонация).
Воспитатель. Мы с вами оказались в сказке и попали под дождик. Давайте поиграем с дождиком.
Дождик, дождик, веселей!
Четыре прыжка на носочках, руки на поясе.
Капай, капай, не жалей! Четыре прыжка на носочках, руки на поясе.
Только нас не замочи! Потянуться. Сомкнуть руки над головой.
Зря в окошко не стучи! Четыре прыжка на носочках, руки на поясе.
Брызни в поле пуще: Бегут по кругу, взявшись за руки.
Станет травка гуще! Меняют направление движения.
Белорусская песенка
7. Игра «Что привез грузовик?»
(Совершенствование грамматического строя речи Совершенствование навыков состав-ления и чтения слов. Закрепление навыка цветоразличения.)
Воспитатель предлагает закрыть буквари и убирает их. Затем помещает на магнитную доску плоскостное изображение грузовика, в кузове которого закреплены плоскостные изображения овощей.
Воспитатель. Посмотрите, что привез нам грузовик.
Дети. Это овощи.
Воспитатель. Сейчас каждый из вас выберет по два овоща одного цвета и расскажет, какие овощи он взял.
1-й ребенок. Я взяла красный помидор и красную редиску.
2-й ребенок. Я взял желтый лук и желтую морковку.
3-й ребенок. Я взяла зеленый укроп и зеленые огурцы.
4-й ребенок. Я взял фиолетовый баклажан и фиолетовые бобы.
Воспитатель. Очень хорошо, а теперь переверните карточки с
изображением овощей.
Дети переворачивают карточки, а воспитатель убирает с доски изображение грузовика.
Воспитатель. Из слогов на карточках составьте слова и прочитайте их.
1-й ребенок. Ма-ма.
2-й ребенок. Па-па.
3-й ребенок. Но-та.
4-й ребенок. Пу-ма.
Воспитатель. Молодцы! Вы справились с трудным заданием.
8. Игра с мячом «Что делать?»
(Развитие ловкости, координации движений. Активизация словаря глаголов.)
Воспитатель приглашает детей на ковер, предлагает встать лицом в круг и берет мяч.
Воспитатель. Сейчас вы представите себя поварами. Я бросаю вам мячи называю овощ, а вы ловите мяч и рассказываете, как вы будете этот овощ готовить. Капуста.
1-йребенок. Буду нарезать, солить, тушить.
Воспитатель. Картошка.
2-й ребенок. Буду чистить, нарезать, жарить, солить.
Воспитатель. Морковь.
3-й ребенок. Буду чистить, резать, тереть, делать сок.
Воспитатель. Огурец.
4-й ребенок. Буду мыть, укладывать в банки, мариновать.
Воспитатель. Вот как много всего приготовили. Хорошие повара!
9. Окончание занятия.
(Оценка работы детей.)
Воспитатель убирает пособия и предлагает детям рассказать, чем они занимались, а затем оценивает деятельность каждого ребенка.