Татьяна Литвин
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему : "Осень"
Цель: Развивать связную речь. Расширять словарный запас по теме «Осень», название признаков предметов, активизация словаря. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени.
Ход образовательной деятельности.
Дети садятся на ковер в круг.
Воспитатель: Здравствуйте, добрый день ребята. Подойдите, пожалуйста, ко мне.
Собрались все дети в круг,
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, назовите какие времена года вы знаете. (Зима, весна, лето, осень) Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы подумайте и скажите, о каком времени года говорится в стихотворении.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
Вступает в пестрый терем свой.
(И. Бунин)
Дети : Это осень!
Воспитатель: А какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Послушай те поговорку про осень, и подумайте, как вы понимаете значение этой поговорки:
От осени к лету назад поворота нету. (времена года идут в определенной последовательности)
Воспитатель: Молодцы!
- А какие приметы осени вы знаете? (Желтеют и опадают листья, чаще идут дожди, птицы улетают, становится холоднее)
- Какого цвета листья бывают осенью? (золотые, багряные, красные, оранжевые)
- Осенью часто идут дожди, какие они бывают? (холодные, моросящие, грибные, ливни)
- Что происходит с днем и ночью? (дни становятся короче, а ночи длиннее)
- Чем занимаются люди осенью? (собирают урожай).
Вот мы и вспомнили все приметы осени.
Воспитатель: А сейчас послушайте еще одно стихотворение, слушайте внимательно, потом нужно будет ответить на вопросы. Напоминаю, что на вопросы мы отвечаем полным ответом.
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой,
Как хорош ты, лист резной!
А ветер щеки толстые надул, надул, надул,
И на деревья пестрые подул, подул, подул.
Красный, желтый, золотой.
Облетел весь лес цветной!
Как обидно. как обидно.
Листьев нет, лишь ветки видно.
- О чем это стихотворение? (это стихотворение о Осени)
- Чем Осень перекрашивает листья? (Длинной тонкой кистью)
- В какие цвета покрасила Осень листья? (красный, желтый, золотой)
- Кто подул на деревья? (на деревья подул ветер)
- О каком осеннем явлении идет речь в этом стихотворении? (В этом стихотворении речь идет о листопаде)
Воспитатель: Правильно, а какие два слова спрятались в слове листопад? (Листья и падают) Давайте с вами поиграем с листочками, устроим свой листопад.
«Листопад»
Листопад, листопад! (взмахи руками)
Листья кружатся, летят. (покружились)
Мы за ними побежали, (бег на месте)
Но никак их не догнали (пожали плечами)
В парке будем мы гулять,
В букет листья собирать. (Ходим и собираем листья по ковру)
Молодцы, садитесь на ковер.
Воспитатель: Мы с вами собрали много листочков. Они такие красивые и разные. Давайте отгадаем с каких деревьев они упали. Я буду показывать лист, а вы называть с какого дерева он упал.
- С какого дерева этот лист? (с березы)
- Значит он какой? (березовый)
- С какого дерева этот лист? (с дуба)
- Значит он какой? (дубовый)
- С какого дерева этот лист? (с клена)
- Значит он какой? (кленовый)
- С какого дерева этот лист? (рябины)
- Значит он какой? (рябиновый)
- С какого дерева этот лист? (с осины)
- Значит он какой? (осиновый)
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: А что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк)
- Кто еще хочет что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют : меняют летние шубки на зимние, более теплые)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны)
- Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края)
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными)
- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше)
- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки)
- Верно. Такие птицы называются зимующими. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А вы обязательно вместе с папами и мамами постройте им кормушки.
– Осенью холодно или тепло?
Воспитатель: Я хочу поиграть с вами. Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете. На смену лету пришла (осень) Осенью опадают (листья) Дует холодный (ветер) Стелиться (туман) В лесу растут (грибы) Моросит мелкий (дождик) Солнышко все реже и реже выглядывает из-за (туч) Птицы собираются в стаи и (улетают в теплые края) –
Молодцы! Вы правильно закончили предложения!
Воспитатель: Давайте поиграем в игру. Но для этого вам надо сесть напротив меня. Я буду бросать мяч и задавать вопросы, а вы отвечать полным ответом.
- Какая стала трава? (трава стала желтая, сухая)
- Какое стало небо? (небо стало хмурое, серое)
- Какой стал дождь? (дождь стал частый, холодный, моросящий)
- Какие стали листья? (листья стали разноцветные)
- Какой стал ветер? (ветер стал холодный, порывистый, резкий)
- Что произошло с елкой? (елка осталась зеленой)
Молодцы!
Воспитатель: Садимся за столы, у каждого на столе лежит конверт. Ваша задача со своим соседом по парте собрать картинку.
- Что у вас получилось «Скажи ласково»
Дождь — дождик
трава — травушка, травка
солнце — солнышко
туча — тучка, тученька
лес — лесок, лесочек
лист — листик, листочек
ветка — веточка
ветер — ветерок, ветерочек.
дерево - деревце
Молодцы.
Воспитатель: А теперь придумайте предложение по картинке, которая у вас получилась, только предложения повторяться не должны.
Например: Ветер
Осенью солнце греет не так тепло как летом.
(Выслушиваются ответы детей)
Молодцы.
Воспитатель: Ребята, давайте подведем итог. Чем мы сегодня занимались? (Ответы детей)О каком времени года говорили?Молодцы, на этом наше занятие закончено.