Екатерина Друзина
Конспект по развитию речи для детей старшей группы «Звуковая культура речи: звук [ц]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: -упражнять детей в произнесении звука [ц] (изолированно, в слогах, в словах);
-совершенствовать интонационную выразительность речи;
-учить различать слова, начинающиеся со звука [ц], ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.
Материалы: Картинки со звуками Ц, А, У, Е, Ы; картинки с изображением слов, содержащих звук ц; бумажные цветочки для дыхательной гимнастики, листочки с заданием, графитные карандаши.
Публикация «Конспект по развитию речи для детей старшей группы „Звуковая культура речи: звук [ц]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2021
Воспитатель: Детки, сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну звуков, мы их знаем уже много, а сегодня познакомимся еще с одним. Для того, чтобы попасть в эту волшебную страну, давайте скажем волшебные слова «Крибли, крабли, бумс».
Воспитатель: Детки, это буква [цэ], она дает звук [ц]. А вы знаете, чтобы получить звук [ц] необходимо произнести два звука быстро [т] и [с]. Давайте попробуем, что получится.
Дети быстро воспроизводят звуки [т] и [с], образуя звук [ц].
Воспитатель: А теперь давайте попробуем произнести звук [ц] громко, затем тихо, снова громко и снова тихо.
Дети выполняют упражнение, варьируя интонационные навыки.
Воспитатель: Ребята, а какие слова с начальным звуком [ц] вы знаете? Перечислите, пожалуйста.
Дети: цирк, цапля, цыпленок, церковь, цыганка, цветок.
Воспитатель: Здорово, молодцы! А кстати, про цветочки. Давайте с вами оправимся в цветочную оранжерею. Сейчас каждому из вас я вручу красивый цветок. Возьмите на ладошку цветок и представьте, что вы хотите его понюхать. Нужно сделать глубокий вдох носиком, ротик должен быть закрыт. И после того, как понюхали цветок, нужно выдохнуть сильно воздух через рот, сделав губки трубочкой. Если сильно дуть, то цветочки с ладошек улетят, и получится у нас цветочная полянка. Давайте пока попробуем, для этого зажмем цветок в ладошке, а на другую руку попробуем подуть.
Дети сначала тренируются делать упражнение правильно, затем выполняют дыхательную гимнастику «Цветок».
Воспитатель: Ц – цветок за окном.
Носом вдох, а выдох – ртом.
Ой, какая замечательная цветочная полянка у нас получилась.
Ребята, а теперь посмотрите на картинке, давайте попробуем найти слова со звуком [ц] и определить количество слогов в словах.
Дети выполняют упражнение.
Воспитатель: давайте попробуем повторить чистоговорки.
Ца-ца-ца – ходит по полю овца.
Цу-цу-цу – я домой веду овцу.
Це-це-це – дома дам воду овце.
Цы-цы-цы – в поле нет моей овцы.
Дети повторяют, воспитатель также вызывает детей для индивидуальных ответов.
Воспитатель: Что-то мы устали, давайте немного отдохнем. Выходим все на коврик.
Физминутка «Цветок»
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Воспитатель: Здорово, мы немного отдохнули. Давайте теперь попробуем запомнить забавное стихотворение про каракатицу.
Купили каракатице кружевное платьице.
Ходит каракатица хвастается платьицем.
Воспитатель вызывает несколько детей для индивидуальных повторений.
Воспитатель: А теперь детки, давайте попробуем найти слова, в которых есть звук [ц]. Приготовьте свои ладошки, как только вы услышите слово со звуком [ц], хлопайте в ладошки.
Воспитатель зачитывает стихотворение, дети находят слова со звуком [ц] на слух.
Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы Ц.
Есть слова, где Ц – в начале,
Где в серёдке, где в конце.
Цепь, цветок и цифра—тут
Ц в начале все прочтут.
А в словах отец, боец
Ц мы пишем под конец.
Цапля ходит по болоту,
Ждут в гнезде её птенцы.
Цирк откроется в субботу,
Уж приехали борцы.
В цех явились на работу
Молодые кузнецы.
В каждой строчке буква Ц
Словно камушек в кольце.
И на каждой есть странице,
На границе и в столице,
И в цыплятах на крыльце
Тоже есть две буквы Ц.
Автор: Л. Дьяконов.
Воспитатель: Здорово, ребята, молодцы. Какие слова вы запомнили с нужным нам звуком?
Индивидуальные ответы детей.
Воспитатель: А теперь, чтобы вернуться из волшебной звуковой страны, нам нужно выполнить задание. На листках нам нужно выполнить упражнение, вы должны обвести все картинки, где встречается звук [ц].
Давайте сначала проговорим эти слова. У доски поработает Алиса.
После проговаривания дети приступают к выполнению упражнения. Индивидуальная работа ребенка у доски.
Воспитатель: Давайте, теперь проверим, что у Алисы получилось.
Ребенок проговаривает выделенные слова.
Воспитатель: Ну, что? У всех правильно получилось? Ребята, пришло время возвращаться назад в сад. Давайте снова скажем волшебные слова «Крибли, крабли, бумс»
Воспитатель: Мы сегодня побывали в волшебной звуковой стране, с каким звуком мы познакомились?
Какие слова со звуком [ц] вы запомнили?
Что больше всего вам понравилось?
Какие упражнения вызвали сложность?
Дети отвечают на вопросы рефлексии.