Елена Николаевна Нетребина
Конспект занятия по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей интереса к языку и осознанного отношения к языковым явлениям; вовлечение детей в решение проблемных практических ситуаций, в которых дети применяют накопленный опыт безопасного поведения.
Задачи:
Образовательная
• Закреплять умение давать характеристику согласного и гласного звука.
• Формировать умение делать звуковой анализ слов.
• Формировать навык разгадывания ребуса.
• Совершенствовать навык чтения.
• Формировать алгоритм действий в ситуации: найден неизвестный предмет.
• Формировать представление о знаках дорожного движения.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи» размещена в разделах
• Сформировать представление о многозначных словах. Развивающая
• Развивать положительные качества личности, умение слушать, дополнять друг друга в корректной форме, быть терпеливым.
• Развивать фонематический слух.
• Развивать логическое мышление, умение действовать по плану в определённом порядке.
• Развивать умение ориентироваться на листе бумаге и в пространстве.
• Развивать диалогическую речь.
Воспитательная
• Воспитывать интерес к совместной познавательной деятельности, желание преодолевать трудности.
• Воспитывать чувство самосохранения.
• Воспитывать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Предварительная работа:
• Беседы, рассматривание иллюстраций и чтение литературных произведений по правилам безопасного поведения в бытовых ситуациях.
• Формирование навыка чтения.
• Подвижные и сюжетно-ролевые игры по правилам дорожного движения.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный:
• Фуражка полицейского, свисток, жезл.
• Ноутбук, подключенный к большому экрану.
• Два телефонных аппарата.
• Сундук.
• Аудиозаписи звуков.
• Экран для презентации.
• Раздаточный:.
• Игровой комплект «Азбука дорожного движения».
• Листы в крупную клетку с заданием на ориентировку на листе.
• Карандаши.
• Карточки с буквами.
• Карточки для обозначения гласных звуков и согласных (глухих и звонких, мягких и глухих)
• Медали «Лучший друг Алфавита»
Интеграция образовательных областей:
• Безопасность. Познание. Коммуникация. Социализация. Методические приё мы:
• Игровая ситуация.
• Демонстрация.
• Беседа.
• Поощрение.
Содержание:
Слайд «замок»,звучит музыка. Дети входят в музыкальный зал. Воспитатель: Смотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся. Дети здороваются.
Воспитатель: Проходите, садитесь на стулья. (воспитатель делает вид, что впервые видит большой пакет). Ребята. Вы знаете, что это?
Ответы детей (ОД)
Воспитатель: Да, это неизвестный пакет. Скажите, пожалуйста, а если вы найдёте какой- то неизвестный предмет, например, на улице, в транспорте на лестничной площадке, или даже в детском саду, не опасно ли будет его открыть и осмотреть?
ОД
Воспитатель: Правильно, это может быть опасно. А что нужно сделать, если вы обнаружили неизвестный предмет?
ОД: Позвонить в полицию.
Воспитатель: Хорошо, давайте позвоним. Кто знает телефон полиции?
Ребёнок вызывает полицию.
Воспитатель (полицейский) : Просьба всем отойти на безопасное расстояние. Выключите, пожалуйста, мобильные телефоны. Соблюдайте тишину. (Осматривает. Снимает пакет.)
Нет, он не опасен. Это сказочная посылка, написано "Ребятам группы капельки", можете её открыть. Благодарю за бдительность, до свидания.
ОД: До свидания.
Воспитатель снимает фуражку и снова становится воспитателем.
Слайд «замок»
Воспитатель: Оказывается это посылка нам. От кого же? Кто прочтёт?
Дети (читают) : От царя Алфавита.
Воспитатель: Сейчас я её открою. Смотрите, письмо! (читает письмо) : Вас вызывает на видеосвязь Царь-Государь Алфавит.
Царь-Государь Алфавит, (видеозапись) :
Здравствуйте, я Царь-Государь Алфавит. В моём Царстве государстве живут буквы. Недавно буквы рассказали мне, что познакомились и подружились с вами - ребятами из группы "Капельки". Буквы рассказали мне, что вы очень трудолюбивые и любознательные. И я хочу пригласить вас в путешествие-путешествие за новыми знаниями. Только путешествие это необычное. Я приготовил вам разные задания. Когда вы с ними справитесь, то получите мою Царскую награду. В моём сундучке вы найдёте всё необходимое для путешествия. Ну как, готовы отправиться в путешествие?».
ОД : Да
Царь-Государь Алфавит, (видеозапись) : «Очень хорошо. Только я хочу познакомиться. Как меня зовут, вы знаете Царь Батюшка Алфавит. А я хочу тоже узнать ваши имена. Возьмите, пожалуйста, карточки с буквами и выложите на ковре свои имена»,
Слайд «замок, звучит музыка» (ребята на ковре выкладывают свои имена,.)
арь-Государь Алфавит, (видеозапись) : «Очень приятно. Теперь я знаю ваши имена. Давайте будем готовиться к нашему путешествию. В пути нам обязательно понадобится. а что? вы узнаете сами, когда выполните следующее задание».
Воспитатель: Садитесь, пожалуйста, за столы, чтобы выполнить задание Царя – Батюшки. Посмотрите, перед каждым из вас лежит листочек с заданием. Можете прочесть, что на нём написано?
ОД: Разные слова - книга, карта, часы, компас.
Воспитатель: Правильно. Все видят нарисованного человечка?
ПОД: Да. Воспитатель: Возле человечка стоит точка. (Воспитатель диктует графический диктант) (Ломаная линия указывает на слово «книга».)
Воспитатель: К какому слову подошёл человечек, кто прочтёт?
Дети: Книга.
Слайд «закрытая книга»
Воспитатель: Правильно, молодцы. Помогает собрать детям листочки с заданиями.
Царь-Государь Алфавит, (видеозапись) : «Молодцы, вы всё сделали правильно. Но только, чтобы книга открылась и заговорила с вами, нужно сделать звуковой анализ слова "Книга"»
Воспитатель: Ребята, чтобы правильно разобрать слово по звукам, давайте вспомним: если при произнесении звука воздух не встречает никакой преграды, какой это звук?
ПОД: Гласный.
Воспитатель: Правильно, молодцы. А если при произнесении звука воздух встречает во рту различные препятствия, какой это звук?
ПОД: Согласный.
(Воспитатель раскладывает на ковре карточки с буквами по числу детей.)
Воспитатель: Давайте потренируемся. На ковёр я положила карточки с буквами. Когда зазвучит музыка, каждый из вас возьмёт карточку, если на карточке буква, которая обозначает гласный звук, нужно сесть за красный стол, если согласный – за синий или за зелёный стол.
Слайд «замок, звучит музыка» дети выполняют задание. Музыка выкл.
Воспитатель: Вот теперь у нас три команды. Каждой команде задание: сделать звуковой анализ слова: " книга". Выиграет команда, которая сделает правильно.
Слайд «слово "книга", под словом пять клеток для схематичного обозначения звука. Дети делают звуковой анализ слова «Книга».
Воспитатель: пересядьте, пожалуйста, на стульчики, чтобы Его Величество посмотрел, как вы сделали задание.
Слайд «звуковая схема слова книга» Слайд презентации: книга открывается и написано : Сама молчу - да всех учу.
Воспитатель: Смотрите, книга открылась, и появилась какая-то надпись. Кто хочет прочитать, что говорит нам книга?
(Дети читают пословицу. Воспитатель хвалит детей.)
Царь-Государь Алфавит, (видеозапись) : «Ой, молодцы, вы прекрасно справились с заданием. И теперь знаете, что хоть книга-то и молчит, да многому научит. Ну что ж, чтобы узнать, куда мы с вами направляемся, Вам предстоит разгадать ребус». Слайд «ребус»
(Дети с помощью воспитателя разгадывают ребус. Получилось слово "лес") Слайд презентации «слово “лес”»
Царь-Государь Алфавит, (видеозапись) : «Порадовали старика, молодцы, спасибо, ребус разгадали правильно. Доставайте из сундука машины и отправляйтесь в лес».
Слайд «улица, движение, звук улицы» (Воспитатель достаёт из сундука рули и раздаёт детям. Дети берут рули и становятся вдоль стоп -линии.)
Воспитатель: Вы сели за руль автомашины, что нужно сделать?
ПОД: Пристегнуться. Посмотреть на сигнал светофора.
Воспитатель (свистит в свисток) : Поехали. По ходу движения детей воспитатель комментирует и задаёт вопросы.
Слайд «лес и звуки леса»
Воспитатель (свистит в свисток) : Стоп машины, приехали, парковка.
Дети «паркуют машины» (отдают рули воспитателю).
Воспитатель: Вот вы и в лесу, садитесь, пожалуйста. Послушайте, как чудесно поют птицы. Как хорошо в лесу. Мы проделали долгий путь в машинах, давайте немного разомнёмся, сделаем зарядку, становитесь в кружок.
Проводится физминутка.
Царь-Государь Алфавит, (видеозапись) : " Добро пожаловать в лес. А в лесу вам предстоит выполнить самое сложное моё задание. Найдите, пожалуйста, то, что я спрятал. Вам поможет схема".
Слайд «руки с вопросом» Слайд «схема многозначных слов: скрипичный ключ, дверной ключ, гаечный ключ (с картинками)»
Воспитатель (задумчиво) : Ой, какое сложное задание приготовил нам Царь-Государь Алфавит. Давайте будем думать, анализировать, рассуждать. Рассмотрите картинки и перечислите, что на них нарисовано?
ОД: Скрипичный ключ, дверной ключ, гаечный ключ.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, у слова ключ много значений или одно?
ОД: Много.
Воспитатель: Значит, слово «ключ» имеет несколько значений. Воспитатель: Смотрите на схему и внимательно слушайте: (Медленно произносит, делая ударение на слово ключ.) Дверной КЛЮЧ, скрипичный КЛЮЧ, гаечный КЛЮЧ. А лесной? Как вы думаете?
ПОД: Ключ.
Воспитатель: Правильно, ключ.
Слайд «вместо знака вопроса появляется слово ключ, но картинка не появляется»
Царь-Государь Алфавит, (видеозапись) :
«Очень хорошо, молодцы, слово вы нашли правильно. Только теперь нужно объяснить его значение: что же это такое, ключ в лесу».
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что значит лесной ключ
ОД:
Воспитатель: Дело в том, что я тоже не знаю этого значения. Но ведь плох не тот, кто не знает, а тот, кто знать не хочет. А вы хотите знать?
ПОД: Да.
Воспитатель: Вспомните, что мы брали с собой в путешествие за новыми знаниями?
ПОД: Книгу.
Царь-Государь Алфавит, (видеозапись) : «Вы приняли мудрое решение обратиться за помощью к книге. Только постарайтесь выбрать нужную книгу».
Слайд «три книги: математика, сказки, толковый словарь»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экране появились три книги, постарайтесь выбрать нужную.
Дети (читают и выбирают) : толковый словарь
Царь-Государь Алфавит, (видеозапись) : «Молодцы, совершенно верно. Чтобы узнать значение слова, вам понадобится толковый словарь русского языка».
Слайд «книга открывается и написано: ключ в лесу- это родник, вытекающий из земли».
Воспитатель: Кто прочтет ещё одно значение слова "КЛЮЧ"?
ПОД: Ключ в лесу - это родник, вытекающий из-под земли. Слайд «картинка родника и звук ручья»
Царь-Государь Алфавит, (видеозапись) : Вы справились со всеми заданиями и достойны награды «Лучшие друзья Алфавита» Наше путешествие закончилось, но где бы вы ни были, знайте, что Алфавит ваш лучший друг. До свидания ребята ".
Слайд «Лучший друг Алфавита,»музыка
Воспитатель достаё т из сундучка медали с надписью: «Лучший друг Алфавита», и под музыку надевает их детям. Музыка выкл.
Воспитатель: Вам понравилось путешествие?
ПОД: Да.
Воспитатель: Впереди нас с вами ждут много интересных открытий. «Садитесь» в свои машины и отправляйтесь обратно в детский сад. Вперёд - к новым знаниям.
Слайд «улица, движение, звук улицы». Дети «садятся» в машины и уезжают в группу.