Куликова Ольга
Конспект практико-познавательной деятельности в старшей группе «Знакомство детей с измерением объема сыпучих веществ»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по практико-познавательной деятельности
«Знакомство детей с измерением объема сыпучих веществ с помощью условной мерки»
Цель: содействовать развитию измерительной деятельности.
1. Обучающая:
- формировать умение детей измерять одно и тоже количество крупы мерками разной величины, понимать зависимость полученного результата от величины мерки;
Публикация «Конспект практико-познавательной деятельности в старшей группе „Знакомство детей с измерением объема сыпучих веществ“» размещена в разделах
- продолжать учить детей измерять сыпучие вещества, следить за полнотой меры;
- упражнять в счете в пределах 10;
- расширять знания об измерительных приборах.
2. Развивающая:
- развивать устойчивость внимания;
- развивать логическое мышление, мелкую и общую моторику;
3. Воспитательная:
- воспитывать инициативность, аккуратность при выполнении задания;
- воспитывать познавательный интерес к математике.
Материал: Незнайка, банка с гречей, 2 миски, 3 мерки разной величины, магнитная доска, магнитики, яблоко, разделочная доска, нож. Картинки измерительных приборов : массы, времени, температуры, длины; мерные полоски разной длины.
Ход занятия.
В. : Один, два, три, четыре, пять
Будем Незнайке помогать.
Сравнивать и измерять
На вопросы отвечать.
В. : Незнайка никак не может решить задачу. У него есть банка крупы, надо сварить кашу. Кашу надо для медвежат и для самого Незнайки. Он хочет, чтобы только поровну крупу разделили.
В. : Не знаю, как делить. Есть две миски, банка с крупой.
Ребенок: Надо рассыпать туда и сюда.
В. : Пожалуйста. Ребенок рассыпает.
Незнайка: Здесь больше, а здесь меньше.
Ребенок пересыпает снова. Опять Незнайка утверждает, что не поровну.
В. : Ну, получается как у жадных медвежат. Как же сделать чтобы было поровну, чтобы Незнайка не мог спорить?
Ребенок: Надо чем-нибудь.
В. (достает чашку) : Такая тебе пригодится?
Если ребенок набирает неполную чашку
Незнайка кричит: Мне мало.
В. : Чтобы получилось поровну и не было спора с Незнайкой, надо чтобы он тоже видел, как ты делаешь, надо фишки. Засыпал — положи фишку под одной миской, и под другой на доске. Посмотрим, сколько получится фишек в каждом ряду. Что же получилось? Поровну? Да. Так по сколько чашек в каждой миске крупы? По две.
Воспитатель быстро соединяет крупу, говорит от имени Незнайки; Разделили, очень хорошо, понесу кашу варить.
В. : А как же ты теперь две равные порции каши сваришь, как разделишь крупу?
Незнайка: Теперь вы разделили, а я отсыплю.
(Чашка — первая мерка — убирается).
В. : Получится у него поровну?
Дети: Нет, надо меркой.
Воспитатель достает такую мерку, чтобы эту общую порцию разделить только пополам, т. е. по 1 мерке. Кто-то из детей меряет. По одной, получилось поровну.
Незнайка: Не возьму, мне мало по одной, мне надо по две.
В. : Подожди, Незнайка, мы тебе растолкуем.
В. : Незнайка жалуется, что вы его обманули. Юра по две чашки крупы насыпал, а Оля по одной.
Незнайка: Пусть Оля отдаст мою крупу. Было три, а она одну насыпала.
Оля (оправдываясь) : Я поровну делила, может, вы раньше отсыпали? У меня сколько было, столько и делила.
В. : Давайте разберемся так, чтобы было справедливо. Сколько, Незнайка, у тебя было крупы?
Незнайка: Полная банка.
В. (пересыпает из мисок в банку, дети видят, что она полная) : Банка полная, твоей крупы никто не взял. Давайте подумаем, почему один раз получилось по две, а другой раз по одной, почему получилось по-разному. Ты какой делил (показывает обе чашки, Юра, а ты, Оля? Дети видят разницу в размере. Эта большая, а эта маленькая.
В. : Сколько же маленьких получается в большой? Давайте проверим. Две маленьких. Так почему же так по-разному получилось?
Дети: Эта большая чашка, а эта меньше. Надо две маленьких насыпать, и тогда будет полная большая чашка.
В. : Так как вы думаете, когда получается крупы в миске больше: когда насыпают одну чашку большую или две чашки маленькие?
Дети: Одинаково.
Незнайка: Я не понял, почему?
Дети: Потому что в большую кружку помещается ровно две маленькие кружки. Одна большая кружка равна двум маленьким.
Незнайка: Я теперь хочу еще этой мерить (дается маленькая чашка, которая будет в два раза меньше, чем предыдущая маленькая).
В. : По сколько же чашечек получилось? Почему получилось так много?
Дети: Потому что эта чашечка самая маленькая. В. : А как же вы проверили, что она самая маленькая?
Дети: Мы насыпали в чашечку, которой раньше измеряли, а эта еще меньше.
Незнайка: Я не хочу так много, мне надо только две каши.
Дети (смеются) : Крупы, Незнайка, столько же, это только чашечки разные, которыми мы измеряли.
В. : Почему же так получается? Мы взяли большую чашку, у нас получилось: одна и одна. Это все равно, что яблоко пополам разрезать (дети на доске выставляют фишки- магнитики). Берет яблоко, разрезает на две половинки. А если бы две чашки ссыпать вместе, то получилась бы целая банка (складывает яблоко). Потом у нас по сколько чашек получилось? По две (отмечаем на доске фишками). Из этой половинки яблока мы тоже можем сделать две части (разрезает и кладет на два разных блюдца). А если соединить все дольки? Да, будет целое яблоко и целая банка крупы. А если теперь и эти части разделим: у нас четыре чашечки и четыре чашечки. И яблоко мы также должны разделить на восемь частей (делит каждую дольку пополам). Вот и получается — вместе сложить — целое яблоко, ничего не добавили, и если четыре и четыре чашечки с крупой сложить, то тоже будет целая банка. Половина яблока— большая и чашка большая; мы разрезали на две части: кусочек яблока стал поменьше и чашка поменьше. А этот совсем маленький кусочек и чашка совсем маленькая. А крупы целая банка, не прибавляли, не отсыпали, и яблоко одно. А как вы думаете, можно измерять разными мерками, будет поровну? Тебе большой меркой, а тебе маленькой? Будет ли поровну? (Наглядно показать).
Дети: Нет. Надо одинаковыми мерками.
В. : Если хочешь что-то измерить, надо пользоваться одинаковой меркой.
Ребята, измерять можно не только крупу. Можно измерять температуру (показывает картинку) градусником. Есть специальные градусники, чтобы измерять температуру в помещении, на улице, у человека. Можно измерять массу (показывает картинку) с помощью весов. Их очень много. Все они разные в зависимости от того, что ими измеряют. С помощью чего же измеряют время? (вешает на доску картинку)
Дети: С помощью часов, секундомера.
В. : Можно измерять длину. (вешает картинку). С помощью чего?
Дети: С помощью линейки, рулетки.
В: Рост человека измеряют с помощью ростомера. Длину участка с помощью шагомера. Это такой инструмент, где две палки раздвинуты на расстояние 1 метра.
Я задумала купить новые клеёнки на столы. А какой длины покупать клеёнку не знаю? А вот интересно, с помощью чего же можно измерить столы?
Дети: С помощью линейки.
В. : Столов у нас много, а линейка одна. Я предлагаю померить с помощью полоски- мерки. У меня полосочек много (показывает). Это мы сделаем в следующий раз.