Белоусова Татьяна
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Растворимость веществ в воде»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Состояния и превращения веществ. Растворимость.»
Цель:
1. Уточнить представление детей о свойствах воды.
2. Развивать умение действовать по алгоритму.
3. Выявить вещества, которые растворяются в воде.
4. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
Демонстрационный материал:
Баночки с различными веществами, «коробочка», карточки с символическим изображением правил поведения в лаборатории.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о значениях и свойствах воды.
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности „Растворимость веществ в воде“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Растворение в воде
- Темочки
Материал: Вода в стаканчиках на столе у каждого, ложечки, тарелочки каждому; вещества: соль, песок, стиральный порошок, шурупы.
Ход занятия:
Воспитатель: Скажите, ребята, дождь, град,снег, лед - это что?
Ответы детей: (Вода.)
Воспитатель: Правильно. Мы с вами сегодня будем проводить опыты с водой. Но ребята, посмотрите, в нашем уголке экспериментов кто-то оставил «коробочку». Интересно, что лежит в коробке? (Воспитатель постепенно достает пакетики с веществами, и спрашивает у детей что это)
Ответы детей: (Соль, песок, стиральный порошок, шурупы.)
Воспитатель: Здесь еще есть записка от Незнайки он это нам оставил потому что не знает какие вещества растворяются в воде, и он решил показать это вам ребята.
Воспитатель: Ребята, а как Вы думаете? Все ли эти вещества растворяются в воде?
Ответы детей:(Да/Нет.)
Воспитатель: Ребята кто из вас знает как можно проверить растворяются эти вещества в воде или не.
Воспитатель: Мы с вами это проверим. Но сначала давайте вспомним, что вода может делать? какими свойствами обладает?
Ответы детей: (Она течет, льется, ее можно переливать, наливать.
Воспитатель: Верно. Ребятки, а что можно сказать о воде? Какая она (бесцветная, без запаха, без вкуса, текучая).
Вот сейчас мы вместе с вами проверим, что же произойдет с солью? Но прежде чем начать опыт давайте вспомним, правила поведения при экспериментировании. (воспитатель показывает картинки с изображением правил поведения в лаборатории)
Дети отвечают:
- нельзя без разрешения брать предметы и вещества,
- нельзя пробовать на вкус без разрешения,
- трогать после опыта глаза руками,
- не шуметь.
- внимательно слушать задание,
- убирать за собой после опытов,
Воспитатель: Молодцы ребята, все отлично помните. Посмотрите у вас на столе лежат ложечки, ребята давайте возьмем их и добавим соль в стакан с водой и перемешаем. Данный опыт, ваши мамы выполняют почти каждый день, когда готовят есть.
Ребята посмотрите в стаканчик что произошло с солью?
Ответ детей: Она исчезла.
Воспитатель: Соль не исчезла, а растворилась в воде. Ребята, какая теперь вода стала на вкус? Ведь мы туда добавили соль.
Ответ детей: Соленая! Как на море!
Воспитатель: А ее можно пить ребята?
Ответ детей: (Нет)
Воспитатель: А если мы добавим сахар, какого вкуса станет вода?
Ответ детей:Сладкая!
Воспитатель: Правильно, а ее можно пить? (Да) Верно, сахар мы добавляем, когда варим компот.
Воспитатель: Давайте проведем следующий эксперимент с песком
Воспитатель: Мы свами добавим песок в воду и перемешаем, а теперь внимательно посмотрим, растворился песок или нет
Ответ детей: Нет! Не растворился.
Воспитатель: Правильно дети, он не растворился, потомучто песок состоит из мелких песчинок (камушков, которые в воде не растворяются.
Воспитатель: А эту воду, можно пить? (нет, потому что песок не съедобное вещество)., Ребята запомните песок не растворяется в воде! Песок это не растворимое вещество.
Воспитатель: Ребята, предлагаю нам всем отдохнуть и сделать веселую разминку вместе.
Физкультминутка:
К речке быстрой
К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)
Воспитатель: Дети, как вы думаете, чем все люди стираю вещи?
Ответ детей: Стиральным порошком.
Воспитатель: Правильно. Почему люди добавляет в воду стиральный порошок, а не песок?
Ответ детей: порошок,отстирывает грязь; песок не растворяется, пачкает одежду.
Воспитатель: Давайте проверим. Добавьте ложечку стирального порошка в воду и перемешайте, посмотрим, что произойдет? Дети посмотрите на воду что с ней стало?
Ответ детей: Появились пенные пузырьки, вода помутнела, мыльная,.
Воспитатель: Что произошло с порошком?
Ответ детей: Он растворился.
Воспитатель: Ребята, а эту воду можно пить?
Ответ детей: Нет! Это не съедобное вещество.
Воспитатель: Молодцы! Ребята возьмите шурупы и добавьте их в воду. Что произошло с водой?
Ответ детей: Ничего не произошло.
Воспитатель: Правильно. Потому что шурупы не растворяются, они тонут в воде. Посмотрите, они оказались на дне стакана, почему как вы думаете ребята?
Ответ детей: потому что шурупы железные тяжелые…
Воспитатель: Дети, мы сегодня с вами познакомились с одним из свойств воды - растворимостью. Ребята давайте мы вместе с вами нарисуем схему проведения опытов и оставим Незнайке.
Ответ детей: Да.
Воспитатель: Ребята все нарисовали.
Ответ детей: Да.
Воспитатель: Молодцы. Теперь когда Незнайка вернется в уголок экспериментирования увидит наши рисунки, и поймет какие вещества растворяются в воде, какие не растворяются. Наше с вами занятие подошло к концу нам пора прощаться.