Надежда Головяшкина
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей логопедической группе «Маленьким детям — большие права»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;
• развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;
• учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
• воспитывать чувство уважения к другим людям;
• расширять их кругозор, обогащать словарный запас.
Оформление:
• мяч;
• волшебный сундучок;
• показ презентации.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: чтение художественной литературы, русских народных сказок, беседы по теме «Права ребёнка» рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, разучивание пословиц, сюжетно-ролевые игры «Семья», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие.
Содержание организованной деятельности
1. Организационный момент
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними.
Дети.
Здравствуйте гости!
Счастья вам,радости,
Здоровыми быть до глубокой старости.
Воспитатель.
День необычный сегодня у нас,
Я искренне рада приветствовать Вас!
Здесь для игры собралась детвора,
Её начинать нам настала пора.
Воспитатель. Послушаем стихотворение (рассказывает ребенок).
Ребё нок:
Мы на свет родились, чтобы радостно жить,
Чтобы вместе играть, чтобы вместе дружить.
Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни все наши мечты!
Воспитатель:
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают всех на свете.
СЛАЙД 1. Конвенция по правам ребенка
Воспитатель предлагает детям обратить внимание на экран, где появляется книга - "Конвенция о правах ребёнка".
Вопросы к детям : «Как называется эта книга?», «О чем в ней говорится?»
(Ответы детей.)
Воспитатель.
- Люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда же и появились главные вопросы: что могут делать люди и что не могут? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что имеют право и на что не имеют? В разных странах мира люди живут по-разному. Есть места на планете, где дети голодают, тяжело болеют. Ребёнок перед лицом беды становится беззащитным. У детей мало сил и опыта, чтобы постоять за себя. Поэтому, взрослые, заботясь о детях, создали "Конвенцию о правах ребёнка. " В ней они записали права детей.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах.
СЛАЙД 2. Волшебный сундучок
Воспитатель: Ребята, у меня на экране волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что же в нем находится.
СЛАЙД 3. Свидетельство о рождении
Воспитатель.
- Что это за документ? (Первый документ каждого человека, выдается после рождения - свидетельство о рождении.)
Воспитатель.
- О каком праве он напоминает? (О праве на имя.)
Через несколько дней после того как малыш родился на свет, родители получают Свидетельство о его рождении. Это документ, в котором записаны имя, отчество и фамилия, имена его родителей.
СЛАЙД 4. Ребёнок в роддоме
Отчество присваивается ребёнку по имени отца. Например, папу Миши зовут Сергей. Значит, отчество его будет – Сергеевич. Когда он вырастет, к нему будут обращаться так: Михаил Сергеевич.
Воспитатель читает стихотворение
Знают, знают все на свете,
Знают взрослые и дети –
Имя каждому дано,
И у каждого одно!
Ситуация. СЛАЙД5. Вовочка плачет
- В одном детском саду произошла такая история. Мальчик по имени Вовочка, так его ласково называют дома, первый раз пришёл в детский сад. Воспитатель представила его ребятам и сказала, что он самый маленький и поэтому все должны о нём заботиться, помогать ему. Однажды кто-то из ребят назвал его малышом, и с тех пор все стали его так называть. Дети даже не помнили его имени. Звали малышом или плаксой. Вовочке было очень обидно, и он часто плакал.
Воспитатель. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
Воспитатель. Запомните, ребята, ничто так не обижает человека, как некрасивое и обидное обращение окружающих, неправильное произношение его имени. Как вы думаете, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом? (Называть друг друга по имени, не обижать себя обидными прозвищами)
Воспитатель. Вспомним с вами ребятки какие правила необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право на имя?
• Не дразниться и придумывать клички.
• Обращаться друг к другу вежливо, ласково.
• К взрослым обращаться по имени, отчеству.
• Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения.
Интерес к имени во все времена не случаен: «Как тебя зовут?» - с этого вопроса начинается знакомство с каждым ребенком, которого привели в детский сад. Воспитатель.
-Дети, а у вас есть имя? (Ответы детей). Тогда поиграем с вами в игру «Представься», и наши гости узнают как вас зовут. Сейчас поиграем с мячом, я буду бросать вам мяч, а вы должны представиться, назвав своё имя.
Игра «Представься» (игра с мячом)
Дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч, тот, у кого окажется мяч, должен сказать «Меня зовут….».
Воспитатель.
– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.
СЛАЙД 6. Право на семью
Воспитатель. Ребята, сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве она говорит? (Ответы детей)
Воспитатель. – Верно, право на семью.
Что вы знаете об этом праве? (У каждого человека должны быть папа, мама)
Ребё нок читает стихотворение:
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
Воспитатель: Ребята, а ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.
А теперь я предлагаю вам поиграть в игу "Назови ласково". Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова
БАБУШКА-
ДЕДУШКА-
СЫН-
МАМА-
ДОЧЬ-
БРАТ-
СЕСТРА-
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Дети давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о семье вы знаете? Послушайте пословицу. «Дружная семья гору сдвинет».
О чём эта пословица?
Дети. О семье.
Воспитатель. Кто ещё знает пословицы о семье?
Дети называют пословицы:
В родной семье и каша гуще.
В дружной семье и в холод тепло.
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
В семье дружат- живут, не тужат.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Воспитатель: Как много вы знаете пословиц и поговорок о семье! Молодцы! В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботится о маленьких.
Дети:
Кто родителей почитает, тот счастлив бывает.
В хорошей семье хорошие дети растут
Птица рада весне, а дитя матери.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Как много вы знаете пословиц и поговорок о семье! Молодцы! В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботится о маленьких. А давайте сейчас мы с вами почувствуем, как это приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.
СЛАЙД 7. Лес
Упражнение «Согрей птенца» (фонограмма)
Воспитатель. Сейчас я хочу предложить вам выполнить упражнение, которое поможет вам выразить свою любовь и заботу.
Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперёд ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, согрейте его своим ровным, спокойным дыханием. Прижмите птенца к груди, успокойте его. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Ему будет на воле хорошо.
-Что вы почувствовали, когда согревали птенца, заботились о нём?
- Вы почувствовали, что о ком-то заботиться не только приятно, но и очень ответственно.
Воспитатель: Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас в семье?
Ребенок: Я обязан убирать за собой игрушки после игры
Ребенок: Я заправляю постель
Ребенок: Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома
Ребенок: Дети обязаны слушаться своих родителей.
Воспитатель. Сейчас наш волшебный сундучок покажет следующую картинку. О каком праве нам может она рассказать?
СЛАЙД 8. Право на отдых
- Как можно отдохнуть детям? (Играть в игры, смотреть телевизор, купаться, гулять, спать)
Воспитатель: Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых и выполнить музыкальную физкультминутку «Пяточка-носочек» (Дети выполняют движения)
Физкультминутка «Пяточка-носочек»
Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она нам расскажет?
СЛАЙД 9. Право на образование
- Вы скоро пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания.
- Где можно получить образование? (В школе, в детском саду, в училище, в институте)
- Для чего надо учиться? (Чтоб получить профессию, диплом)
- Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком.
- В чем заключается ваша обязанность? (Стараться хорошо учиться.)
Игра «Продолжи пословицу».
Я начинаю, а вы продолжаете.
1. Век живи … век учись.
2. Учиться всегда … пригодиться.
3. Ученье – свет, … а неученье – тьма.
4. Тяжело в ученье – … легко в бою.
Воспитатель: Следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она нам напоминает?
СЛАЙД 10. Право на жильё
Воспитатель. Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно.)
- Почему? (Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.) Это право на имущество, оно неприкосновенно.
Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка
О каком праве вам напомнила эта картинка?
СЛАЙД 11. Право на медицинское обслуживание
Воспитатель.
- Что означает это право? (Когда заболеешь, идёшь к врачу, чтобы врач назначил лечение)
Воспитатель.
-А когда вы болеете, что вы должны делать?
Дети. Лечиться – терпеливо принимать лекарства, которые назначил врач, даже если не хочется.
Воспитатель.
-Правильно. Это ваша обязанность.
Воспитатель.
-А какие ещё обязанности вы должны соблюдать? (воспитанно вести себя у врача, уважать труд взрослых, оберегать своё здоровье)
Воспитатель.
-Что помогает человеку быть здоровым? (чистый воздух и вода, полезная, здоровая еда, занятия спортом и зарядкой)
Воспитатель.
-Давайте и мы с вами поиграем
Игра «Это можно или нет»
1. Я сосульку полижу
И снежочком закушу.
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет? (НЕТ)
2. Буду кушать апельсины
В них так много витаминов
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет? (ДА)
3. Вот Барбос, бродячий пес,
Я схвачу его за хвост.
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет? (НЕТ)
4. На зеленый свет, друзья,
Вместе с мамой пойду я.
Дайте дети мне ответ:
Это можно или нет? (ДА)
5. Не забудь перед обедом
Пирожком перекусить.
Кушай много, чтоб побольше
Свой желудок загрузить.
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет? (НЕТ)
6. За здоровьем я слежу,
На зарядку выхожу.
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет? (ДА)
Воспитатель. Молодцы, ребята, помните, что вы всегда можете рассчитывать на помощь врача. Это ваше право – право на медицинский уход.
Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, закаляться, больше есть овощей и фруктов.
Воспитатель: Посмотрите друг на друга, какие вы разные, но у вас у всех одинаковые права. Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди - и маленькие и большие - имеют права.
Игра «Все будет хорошо» или поводить хоровод
Дети встают в круг, делают 2-3 глубоких вдоха. Все вместе произносят стихотворные строки и выполняют движения.
В небе солнышко взошло (поднимают руки – вдох)
И всем улыбнулось, (опускают руки – выдох)
Нам вдруг стало хорошо (поднимают руки – вдох)
И больше не взгрустнулось (опускают руки – выдох).
- Конечно же, ребята, все будет хорошо.
Рефлексия. Итог занятия.
Воспитатель. Ребята, вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Воспитатель. Давайте вспомним, про какие права и обязанности мы сегодня говорили (выставляются картинки с правами)
Воспитатель. Как называется основной документ, где записаны ваши права? (Конвенция.)
Воспитатель. Много разных законов, ребята, защищают вашу жизнь и дают вам право на счастливое и радостное детство. И надо помнить о правах каждого ребёнка и, конечно, их не нарушать. Вставить стих детей
Всем спасибо. Занятие окончено.
Рассказывают 2 ребенка:
1 ребёнок - Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок появляются права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный, добрый дом
Видеть тихий мирный сон.
2 ребёнок - Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить, и быть любимым
Подружиться с целым миром!