Светлана Иванова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Для чего животным нужны хвосты?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить и закрепить знания детей о том, какую роль играет хвост в жизни животного; упражнять в употреблении простых и сложных предложений; развивать познавательный интерес к жизни животных; воспитывать заботливое отношение к животным.
Задачи приоритетной образовательной области:
Познавательное развитие :
• Расширять представления детей о функциях хвоста как очень важной части тела животного;
• Способствовать закреплению знаний о животных.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Для чего животным нужны хвосты?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хвосты. Все про хвостики
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Речевое развитие :
• Обогащать активный словарный запас;
• Способствовать развитию связной речи;
• Активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Животные».
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие :
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережному отношению к обитателям живой природы;
• Формировать умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Художественно – эстетическое развитие :
• Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;
• Становление эстетического отношения к окружающему миру.
Планируемые результаты: ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; проявляет инициативу в ответах на вопросы; различает животных и их хвосты, осознавая, что хвост – это очень важная часть тела для любого животного.
Предпосылки УУД: коммуникативные – умение слушать, отвечать на вопросы, участвовать в совместной деятельности; познавательные – умение выделять существенные признаки объектов окружающего мира; регулятивные – умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции; личностные – способствовать проявлять готовность оказать помощь.
Материалы и оборудование: Игрушка – белочка, картинки с изображением животных и хвостов раздельно, ноутбук, для просмотра презентации и видеоролика.
Деятельность воспитателя Деятельность детей
Этап №1. Вводная часть.
Цель: создание мотивации.
Воспитатель привлекает внимание детей, показывая игрушку – белочку, которая очень расстроена и просит ребят о помощи.
Белочка начинает свой рассказ: Меня зовут белочка Нюся. У меня много друзей. Решили они как - то поиграть в игру: «Поменяйся хвостиком», менялись менялись … и запутались…Принесла я вам фотографии друзей. (Белочка показывает картинки с изображением животных без хвостов). Как же быть? Что делать? Помогите!
Воспитатель: Ребята, давайте все вместе разберемся, у кого какой хвостик и для чего же животным нужны хвосты? (Слайд 1)
Собираются возле воспитателя, слушают историю белочка.
Дети смотрят на картинки, жалеют животных.
Дети соглашаются с воспитателем, берут стульчики и садятся в ряд для просмотра презентации.
Этап №2 Основная часть.
Цель: расширить представление детей о функциях хвоста как очень важной части тела животного.
Сколько на свете разнообразных хвостов! Невозможно сосчитать! Вы узнали по хвосту животных? (Слайд 2)
Присмотритесь к собаке. Ее хвост служит поворотным рулём при беге, а ещё верный определитель её настроений. Виляет хвостом, значит довольна, подняла хвост вверх - готовится напасть, поджала хвост - трусит. (Слайд 3) Показывает на картинку и просит назвать ребят, какое настроение у собаки.
Хвост помогает кошке рулить во время прыжков и поворотов, а при падении с высоты, ее хвост, подобно хлысту, быстро-быстро движется из стороны в сторону, способствуя удачному приземлению. (Слайд 4)
Хвост служит лисе великолепным рулем, служит еще балансиром, когда надо пробежать по упавшему дереву. И это еще - хорошее теплое одеяло, когда лисица свернулась поспать. (Слайд 5) А чем еще лисице служит хвост?
Лошади, зебры, ослы, коровы даже громадные слоны обороняются от комаров, мух, слепней только благодаря своим хвостам. (Слайд 6) А каким образом они защищаются? Какое животное было названо, но не изображено на картинке?
Полосатые бурундуки и белки иногда используют свой хвост в качестве парашюта. Они расправляют лапки и хвост и бросаются вниз с самой верхушки высокой ели. Это очень помогает им спасаться от хищников. (Слайд 7) Чем отличаются животные?
Хвост у бобра просто удивительный: во-первых, это отличный руль при плавании, во-вторых, он использует его как лопатку, замазывая дыры и щели в плотинах, в третьих, хвостом он может предупредить сородичей об опасности. Шлепок по воде, и сигнал тревоги услышан. (Слайд 8).
У кенгуру хвост подобен третьей ноге. Она умеет переносит всю тяжесть тела на хвост, и тогда обе задние ноги, освободившись, одним движением наносят сильные удары противнику. Кенгуру хвост нужен для самообороны. (Слайд 9). Как называется место, где кенгуру носит своего детеныша?
Для обезьяны же хвост - пятая рука. На хвосте обезьяна может висеть и, раскачиваясь, перелетает с одного дерева на другое. Без хвостов многие обезьяны были бы беспомощны. (Слайл 10)
Хвосты у крыс и мышей - помощники в лазанье. А ещё известно, что некоторые крысы, своим хвостом способны извлекать из бутылок сироп или масло. Опустят хвост и оближут. (Слайд 10)
Знаете, что змеям заменяет руки и ноги? Правильно, хвост! Древесные змеи с помощью него легко перебираются с сучка на сучок, а потом, обвившись хвостом вокруг ветки, подтягивают и свое тело. (Слайд 10). С чем можно сравнить хвосты этих животных?
Маленький хвост у зайца - просто пушистый комочек. А ведь тоже нужен! Догоняя зайца, хищник может царапнуть лапой его за хвост. Но вместе с кожей мех хвоста легко отделяется, помогая зайцу выиграть важные для спасенья секунду-другую. (Слайд 11) На что смотрят зайчики? Что они думают?
И в конце концов, хвост может служить просто украшением.
Посмотрите какой роскошный хвост у павлина! (Слайд 12) На что похоже перо из хвоста павлина?
Разглядывают разнообразие хвостов у животных. Отвечают, что узнали и на картинках изображены: белка, кот, белый медведь, жираф, собака.
Разглядывают слайд, отвечают, что на одной картинке собака злится, на другой радуется, на третьей боится.
Слушают воспитателя, рассматривают картики.
Слушают воспитателя, рассматривают картинки, отвечают, что хвост для лисы – украшение.
Слушают воспитателя, рассматривают картинки. Отвечают, что машут хвостом, насекомое пугается и улетает. Не хватает изображения с зеброй.
Слушают воспитателя, рассматривают слайд. Отвечают, что окраской и хвостом.
Слушают воспитателя, рассматриваю слайд.
Слушают воспитателя, рассматриваю слайд. Отвечают, что место это называется сумка.
Слушают воспитателя, рассматривают слайд. Отвечают, что хвост для змей, крыс, обезьян – как руки для человека.
Слушают воспитателя, рассматривают слайд. Зайчики смотрят на хвост, думают, кто его мог потерять и тд.
Слушают воспитателя, рассматривают слайд. Перо похоже на глаз и тд.
Физкультминутка
Воспитатель просит детей встать со стульчиков и немножко отдохнуть. Просит встать в круг. Чтобы белочке не было одиноко без друзей, мы вместе с ней поиграем. Белочка предлагает
упражнение «Беличья зарядка» :
В лесной глуши на елке
Жили-были два бельчонка.
Жили дружно, не тужили
И с зарядкою дружили.
Вставали рано поутру,
Изображали кенгуру:
За уши лапками хватались
И вправо-влево наклонялись.
Дружно хлопали в ладошки.
И тянулись, словно кошки.
Ножками топали,
Глазками хлопали,
Головками крутили,
Друг за другом вслед ходили.
Встают со стульчиков, слушают, встают в круг.
Потянулись.
Прыгают на двух ногах.
Руки поднесли к ушам.
Наклоняются в стороны.
Хлопают в ладоши.
Круговые движения руками, потянулись.
Ходьба на месте с притопом.
Поморгать глазами.
Повороты головы в стороны.
Ходьба на месте
Воспитатель сообщает, что белочка очень довольна! Но не верит, что ребятки все – все запомнили, решает нас проверить!
Белочка спрашивает, для кого хвост является одеялом?
Кому хвост как рука для человека?
А зачем хвосты коровам и слонам?
Белочка восхищается, какие ребята молодцы! И говорит, что сможет им доверить своих друзей, для того, чтобы дети помогли распутать их хвосты! Воспитатель в центр круга помещает изображения животных и их хвостов отдельно и просит ребят за 1 минутку присоединить прищепкой нужный хвост каждому животному.
Какие мы сегодня шустрые, как быстро и верно помогли белочке! И мы можем с вами отдохнуть, посмотрев мультфильм все вместе! Воспитатель включает короткометражный мультфильм. Останавливает на 1:25 (далее не целесообразный сюжет)
Воспитатель спрашивает, о чем подумал зайчик, когда лиса усмехнулась на его хвостик? Какая реакция была у лисы, когда она оказалась без хвоста? Почему примеряла чужие хвосты? Почему все-таки выбрала свой?
Стоят в кругу, слушают воспитателя.
Отвечают, что для лисы хвост служит одеялом.
Отвечают, что у обезьяны, змеи, мыши.
Отвечают, чтобы отмахивать насекомых.
Ребята, слушают задание, соединяют правильно хвосты и животных!
Проходят на свои стульчики вместе с собранными животными, смотрят мультик.
Отвечают, что зайчику было обидно, у лисы был испуг, примеряла чужие хвосты, так как было интересно, выбрала свой, потому что у каждого животного хвост выполняет важную роль и роднее своего не найти и тд.
Этап 3. Заключение. Рефлексия
Воспитатель говорит, какие дети молодцы, что преодолели все трудности, справились со всеми заданиями, спрашивает, чем мы с вами ребята сегодня занимались? что нового для себя узнали?
Просит ребят сделать самооценку: «Хорошо ли ты позанимался на занятии? Что показалось трудным? Интересным?»
Ответы детей (рассмотрели для чего животным нужны хвосты и тд)