Ольга Николаевна Сергеева
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Ткани всякие нужны»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Расширять представления детей, об окружающем мире.
Формировать у детей отчётливое дифференцированное представление о различных видах одежды, их назначении и применении.
Обобщить знания детей о натуральных и искусственных видах ткани, об их происхождении.
Воспитывать бережное отношение к вещам, как результату труда людей, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Развивать и активизировать речь детей.
Воспитывать мотивацию к познавательной деятельности.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе „Ткани всякие нужны“» размещена в разделах
Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» (Приложение 1).
Чтение сказки Г. -Х. Андерсена «Лён» (Приложение 2).
Составление коллекции тканей из льна и хлопка.
Создание галереи моделей.
Объявление для родителей:
«Уважаемые родители! С целью подготовки ребенка к школе и развития связной речи у детей, предлагаем вам научить своего ребенка составлять рассказ о своей одежде. Следуя этой схеме (Рисунок 3). ребенок легко и непринуждённо научится строить монолог, описывая модель одежды, которую он носит».
Оборудование: картинки с изображением предметов одежды, карточки с заданиями, цветные карандаши, сюжетные картинки с изображением детей (или сказочных персонажей) в разных по назначению видах одежды (праздничный наряд, школьный или парадный костюм и т. д., скатерть на стол, образцы тканей, поднос на каждого ребёнка, лупа на каждого ребёнка.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Создание мотивации к занятию
Воспитатель читает отрывок из произведения С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный» (начало). Слайд 1
- Что надевал на себя человек рассеянный? (Дети перечисляют.)
- Как можно назвать все эти предметы, одним словом? (Одежда.)
- Дорогие ребята, как красиво вы сегодня одеты, какая на вас разная, модная, разноцветная одежда. А сейчас я предлагаю вам назвать вещи, которые сегодня на
вас надеты (дети описывают свою одежду).
В: - Ребята, а что вы знаете об этих предметах одежды? Конечно, вы хотите уточнить и дополнить свои знания, не правда ли? Я с удовольствием помогу вам в этом.
2. Постановка проблемной ситуации
- Из какого материала сделана одежда? (Ответы детей.)
- Совершенно верно, одежду, которую мы носим, шьют из ткани.
- Какие свойства ткани вы знаете? (Ответы детей.)
- Конечно, ткань прочная, легко шьётся, не расползается в воде, ее можно стирать, гладить, она тёплая, сохраняет температуру тела, защищает от холода, дождя и ветра.
- Кто придумывает одежду? (Ответы детей.)
- Одежду придумывают художники - модельеры, дизайнеры.
- Как вы думаете, легко ли создавать одежду? А хотите попробовать сами создать одежду?
Тогда мы с вами открываем «Школу модной одежды» и превращаемся в художников-модельеров, сами будем учиться создавать одежду для девочек и мальчиков (на детей одеваются эмблемы).
В: Я - директор «Школы модной одежды», а вы мои помощники и мы начинаем работу. Скажите, пожалуйста, как называется одежда, которую мы носим в разное время года? (Одежда бывает зимняя, летняя, осенняя и весенняя.) Сейчас мы попробуем подобрать одежду, которую носят к разное время года. (Воспитатель предлагает взять на столе картинку с одеждой и встать рядом с картиной того времени года, к какому она относится.)
- Как называется одежда для зимы? Перечислите зимнюю одежду. (Зимняя одежда - это шубы, пальто, пуховики, комбинезоны).
- Как называется одежда для лета? Перечислите летнюю одежду. (К летней одежде относятся - сарафаны, платья, шорты, футболки, гольфы)
- Как называется одежда, которую мы носим весной? Перечислите весеннюю одежду. (К весенней одежде относятся куртки, плащи, колготки, перчатки).
- Как называется одежда, которую мы носим осенью? Перечислите осеннюю одежду. (К осенней одежде относятся куртки, пальто, колготки, рейтузы, перчатки.)
В: Итак, мы с вами вспомнили, что одежда бывает летняя, зимняя, осенняя и весенняя. В любое время года мы можем быть дома, в гостях, заниматься спортом, отдыхать. Для каждого случая - своя одежда.
1. Слайды 2 - 5
Физкультминутка
Дети имитируют движения в соответствии со стихотворением.
Ох, испачкалась одежда,
Мы ее не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти
И в порядок привести,
В тазик воду наливаем,
Порошок мы насыпаем,
Всю одежду замочили,
Пятна тщательно потрём
Постираем, прополощем,
Отожмём ее, встряхнём.
А потом легко и ловко
Все развесим на верёвках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.
3. Открытие нового
В: Сейчас я приглашаю вас в лабораторию ткани. Именно там мы узнаем, какая бывает ткань, и из чего ее делают. (Дети садятся за столы, где на подносах лежат кусочки ткани, лупа, хлопок, семена, лен, шерсть.)
В: У вас на столах лежат несколько лоскутков ткани, выберите ту ткань, из которой можно сшить зимнюю одежду и поднимите лоскуток этой ткани. Почему вы подняли этот лоскуток? Для зимней, весенней, осенней одежды люди используют шерстяные ткани. Они теплые, плотные, пушистые и теплые в них не холодно. А делают такую ткань из шерсти животных.
Какие животные дают шерсть? (Овцы, козы, верблюды, ламы, кролики, собаки)
Слайды 6 - 11
В: В определённое время их стригут (Слайд 12, постриглись овечки и гуляют на лугу, новую шерсть отращивают, до следующей стрижки.
Шерсть расчёсывают, прядут нити, окрашивают, вяжут вещи (Слайд13). Найдите у себя на столе шерстяную ткань, возьмите ее в руки, какая она? (Плотная, толстая, пушистая, тёплая.) Как называется ткань, которую делают из шерсти? (Ответы детей.)
В: Поднимите лоскуты, из которых можно сшить летнюю одежду. Почему вы выбрали этот лоскуток? Для летней одежды ткань делают по-другому. Для неё выращивают специальное растения, вот одно из них, это хлопок (Слайд 14).
Хлопок растет только в жарких странах, любит тепло и воду. Цветок хлопка похож на коробочку, которая как бы заполнена ватой, люди из коробочек достают хлопок, потом отправляют на очистительные фабрики, там расчёсывают щётками (показ образца хлопка).
Вата - это и есть, специально очищенный хлопок.
Сейчас нити прядут и скручивают специальные прядильные машины (Слайд 15) на прядильных фабриках, и именно там из хлопчатобумажных нитей ткут ткань
4. Экспериментальная деятельность.
В: Возьмите лупы, посмотрите на лоскутики ткани - сатин плотный, ситец потоньше, это хлопчатобумажная ткань, ее делают из хлопка. Посмотрите на переплетения нитей, на какой рисунок они похожы? Как называется ткань, из хлопка?
- Из какого растения еще делают ткань для летней одежды? Слайд 16
- Лен растет в северных областях России - показ льна на поле Слайд 17
Про него говорят - голубой глазок - золотой стебелёк, скромный вид на весь вид знаменит. До чего же красив цветущий лен, все поле в голубых цветочках (Слайд 18). Я подготовила семена льна, посмотрите, как они выглядят.
5. Экспериментальная деятельность: Предложить детям рассмотреть семя льна. Лен растет отдельными стебельками, когда он отцветёт, его срезают и сушат на солнце, колотят, треплют, прядут льняные нити, из них ткут ткань, которая словно хранит в себе северную прохладу, именно в одежде из льняной ткани легче переносится жара. Показ высушенного льна.
6. Экспериментальная деятельность: Давайте возьмём лупу и посмотрим на нити льняной ткани, они очень тонкие. Опишите мне льняную ткань (Лёгкая, тонкая, гладкая.) Для пошива одежды, какого времени года можно использовать лен? (Для летней. Она лёгкая, в ней не будет жарко летом.)
В: Как называется одежда из льна? (Льняная.)
В: А кто - нибудь знает, как делают шёлк? Шёлк дают специальные гусеницы шелкопряды. (Показ Слайд 19.) Вы когда-нибудь видели паука в паутине? Паук
плетёт тонкую паутину, а шелкопряд шёлковую нить. Таких гусениц специально разводят и питаются они листьями одного дерева Тутового, оно растет только в теплолюбивых странах, у нас это дерево растет тоже. Слайд 20
Шёлк приятен на ощупь, в одежде из шелка не жарко летом.
В: А сейчас, я вам расскажу про трикотаж, очень много одежды мы носим из этого материала. Трикотаж - это вязаное полотно, которое вяжут из разных нитей: хлопка, льна, шерсти. Если внимательно рассмотреть трикотажную ткань, то можно увидеть косички, петельки, а не переплетения, как на льняной, хлопчатобумажной, шерстяной ткани.
В: Ткани, о которых мы говорили натуральные, они сделаны из того, что есть в природе. Но люди придумали и искусственные ткани. Они придуманы для того, чтобы улучшить свойства ткани. Например: куртки, которые вы носите, должны отталкивать воду, они тоже сшиты из синтетических материалов.
7. Развивающие игры и задания
В: А сейчас мы с вами пройдём в музей льняных и хлопчатобумажных вещей. (Дети рассматривают коллекцию одежды из шерсти, льна, хлопка и шелка.
В: А теперь дорогие художники-модельеры, я приглашаю вас в комнату творчества и фантазии. А вот и наши первые заказчики, к нам пришли куклы, для них мы и будем создавать коллекцию одежды. Ребята, у вас на столах лежат трафареты одежды, подберите ткань для вашей модели, вложите ее в трафарет. А теперь вам надо описать свою одежду так, чтобы куклам непременно захотелось сшить именно вашу модель одежды.
1. Схема описания одежды: 1. Цвет одежды. 2. Материал, из которого сшита одежда. 3. Части (детали) одежды. 4. Время года, в которое носят эту одежду. (Сезон.) 5. Для кого предназначена одежда. 6. Действия с одеждой.
2. Игра «Собери вещи». На доску вывешиваются картинки с изображением чемоданов - с буквами «С» и «Ш», а детям предлагаются картинки с изображением предметов одежды.
Ребята, вы должны правильно распределить одежду, в названии которой мы произносим звуки [С] и [Ш]. (Свитер, сарафан - в первый чемодан с буквой «С», а рубашку и шапку - в чемодан с буквой «Ш»)
11. Рефлексия
- Сегодня мы учились создавать одежду. Давайте вспомним, какую одежду мы носим в разное время года, какие виды ткани бывают (шерстяные, хлопчатобумажные, льняные, шёлковые, узнали, как и из чего их делают, побывали в музее одежды.
- игры и задания понравились?
- Что запомнилось больше всего?
В: Дети, хочется спросить мне вас:
Что нужно надевать сейчас?
Слушайте и размышляйте.
А потом уж отвечайте!
На улице холод, мороз,
Руки стынут, мёрзнет нос.
Ну а нам гулять пора.
Что наденет детвора?
(Дети отвечают.)
Правильно, детишки,
Шубы, шапки и штанишки.
Мы мороза не боимся.
Нам тепло, мы веселимся.
Зной, жара, и солнце светит.
На прогулку вышли дети.
В чем удобно вам играть,
От жары не изнывать?
(Дети отвечают.)
Майки, шорты и панамы,
Платья, трусики, пижамы.
(Дети могут возразить.)
Молодцы, мои друзья, В пижаме, конечно, гулять нельзя.
Надев пижаму, ложись в кровать, Чтоб крепко, сладко. (засыпать).
Уважаемые родители!
С целью подготовки ребенка к школе и развития связной речи у детей, предлагаем вам научить своего ребенка составлять рассказ о своей одежде. Следуя этой схеме, ребенок легко и непринуждённо научится строить монолог, описывая модель одежды, которую он носит.
До составления рассказа обговорите с ребёнком детали одежды, например:
У рубашки есть спинка и две полочки.
Воротник может быть - круглым, отложным, стоечкой, широким, узким, вышитым, кружевным и т. д.
Рукав может быть - длинным, коротким, широким, узким, прямым, расклешённым.
Манжет - широкий, узкий, большой, маленький, кружевной и т. д. Карман может быть - большим, маленьким, глубоким, мелким, накладным, внутренним, ложным.
Застёжки - пуговицы, молнии, кнопки, крючки, шнуровка, липучка. Рассматривание платья: то же. плюс пояс, ремешок, складки, прямое или клёш и т. д.
Материал для закрепления: ребенок должен различать зимнюю, летнюю, осеннюю, весеннюю одежду. Белье (нижняя одежда - трусы, майка, пижама, ночная сорочка). Верхнюю одежду, головные уборы. Знать название ткани, из которой шьют одежду.