Валентина Бочкарь
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: помочь детям развить познавательный интерес, умение мыслить логически, обобщать, делать умозаключения, обогатить интеллект ребенка.
Задачи: Образовательные: дать детям представление о трех физических состояниях воды: жидкость, пар, лед. Познакомить со свойствами воды. Дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Расширять и активизировать словарь детей. Упражнять в умении длительно произносить звук – с на выходе.
Развивающие : развивать психические процессы: память, внимание, воображение, мелкую моторику пальцев, речь детей.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Воспитательные: воспитывать бережное и экономичное отношение детей к воде, к окружающему миру.
Предварительная работа: наблюдение за природными явлениями: дождь, снег, туман, роса, радуга, иней; загадывание загадок, чтение и заучивание стихов, потешек о природных явлениях; игры с водой. Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Тучки и капельки». Проведение опытов «Растениям необходима вода», разучивание пальчиковых гимнастик.
Ход занятия:
Воспитатель: давайте отгадаем загадку, чтобы узнать чему посвящается наше занятие.
В морях и реках обитает, но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать, на землю капает опять. (вода).
Воспитатель: Давайте посмотрим на глобус. Кто знает, что это такое?
Дети: Глобус – макет нашей планеты Земля, макет земного шара.
Воспитатель: Какого цвета на глобусе больше?
Дети: Синего.
Воспитатель: что принято обозначать на карте и на глобусе синим цветом?
Дети: Синий – это вода, все моря и океаны нашей планеты.
Воспитатель: Если быстро раскрутить глобус, может показаться, будто он одноцветный – голубой. Это потому, что этой краски действительно на нем намного больше, чем желтой, зеленой, коричневой….
А сегодня вы видели воду? И где?
Дети: Да. В кране, аквариуме, в луже, чайнике.
Воспитатель: Для чего нужна вода, как мы ее используем?
Дети: пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.
Воспитатель: дети, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся водой, а она все течет и течет.
В кране – вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, продели большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. К воде надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны. И мы сегодня отправимся в путешествие к волшебнице воде. Закрывайте глазки, вы сейчас превратитесь в кого – то. Я побуду волшебницей.
Включается аудиозапись. Слышится спокойное журчание воды. Воспитатель обходит детей и крепит эмблемы капелек к одежде детей, а себе тучку. Откройте глазки. Вы кто?
Дети: Мы капельки, а вы мама – Тучка.
Воспитатель: сейчас мы все узнаем о воде. Но надо вооружиться вниманием и терпением. Проводится серия опытов.
Опыт 1.
Для его проведения потребуются три сосуда разной формы: круглой, цилиндрической и треугольной. Надо заполнить их водой и спросить детей: какую форму приняла вода?
Дети: вода принимает форму того сосуда, в котором находится вода – жидкость. Воспитатель насыпает в формочку сухой песок, затем пересыпает его из формочки в ведерко, а потом насыпает горкой в специальный поднос. Песок тоже меняет свою форму. Значит песок – жидкость. Как вы думаете? (ответы детей).
Воспитатель: Опрокинем стакан воды. Что происходит?
Дети: Вода растекается.
Воспитатель: А что произойдет, если опрокинуть ведерко с песком?
Дети: Песок ложится горкой.
Воспитатель: Так что, песок – это жидкость?
Ответы детей.
Дети: Песок – сыпучий, вода – жидкая.
Воспитатель: Теперь необходимо определить: какого она цвета.
Опыт 2 «Вода прозрачная бесцветная».
Перед детьми стоит по два одинаковых стаканчика: в одном – вода, в другом – молоко.
Дети опускают трубочки для коктейля.
Дети: в стакане с водой трубочка видна, а в стакане с молоком – нет. Вода прозрачная, бесцветная, а молоко – нет.
Опыт 3 «У воды нет вкуса».
Воспитатель предлагает детям попробовать воду через трубочку для коктейля. Есть ли у нее вкус?
Вывод: у воды нет вкуса. А вот морская вода соленая, ее нельзя пить.
Опыт 4 «У воды нет запаха».
Воспитатель предлагает понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет).
Дети: у воды нет запаха.
Воспитатель: Как вы думаете, у воды есть температура? Ответы детей.
Воспитатель: разве вода может заболеть? Температура бывает не только у больного. Например: я сегодня совершенно здорова, но если подержу под мышкой термометр, он покажет температуру моего тела. Температура есть и у воды. Какая?
Опыт 5.
Нальем в один стакан холодной воды, а в другой теплой. Воспитатель предлагает детям потрогать воду пальцем. Одинаковая ли она? Чем отличается?
Дети: холодная и теплая.
Воспитатель: значит, вода может быть холодной, горячей, теплой – в зависимости от температуры. Измеряют ее термометром. Главная его часть – крохотный пузырек с тоненькой трубкой. В пузырьке прозрачная жидкость. Это спирт. Он очень похож на воду. Он, как и вода жидкий, прозрачный, бесцветный. А покрашен для того, чтобы было лучше видно его движение по трубочке. Давайте опустим термометр в стакан с водой и попробуем измерить температуру воды. Для этого нужно дождаться пока столбик остановится. Дети измеряют температуру воды.
А теперь давайте немножко поиграем с пальчиками.
Дождик, лей веселей! (удары пальцами по столу, беспорядочно)
Теплых капель не жалей
Для лесов, для полей, (поочередно загибаем пальцы, начиная с
И для маленьких детей, большого)
И для мам и для пап
Кап – кап! Кап – кап! Пальчики здороваются.
Воспитатель: а со мной вот что недавно случилось. Я решила порисовать красками. Налила воду в банку, поставила краску, кисти, только удобно устроилась. Зазвонил телефон, и меня пригласили в гости. И только на второй день вечером я снова хотела рисовать, а воды в банке нет. Может быть, вы мне подскажите, куда она делась? Пропала? Исчезла?
Выслушиваются ответы всех детей, среди ответов звучит версия: вода испарилась.
Воспитатель: А что значит испарилась?
Дети: превратилась в пар.
Воспитатель: верно, превратилась в пар – шапку – невидимку. Пар, т. Е. мельчайшие капельки воды, невидимые не вооруженным глазом.
Опыт 6.
Воспитатель открывает термос с кипятком «Что вы видите?»
Дети: поднимается пар.
Держит над паром зеркальце – на нем выступают капельки. Их показывают детям.
Воспитатель: процесс превращения пара в капельки воды происходит при охлаждении пара. Водяной пар – это газ. Так ребята солнечное тепло превращает воду морей, рек, океанов в пар. Он поднимается вверх, охлаждается в капли воды. Эти капли собираются вместе, образуя облака. Ветер гонит их над землей. Вода из облаков выпадает в виде дождя, снега, града. Она попадает в реки, которые несут воду к морю, завершая цикл. А дома вы видели пар?
Дети: в ванной, когда купались, когда кипел чайник, мама готовила обед.
Воспитатель: Ребята, а можно поймать пар, который находится в комнате. Давайте проверим можно ли его поймать. Воспитатель достает из сумки – холодильника бутылку с замершей водой. Дети наблюдают за тем, что происходит. Поверхность сосуда запотевает, т. е. покрывается мелкими капельками воды. Они становятся все теплее, и в конце концов, сползают на блюдце.
Дети: мы поймали воду, которая летала в воздухе в виде пара.
Воспитатель: а на улице вы такое явление встречали?
Дети: да.
Воспитатель: отгадайте загадки.
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой застлали.
А пошли искать их днем – ищем, ищем, не найдем. (роса)
Он белесый и сырой, опустился над землей.
Словно облако упало, и домов не видно стало.
Над рекою он плывет, а с рассветом пропадет. (туман)
Вы заметили, что летом и без дождя трава по утрам бывает мокрой. Это роса. А еще вода, что в воздухе опускается на землю в виде тумана. Мы уже знаем, что вода может быть жидкой, паром, а твердой может быть или нет?
Дети: да, вода станет твердой, замерзнет при морозе.
Воспитатель: А что произойдет со льдом, если он попадает в теплое помещение?
Дети: превратится в воду. Давайте проверим.
Опыт 7.
Воспитатель раздает детям кубики льда. Дети держат их в руках. Лед тает. Затем бросают в стаканчик. Лед плавает.
Дети: лед превращается от тепла в воду. Лед легче воды.
Воспитатель: итак, вода, пар, лед – одно и то же вещество в разных состояниях: жидком, газообразном, и твердом.
Игра «Ходят капельки по кругу».
Воспитатель говорит, что мама Тучка, а детки – капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка подсказывает, что им делать: полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Бегут и произносят на выдохе звук – с. Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали – плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. (появляется солнышко, танцует). Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулась к маме тучке.
Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась. А потом опять вас отпущу погулять!
Воспитатель: Так что капельки вы интересного узнали о воде.
Дети: вода прозрачная, без вкуса, запаха, бывает разной температуры. Это жидкость превращается в пар и лед.
Воспитатель: Человек, запомни навсегда.
Символ жизни на земле – вода!
Экономь ее и береги – мы ведь на планете не одни!