Юлия Волженцева
Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Волшебница-вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Непрерывной образовательной деятельности.
Образовательная область
«Познавательное развитие».
Тема: «Волшебница вода»
Подготовила: Волженцева Юлия Павловна
МБДОУ № 45
Тема: «Волшебница вода»
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды через
экспериментально – исследовательскую деятельность.
Задачи:
Воспитательные:
Публикация «Занятие по познавательному развитию в старшей группе „Волшебница-вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых.
Прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции воспитателя, реагировать на произведения созданные руками русских мастеров
Развивающие :
Развивать : интерес к истории русской культур, к миру предметов и вещей; умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью; творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при изготовлении тряпичной куклы.
Образовательные:
Формировать универсальные предпосылки учебной деятельности (умение работать по правилу, по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции).
Помогать использовать вербальные и невербальные средства общения.
Расширять и активизировать словарный запас: облака, туман, пар, роса, жидкость, состояние, газообразное, твердое, свойства.
Приемы руководства деятельностью детей в НОД:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: коллекционирование кукол «Дамы эпох, комментирование, коммуникативная игра.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание развивающей среды, загадывание загадки, создание проблемной ситуации, обследование, анализ и выводы.
3. Приемы организации практической деятельности детей: показ иллюстраций, комментирование, использование схем, моделирование, определение и практическая деятельность.
4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, музыкальное сопровождение, предложение по продолжению деятельности в данном направлении во взаимодействии с родителями, чередование видов детской деятельности.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества практической детской деятельности, взаимопомощь детей.
Создание среды для организации и проведения НОД: чтение стихотворений, рассказов о роли воды в жизни людей, растений, животных. Проведение ролевых подвижных игр, проведение бесед об экологически грамотном поведении в быту, развитие понимания необходимости отношения к воде как природному ресурсу, проведение наблюдений дома, на прогулку.
Виды детской деятельности в НОД:
Игровая.
Коммуникативная.
Трудовая.
Познавательно-исследовательская.
Практическая.
Художественно-эстетическое.
Ожидаемые результаты:
-развитие у воспитанников бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
- умения детей действовать самостоятельно
- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
- воспитание нравственно экологических качеств;
- умение воспитанников решать интеллектуальные и личностные задачи;
- формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности;
- расширение и активизация словарного запаса.
Критерии оценки деятельности детей на занятии
1. Ребенок задает вопрос.
2. Активно участвует в практической деятельности.
3. Проявляет самостоятельность.
4. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.
5. Сопереживает.
6. Эмоционально реагирует.
7. Соподчиняет мотивы.
8. Проявляет волевое усилие.
9. Аргументирует самооценку.
Содержание
(звучит аудио запись «дождик кап,кап,кап»)
Организационный момент.
- Что это, вы слышите?
- Идемте, послушайте
-Да – это капельки.
- Дети, давайте возьмемся за руки, чтобы создать хорошее настроение. Вспомним:
С голубого ручейка
Начинается река.
А наше занятие начинается – с улыбки.
Подарите друг другу улыбки.
Воспитатель; Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего, не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без… (воды)
Воспитатель; Да конечно же это вода. Я вам сейчас расскажу сказку, а вы присаживайтесь на стульчики ребята,. Итак, я начну, а вы мне помогайте. - Жила была на свете принцесса Водичка. Она была очень молода и не знала, для чего она нужна.
Ребята, как вы думаете, а для чего нужна вода?
- Кто без воды не может жить? -Зачем вода нужна растениям и животным? - Что люди делают с водой? (педагог помогает сформулировать ответы детей)
- Да, ребята, вы правы, вода есть везде, и на земле, и под землёй, и на небе Посмотрите так вот она наша принцесса - Принцесса чистой воды. (на мольберте принцесса)
-Гуляла наша принцесса, а тут тучка появилась. (одеть корону мамы-тучки)
(звучит аудиозапись со звуками дождя)
И так представьте, что я – мама Тучка, а вы – мои детки капельки. Делайте всё, что я скажу.
-Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).
Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме-Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках).
Удивилась принцесса - водичка, что ее капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. (схема круговорота воды в природе)
-Ребята, а давайте расскажем Водичке, какая она и покажем.
( ответ: прозрачная, у воды нет вкуса и запаха и т. д.).
Что же такое вода, какими свойствами она обладает – все это выяснить, мы попробуем в нашей лаборатории.
Исследование «Волшебница вода»
В: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
Д: Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.
В: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
Д: Слушать воспитателя
Внимательно следить за результатом опыта.
Закончив наблюдение, сделать вывод
. (дети проводят опыты, доказывая свои ответы)
В: Молодцы! Все правила вы помните. (да)
- Тогда идёмте за мной в нашу лабораторию (Дети проходят к рабочим местам.) (подойдите к столу не мешая друг другу)
Опыт 1. Дети, что налито в ваших стаканах? (Дети называют) Выберите полоску бумаги, которая совпадает с цветом молока (дети выбирают). Почему ты выбрал эту полоску? Теперь выберите полоску, которая совпадает с цветом воды. Катя, ты нашла такую полоску? (Нет) Есть у воды цвет? (нет) Так как мы можем сказать о воде? (Она бесцветная. Катя, какая вода?Артём, какая вода? Все вместе.)
Открою вам, друзья, секрет,
А у воды ведь цвета нет.
Цвет подобрать к ней невозможно
Она бесцветна, это точно.
Воспит; У каждого из вас есть чайные ложки. Опустите одну ложку в стакан с молоком, а другую в стакан с водой. Видно ли нижнюю часть ложки в стакане с молоком? А в стакане с водой? Значит, что мы можем сказать о воде? Какая она? (Прозрачная.) Скажи, Вася, какая вода? Скажи, Оля. Скажите вместе.
Вывод: вода – прозрачная, а молоко – нет. – 2-3 ребенка. Подумайте и вспомните, где еще мы можем увидеть, что вода прозрачная и бесцветная
- А теперь наши капельки поплывут к другому островку и посмотрят, какая же там вода?
Опыт 2. У каждого из вас приготовлены стаканы с разными веществами. В одном стакане клей, назовите вещество в другом стакане. (Вода) Перелейте воду из стакана в розетку, а теперь обратно в стакан. Почему вода льется? Какая она? (Ответы детей) (Вода жидкая. Скажи Егор, какая вода? Скажи, Кирилл, все вместе.) Теперь перелейте клей из стакана в розетку. Почему клей не льется? (Ответы детей.) . Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках; не текла бы из крана.
Вывод: поскольку вода жидкая и может течь, ее называют жидкостью.
Воспит ;Дальше мы отправимся вслед за ручейком. (Дети идут под музыкальное сопровождение) .
Опыт 3. У воды нет вкуса. Предложить детям через соломинку попробовать воду и молоко, или сок для сравнения.
Вывод: у воды нет вкуса.
Опыт 4. у воды нет запаха. Предложить понюхать воду и сказать, чем она пахнет. Предложить понюхать несколько раз, чтобы дети убедились, что вода не имеет запаха.
(физминутка) Кап, кап, кап, Кап, кап, кап, Тучки собираются – Кап, кап, кап, Кап, кап, кап, Дождик начинается. Вот на землю капельки, Капельки упали. Ручейками по земле Быстро побежали
Кап, кап, кап, Кап, кап, кап, Дождик продолжается. И никак и никак Дождик не кончается Капельки устали Долго танцевали «дождик, дождик, перестань, Отдохнуть немного дай»
-Опять удивилась принцесса Водичка – какая она разная бывает.
-И вдруг красивое платье принцессы Водички стало грязным. Принцесса загрустила. - Ребята. Кто обидел нашу принцессу? - Почему ее наряд стал грязным? (педагог подводит детей к ответу, что загрязняет воду рек, озер и т. д.) Но наша сказка добрая и мы должны сделать нашу принцессу счастливой. А что для этого надо? (Ответы детей) - загрязненная вода вредна всем (для здоровья человека особенно)
- грязную воду можно очистить с помощью фильтров
- на заводах и фабриках сроить большие очистные сооружения
- не тратить воду зря, закрывать хорошо кран после пользования
- не бросать мусор в водоемы.
Правильно, ребята, давайте постараемся, чтобы наши реки, озера, моря не загрязнялись, и вода была бы чистой. Давайте принцессе чистой воды сделаем подарок своими руками, изготовим коллаж
- ребята вам понравилось?
Пусть все посмотрят,
-А мы можем поставить себе пятёрку!
Вот и закончилась наша сказка. Давайте ребята вспомним, какая бывает вода?
- да молодцы!
Говорят она везде! В луже, в речке, в океане, И в водопроводном кране. На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Мы её не замечаем, Мы привыкли, что вода - Наша спутница всегда!
- Вам понравилось наше путешествие, но, к сожалению, все путешествия заканчиваются, и мы должны с вами попрощаться.
-До свидание! Мы рады были встречи с вами
Длительность НОД: 25 минут.