Валентина Дыдыкина
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Города-самоцветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Города - самоцветы».
Возраст детей: подготовительная группа (дети 6 – 7 лет).
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Темочки:
Цель: Формирование гражданской идентичности у дошкольников, посредством осознания своего российского гражданства, принадлежности к одной из российской нации, формирование восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, уважения истории и культуры каждого народа.
Задачи:
1. Развивать понятие детей о принадлежности мордовской национальности. Познакомить с национальными ценностями и традициями мордвы и татар. На примере камней – самоцветов ознакомить детей с городами России (Саранск, Казань, Москва).
2. Формировать представление об общекультурном наследии родного края. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих.
3. Воспитывать интерес к различным национальным культурам народов, живущих на территории России (русские, татары, мордва). Уважительно относиться к их культуре и традициям.
Словарная работа: расширять словарный запас с помощью знакомства с новыми словами, обозначающими мордовскую национальную одежду:«панго».
Оборудование:
Раздаточный материал:
1. Магнитная карта России в виде пазла, на каждого ребенка (10 шт.)
2. Корзинки для деталей – пазлов.
3. Разноцветные стразы на липкой основе.
4. Муляж «панго» на каждого ребенка.
5. Корзинки для самоклеящихся страз для украшения «панго»
Демонстрационный материал:
1. Большая магнитная карта России в виде пазла.
2. Сундук с камнями – самоцветами.
3. “Панго» для игры.
4. Кукла в мордовском национальном костюме
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Дети вместе с воспитателем заходят в компьютерный класс, встают полукругом. Воспитатель одет в национальный мордовский костюм.
Воспитатель:
Давным-давно придумано на свете
Здороваться при встрече:
- Здравствуйте, дети!
Здравствуй друг! (воспитатель протягивает правую руку ребенку, дети повторяют)
Здравствуй друг! (воспитатель протягивает левую руку ребенку, дети повторяют)
Приглашаю всех вас в круг! (дети образовывают круг)
Встанем близко ты и я, (встают близко друг к другу)
Мы обнялись, мы – семья! (дети обнимаются)
Встанем в маленький кружок! (дети сужают круг)
Это Родина дружок!
Растяните круг, друзья! (дети делают большой круг)
Это Россия - наша страна!
Воспитатель: а теперь, ребята я вас приглашаю сесть на стульчики. (Дети садятся на стулья - полукругом).
Воспитатель: - Ребята, скажите мне еще раз, как же называется наша страна, в которой мы живем?
Ответы детей: Россия.
Воспитатель: совершенно верно, Россия!
Россия самая большая страна в мире, она такая большая, что, когда вы утром идете в садик, на другом конце края другие дети уже ложатся спать. Воспитатель: В России находится свыше тысячу городов. Хотите, познакомиться поближе с некоторыми городами России?
Ответы детей: Да!
Воспитатель: Я к вам пришла сегодня не просто так, я принесла с собой вот такой волшебный сундучок (показывает сундучок, открывает его, в сундучке разноцветные камни - самоцветы).
Воспитатель: как вы думаете, ребята, что это?
Ответы детей: камешки, самоцветы, бриллианты.
Воспитатель: Ребята, давайте представим на миг, что эта шкатулка наша страна, а разноцветные камушки, это гора самоцветов и каждый из них означает город нашей страны. Посмотрите, как их много и все они разные, есть красные, синие, зеленые, каждый из них красив и неповторим. И у каждого самоцвета, у каждого города есть своя удивительная история.
(Воспитатель проносит сундучок возле детей, дети перебирают самоцветы).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на мой наряд. Ведь не зря его я сегодня надела. Кто же носит такие костюмы?
Ответы детей: Мордва.
Воспитатель: Правильно, дети, мордва.
Воспитатель: (воспитатель выбирает из сундучка, самоцвет оранжевого цвета, показывает детям).
- Как вы думаете, ребята, вот этот оранжевый самоцвет какой город символизирует?
Ответы детей: Саранск!
Воспитатель: А, что вы можете сказать про наш город? Какой он?
Ответы детей:
Воспитатель: Хотите услышать очень интересную и поучительную историю про город Саранск?
Ответы детей: да.
Воспитатель: (воспитатель под мультипликационную презентацию про республику Мордовию, рассказывает рассказ).
( Презентация: Россия - самая большая страна в мире. На ее просторах живут разные народы и у каждого народа свои обычаи и традиции. В междуречье Мокши и Суры расположилась Мордовия. Столица Мордовии – старинный город Саранск, его построили, как крепость еще в 1641 году, для защиты государства. Сейчас Саранск красивый, современный и культурный город, где много музеев, театров, концертных залов и стадионов. И одна из главных достопримечательностей Саранска - это Собор Святого Праведного воина Федора Ушакова, самый большой собор в Поволжье.
Живут в Мордовии два братских народа - эрзя и мокша или как принято их называть, мордва. У мордвы очень богатая история и культура. Это уникальные народные костюмы, красивые песни, древние сказания и многочисленные персонажи из мордовской мифологии, описанные в героическом эпосе «Масторава». Саранск, можно по праву считать драгоценным камнем, среди других городов- самоцветов, украшающих нашу страну.)
Воспитатель: ребята, в нашей республике проживает люди многих национальностей. Скажите, о каких национальностях, слышали вы?
Ответы детей: мордва, татары, русские, армяне, таджики. (Слайды с национальностями республики Мордовия).
Воспитатель: верно. Ребята, а кто из вас знает свою национальность? (Опрос детей. К какой нации, к какому народу ты принадлежишь, Кирилл? Иброхим)
Ответы детей:
Воспитатель: ребята, я очень рада тому, что вы знаете свою национальность! В нашей республике Мордовия, проживают люди различных национальностей, и, несмотря на то, что они разговаривают на своих языках, все они живут дружно. Как и мы с вами, правда, ребята?
Чтят свои традиции и культуру, уважают друг друга и своих предков. А еще у нашей республики есть соседи. То есть это другие республики и области, с которыми граничит наша республика. Хотите услышать истории о других городах – самоцветах?
Ответы детей: да!
Воспитатель: Ребята, а может быть кто из вас назовет города, которые находятся недалеко от Саранска? Расскажите, кто из вас в каких городах побывал этим летом?
Ответы детей: Пенза, Казань, Ульяновск
Воспитатель:(достает зеленый самоцвет) Посмотрите, ребята, на этот красивый самоцвет! Сейчас вы услышите еще одну удивительную историю про старинный город Казань.
(Воспитатель под мультипликационную презентацию про город Казань, рассказывает рассказ).
( Перезентация: С давних времен на берегах великой реки Волги живут татары. Храбрые и трудолюбивые люди. У татар есть свой герб. Столица Татарстана – Казань. В центре Казани находится Кремль со знаменитой башней царицы Сююмбике. Татары бережно хранят традиции древних ремесел. Они умеют и трудиться, и веселиться.
Город Казань –это один из драгоценных камней, который украшает нашу страну.)
Воспитатель: ребята, вы услышали истории только двух городов нашей необъятной страны. Назовите каких?
Ответы детей: истории городов Казань и Саранск.
Воспитатель: Молодцы! Но наша страна богата «городами-самоцветами». Их больше тысячи! Их гораздо больше, чем в этой шкатулке! Представляете, как это много? Хотите их увидеть поближе?
Ответы детей: да.
Воспитатель: подойдите, пожалуйста, к столам и посмотрите, что на них лежит. (Дети подходят к столам).
Ответы детей: это карта.
Воспитатель: совершенно верно, это карта. Но не просто карта, а необычная карта – пазл нашей с вами страны России. А кто знает, что такое карта? Что на ней изображают?
Ответы детей: города, реки, моря, озера, а так же символики государств – флаги, гербы.
Воспитатель:). Карта – это рисунок, на котором изображена наша страна - Россия.
( Презентация мультипликационная: На ней есть названия городов, рек, озёр, морей и гор. У каждого города есть свое отличие - это флаг, гимн, герб, а также свой национальный костюм.
Именно по этим символам можно узнать город и изучить его природу. Вот, например, Лев - царь зверей, а вот пушистый Бобер и гордый Лось. Тут и Медведи бурые и белые, а вот Нерпа. Древнего Мамонта сейчас не встретишь, а на гербе Среднеколымска он живет до сих пор. Герб Боровска – могучий зеленый Дуб. И каких только птиц не увидишь на гербах городов! Даже волшебных Жар – Птицу и Птицу Сирин.)
Воспитатель: а кто из вас знает, что нарисовано на гербе нашего города Саранска?
Ответы детей: лиса.
Воспитатель: верно, лиса (Слайд герба Саранска). Это означает, что издавна на территории нашей республики Мордовия живет этот замечательная рыжая красавица, она такая забавная и милая, что является так же символом нашего города Саранска.
Ребята, посмотрите на карту-пазл России, вы увидите, что она вся состоит из деталей: больших и маленьких – это округа нашей страны. Посмотрите, внимательно и ответьте, сколько на карте не хватает деталей?
Ответы детей: Двух.
Воспитатель: Верно, не хватает двух федеральных округов, на одном из которых и расположен город Саранск. Давайте достанем из корзинки нужный нам пазл, с изображением города Саранска и выложим его на карте. (Работа детей с картой-пазл России, дети находят недостающую деталь и прикладывают ее на карту).
Воспитатель: молодцы! А как вы догадались, что на этой детали расположен наш город Саранск?
Ответы детей: на нем изображен человек в мордовском национальном костюме и изображена лиса.
Воспитатель: верно. Ребята свой город вы нашли. Посмотрите, а рядом с Саранском какой город находится?
Ответы детей: Казань.
Воспитатель: Правильно! Ведь не зря мы говорили про соседство этих двух городов. Ребята, обратите внимание на национальные костюмы, которые изображены на человечках рядом с городом Казань. На гербе столицы Татарстана изображен чёрный дракон с крыльями. Дракон обозначает силу и мощь города. Найдите в корзинках герб города Казань и герб нашего города Саранск. (Работа детей с картой-пазл России, дети находят недостающую деталь и прикладывают ее на карту).
Воспитатель: молодцы, но все равно осталось свободное место на нашей карте. И это место никак не может быть пустым, ведь здесь находится сердце нашей страны, самый яркий камень – самоцвет, столица нашей страны и все вы знаете, как она называется.
Ответы детей: Москва.
Воспитатель: молодцы, город Москва. Давайте найдем недостающую деталь и поместим ее на место. (Работа детей).
(Воспитатель достает из сундучка самый большой камень – самоцвет и показывает его детям).
Воспитатель: Дети, хотите послушать еще одну удивительную историю про самый главный город –самоцвет нашей страны?
Ответы детей: да!
( Мультипликационная презентация: Столица России – Москва. Ее основал Юрий Долгорукий. В центре Москвы стоит Кремль. В кремлевских палатах, на протяжении многих веков жили цари, правители России. Рядом с Кремлем стоит Покровский Собор. Москва – удивительный город. В Москве уникальные старинные храмы, современные небоскребы и уютные московские дворики. Много здесь зеленых парков и больших зоопарков. А московское метро отвезет вас куда хотите, даже в Кремль. И, конечно, город Москва сверкает самым ярким, большим и удивительно красивым самоцветом в сундучке нашей страны).
Воспитатель: Вот, ребята, мы и собрали нашу карту-пазл. Теперь все города, о которых мы говорили сегодня, на месте.
А теперь, я хочу вам предложить немного отдохнуть и поиграть в весёлую мордовскую игру «Панго». Выйдите, пожалуйста, ко мне и встаньте в кргу. Посмотрите, у меня в руках вот такой мордовский женский головной убор «панго», впереводе с эрзянского это означает гриб. Правила игры: дети становятся в круг, выбираются два ребенка – игроки и становятся за кругом, «панго» у воспитателя, дети – игроки по сигналу и под мордовскую музыку бегут по кругу противоположно друг другу, кто быстрее добежит до воспитателя и дотронется до «панго», тот выиграл.
Игра проводится 2 – 3 раза.
Воспитатель: молодцы. (Воспитатель держит «панго» в руках). Ребята, мы уже говорили, что у каждого народа есть свой национальный костюм. И не зря мы сегодня сделали акцент на мордовском женском головном уборе и даже поиграли в игру с одноименным названием. Много лет назад эрзянские женщины носили вот такой головной убор повседневно и на праздники.
Посмотрите, как он выглядит на моей голове, (Воспитатель показывает свой головной убор) как он украшен красиво. Вам нравится, ребята? И сегодня я хочу вам предложить украсить вот такие мордовские «Панго» для нашей куколки - мордовочки Полё. (кукла в национальном костюме)
- Проходите и садитесь за столы. (Дети проходят за столы).
Воспитатель: в костюмах мордвы присутствуют много различных узоров и неповторимый орнамент. В мордовском узоре преобладает много геометрических фигур, обратите внимание – это квадраты, ромбы, треугольники. (Демонстрация готового головного убора) В моем «панго» это и золотые полоски, и цветы, и бусинки. Предлагаю вам сделать такие же.
И теперь, прежде чем приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики (физкультминутка) :
Покажите мне ладошки, на ладошках пальчики!
(показывают ладошки с оттопыренными пальчиками)
Очень дружные ребята девочки и мальчики
(смыкают пальчики в замок, по выпрямляя и смыкая пальчики по очереди на каждой руке).
В нашей группе все едины, (сжали пальчики в кулачок)
Татары, русские, мордва (Выпрямляем на обеих руках по очереди сначала мизинцы, безыменные, средние пальцы)
Есть таджики и грузины (Выпрямляем указательные и большие пальцы по очереди)
И у всех одни права! (Кулачок об кулачок)
Пять, четыре, три, два, один! (Сжимаем-разжимаем пальцы в кулак)
Своей дружбой дорожим (Пожимать ладонью одной руки другую ладонь и наоборот)
Один, два, три, четыре, пять,
Пора, ребята, приступать!
(потирание ладошек)
К панго мы приклеим самоцветы яркие
Пусть порадуется им куколка-эрзянка!
(по очередное соединение пальчиков с большими пальцами)
Воспитатель: Ребята, с помощью самоклеящихся разноцветных страз, мы постараемся украсить наши панго. Вы можете сами придумать свой неповторимый узор. (Самостоятельная работа детей под национальную мордовскую музыку).
Воспитатель: «пек мазы» что по-мордовски означает - очень красиво! Какие молодцы, как аккуратно все сделали, я думаю нашей куколке Полё очень понравятся ваши работы, и мы обязательно ей примерим их.
Воспитатель: Ребята, вам понравились мои рассказы. Кто мне напомнит про какие города –самоцветы мы сегодня говорили? С какой необычной карой мы сегодня работали?
Ответы детей:
Воспитатель: верно, много городов на просторах нашей страны, а в завершении хочу вам рассказать стихотворение.
Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Мордовка носит панго
Татарочка халат.
Доярки, хлеборобы
Нам есть гордится кем!
У нас страна большая,
Работы хватит всем!
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина – Россия
У нас у всех одна!
Воспитатель: настало время прощаться, и я хочу вам сказать – «вастомазонок, ялгат
», что означает по-мордовски- до свидания, друзья!
Список литературы:
1. Антонова Г. А., Ельцова О. М., Николаева Н. Н. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа / Н. Н. Николаева. – М. : Детство – Пресс, 2012. – 336 с.
2. Майер А. А. Введение детей в проблемы социальной действительности (родиноведческийподход) / А. А. Майер. – М. : Детство – Пресс, 2012. – 272с.
3. Савченко В. И. Программа нравственно – патриотического и духовного воспитания дошкольников / В. И Савченко. – М. : Детство – Пресс, 2013. – 320с.