Ольга Максяева
Конспект занятия по познавательному развитию «Что может герб города нам рассказать?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить представления детей о своей малой Родине.
Задачи:
- обогатить представления детей о символике города (герб, флаг);
- закрепить знания о достопримечательностях Сергиева Посада;
- развивать познавательную активность, наблюдательность, ассоциативное мышление;
- продолжать работу по развитию связной речи детей, умению делать простейшие выводы, умозаключения;
- воспитывать чувство любви к малой Родине через осознание ценностей родного города.
Материал:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Что может герб города нам рассказать?“» размещена в разделах
карта России, иллюстрации с изображением достопримечательностей Сергиева Посада, герба и флага; проектор, раздаточный материал для творческой работы, муз. сопровождение (М. Бернес «С чего начинается Родина?», муз. для худ. творчества).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети входят в зал под песню о Родине, встают в круг.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
«Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю -
Всех я вас приветствую!»
2. Беседа о Родине.
Воспитатель:
Велика наша Родина! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Это огромное государство! Как называется наша большая Родина?
Дети: Наша большая Родина называется Россия.
Воспитатель:
Многие русские поэты, писатели посвящали свое творчество Родине. Давайте послушаем стихотворение, которое прочитает нам Женя:
«Родная сторонушка»
Выйду я на зорьке
Слушать соловья.
Рощицы, пригорки,
Вдалеке - поля.
Над родной сторонушкой
Солнце поднимается
И поет соловушка,
Свищет, заливается.
Трели соловьиные
Понимаю я:
Славит он родимые
Рощи и поля.
Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил народ о Родине. Давайте вспомним некоторые из них.
Дети: Нет земли краше, чем Родина наша.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Кто за Родину горой,тот истинный герой!
Одна у человека мать - одна и Родина.
Воспитатель: У каждого из нас есть и малая родина - место, где мы родились, где живут наши родители, где находится родной дом.
Давайте послушаем стихотворение о малой родине, которое прочитает нам Настя.
«Малая родина»
Малая родина-
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья.
Ласковая малая
Родина моя!
Воспитатель: Как называется город, в котором мы живем?
Дети: Сергиев Посад
Воспитатель: Сергиев Посад - наша малая Родина. И сегодня я хочу поговорить с вами о самом прекрасном городе на свете - о Сергиевом Посаде.
Воспитатель: Кого считают основателем нашего города?
Дети: Основателем города является Преподобный Сергий Радонежский.
Воспитатель: Чем еще прославился Сергий Радонежский?
Дети: Он много сделал для православной церкви и помогал народу пережить бедствия. Много времени посвящал молитве. Ценил трудолюбивых людей и все делал сам.
3. Беседа о достопримечательностях города.
Воспитатель: И поэтому в центре города у стен Лавры поставили памятник Преподобному Сергию Радонежскому. Обратите внимание, ребята, Великий Святой смотрит на вас добрыми глазами и благословляет на добрые дела. Памятник сделан из бронзы, высотой 5 метров. Здесь же на Красногорской площади находится Троице – Сергиева Лавра. Что находится на территории Лавры?
Дети: Колокольня, много храмов.
Воспитатель: Чем окружена Лавра?
Дети: крепостной стеной с большим количеством башен.
Воспитатель: Давайте рассмотрим некоторые соборы Троице – Сергиевой Лавры. Чем знаменит Троицкий собор?
Дети: Это белокаменное здание с золотыми куполами. В нем хранится главная святыня Лавры – мощи Сергия Радонежского.
Воспитатель: А что мы знаем об Успенском соборе?
Дети: Это наиболее красивое здание Троице-Сергиевой Лавры. Его голубые купола устремлены в небо и видны издалека.
Воспитатель: Знаете ли вы самое высокое сооружение на территории Лавры?
Дети: Да, это Колокольня.
Воспитатель: А это прекрасное здание с белоснежными колоннами знают все.
Дети: Это Дворец культуры им. Ю. А. Гагарина. Здесь проводятся разные концерты, детские праздники конкурсы. Во дворце работают разнообразные кружки по интересам.
4. Беседа о гербе и флаге Сергиева Посада.
Воспитатель: Сергиев Посад, как и все города России, имеет свой герб, флаг и гимн.
Сегодня мы поговорим о гербе Сергиева Посада. Что на нем изображено?
Дети: Герб - это эмблема города. Он представляет собой щит голубого цвета, на котором изображена зубчатая серебряная стена. В стене находятся ворота черного цвета, украшенные скрепами. За воротами виден церковный золотой купол на серебряной башне. По сторонам башни есть два бердыша золотого цвета, обращенные лезвиями вправо.
Воспитатель:
Цветовая гамма герба означает :
- золотой цвет: богатство, стабильность;
- серебряный цвет: чистоту, мир и взаимопонимание;
- синий цвет: честь, благородство, чистое небо;
- чё рный цвет: мудрость, скромность.
Использование герба символизирует непрерывность развития Сергиева Посада, сохранение традиций и памяти наших предков.
Воспитатель:
Что вы скажете о флаге?
Дети: Флаг представляет собой прямоугольное голубое полотнище, воспроизводящее в белом, голубом, жёлтом и чёрном цветах фигуры герба : крепостную стену с воротами, белую башню с церковной главкой и по сторонам от неё два жёлтых бердыша.
Воспитатель: Что означает зубчатая стена и купол с крестом?
Дети: Они символизируют стену и купол монастыря.
Воспитатель: Открытые ворота?
Дети: Открытые ворота символизируют открытость души местных жителей, их гостеприимство.
Воспитатель: Бердыши?
Дети: Бердыши как символ защиты, память о славных деяниях наших предков.
Воспитатель: Вы знаете, ребята, глядя на герб города можно много интересного узнать о его истории. Самым запоминающимся событием в истории Сергиева Посада было польско-литовское нашествие. Давайте посмотрим презентацию.
5. Презентация (садятся на стулья)
Воспитатель: Как вы увидели, защитники Троице-Сергиевой Лавры были смелыми, отважными людьми. Хотите быть на них похожими? Давайте всем об этом расскажем.
6. Физминутка «Мы - военные»
Мы станем все военными (марш на месте)
Большими, здоровенными. (руки поднять вверх, руки к плечам, сжатые в кулаки,
Будем в Армии служить (повороты в стороны,
Будем Родину любить (прижать руки к сердцу).
Сад и дом свой охранять (взяться за руки и покачаться на месте,
Будем мир наш защищать! (марш на месте).
7. Изготовление эмблемы группы.
Воспитатель: Да, прекрасен наш город! Красивы и старинные сооружения и новостройки. И среди этих прекрасных зданий находится одно неприметное, но очень родное для нас всех. Это- наш любимый детский сад. Ребята, детский сад – это большая, дружная семья. Каждая группа имеет свое название.
Как называется наша группа? Как вы думаете, почему ее так назвали?
Дети: Наша группа называется «Пчелки». Пчелки дружные и трудолюбивые, как мы.
Воспитатель: Говоря сегодня о гербе, т. е. эмблеме нашего города, я подумала: «А не придумать бы нам эмблему нашей группы?»
Какой формы может быть эмблема?
Дети: круглая, квадратная, ромбовидная.
Воспитатель: А уж как ее изобразить, подумайте сами.
8. «Пальчиковая гимнастика»
Прежде, чем начать,
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко,
Кулачки разжали-сжали-
Вот и пальчики размяли.
А сейчас, мастера, за работу всем пора.
9. Самостоятельная творческая деятельность детей. Анализ детских работ.
Воспитатель: Что означает пчелка на эмблеме?
Дети: пчелки - это мы, дети.
Воспитатель: А цветок?
Дети: цветок означает, что у нас в группе уютно и красиво.
10. Подведение итогов.
Воспитатель:
-Вам понравилось занятие? (ответы детей)
-Что запомнилось больше всего?
-Что бы вы еще хотели узнать о родном городе?
Давайте попрощаемся с гостями.
Дети: До свидания!