Надежда Маньчева
Конспект занятия по познавательному развитию «Мир камней» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательная», «Социально-коммуникативная», «Художественно-эстетическая», «Речевая».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Программное содержание: Познакомить детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Мир камней“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
Образовательные задачи: Формировать элементарные представления о живой и неживой природе; поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть).
Развивающие задачи : Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.
Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к неживой природе.
Словарная работа.
Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый, крепкий, твёрдый, холодный, неровный, гладкий, тяжёлый, блестящий, прозрачные, светлый, тёмный, прочные.
Материалы и оборудование: набор схем-рисунков, наборы камней, кусочки дерева, гвозди, молоток, лупы, кусочки пластилина, стаканы с водой, ложки, подносы и салфетки на каждого ребёнка, алгоритмы исследований.
Предварительная работа: беседы: «Что такое горы?», «Как человек использует камни», «Подземная кладовая», «Какими бывают камни?»; чтение художественной литературы: сказка П. Бажова «Хозяйка Медной горы».
Ход занятия:
Организационный момент: «Приветствие»
Воспитатель: Посмотрите, у нас сегодня гости!
Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.
Здравствуй небо (руки вверх)
Здравствуй земля (приседают)
Здравствуйте мои друзья (руки вперед)
1,2,3,4,5 (загибаем пальцы рук)
Вмести мы в кругу опять (беремся за руки)
Сюрпризный момент «Письмо».
Воспитатель: Ребята, посмотрите что я нашла под камнем, письмо, но только от кого оно не написано. На конверте есть загадка, давайте угадаем её, может, тогда узнаем, от кого оно.
Он может быть мелкий – в ладошке лежать,
Тяжёлый, большой – одному не поднять,
В пыли на дороге ненужным лежать,
Кто нашу загадку сейчас отгадал,
Кто этот предмет по приметам узнал? (камень)
Воспитатель: Загадка про камень. Интересно, от кого же это письмо? Как вы думаете? (от гномов). Прочесть письмо? (да)
Воспитатель достает письмо и читает: «Здравствуйте дорогие дети! За глубокими морями, за тёмными лесами стоит одинокая гора. В этой горе в бескрайних пещерах живем мы, гномы. День и ночь добываем разные камни. День и ночь стучат наши молотки. А царствует над нами злой жадный Горный король. Узнали мы, что вы очень любознательные, наблюдательные, любуетесь красотой природы, исследуете её. Чтобы избавиться от злых чар Горного короля мы должны узнать все о камнях. Помогите нам. Гномы».
Воспитатель: Ребята, поможем Гномам? Чтобы узнать все о камнях нам нужно в лабораторию, где проведем с ними опыты. И в этом нам помогут наши верные помощники. Назовите их.
Дети: Глаза, чтобы смотреть. Пальчики, чтобы трогать, щупать. Уши, чтобы слушать. Нос, чтобы нюхать.
Воспитатель: А рот, как нам будет помогать? (в рот ничего брать нельзя). Для работы в лаборатории необходимо знать некоторые правила поведения. Какие?
Дети: вести себя тихо, никому не мешать, быть аккуратными и внимательными, ничего не брать в рот, не размахивать и не кидать камни. А вот и наша лаборатория.
Опыт № 1. Определение цвета и формы.
Воспитатель: самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотрите глазами все камни. Какого цвета у вас камни? Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни : серый, коричневый, белый, зеленый, желтый и т. д. А какой формы камни? Значит, какой можно сделать вывод?
Дети делают вывод: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель прикрепляет схему – рисунок на доску.)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а меняет ли камень форму? Какими способами можно это доказать? (сжать, ударить молотком). Давайте проверим. Возьмите в одну руку камешек, в другую пластилин. Сожмите обе ладошки. Что произошло с пластилином, он изменил свою форму? А камень? Почему? (камень тверже пластилина).
Так какой можно сделать вывод из этого опыты? Камень твердый, прочный.
А сейчас я предлагаю поиграть. Игра называется «Хорошо-плохо».
Игра "Хорошо-плохо"(дети называют положительные и отрицательные характеристики камней).
Ребята, камень это хорошо. Почему? Из него можно строить дома, дороги. Можно с камешками играть, делать мозаику, картины; есть лечебные камни; камни-обереги, талисманы; из камней делают украшения.
Камень-это плохо. Почему? Камнем можно разбить стекло, нос, проколоть колесо, наколоть ногу в воде.
Опыт № 2. Определение размера.
Воспитатель: Рассмотрите камни, лежащие перед вами, и скажите: "Все камни одинакового размера?” (нет). Найдите и покажите мне самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?
Вывод: камни бывают разных размеров.
Игра "Создаем музыкальные инструменты".
Воспитатель: Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки? Постучите ими друг о друга. Что вы слышите? Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос. Хотите поиграть с камешками. Насыпьте в пластмассовую коробочку немного мелких камушков, закройте и погремите. На что это похоже?
(на маракасы). У нас получился настоящий оркестр из маракасов.
Опыт № 3. Определение характера поверхности.
Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики
Самомассаж: Каждый пальчик мы потрём, свои ручки разомнём.
Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (дети делятся открытиями). Покажите самый гладкий камень и самый неровный, шершавый. Имеет ли камень запах?
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым, ничем не пахнут.
Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.
Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами (дети рассматривают все свои камни).
Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.).Молодцы, очень внимательные дети.
Опыт № 5. Определение веса.
Воспитатель: Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают. Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень. Возьмите в правую руку самый тяжелый камень, а в левую руку самый легкий.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Ребята, как вы думаете, про какого человека говорят «У него каменное сердце»?
Дети: про злого, жестокого, безжалостного; человека, лишенного чувства сострадания.
Воспитатель: Ребята, а для следующего опыта нам понадобится много камней, давайте их соберем.
Физ. минутка:
По дорожке мы пошли, много камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли,
А под горку пошли — белых камешков нашли,
С собой все их принесли.
Опыт № 6: Определение температуры.
Воспитатель: Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол, какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру. Сейчас у нас будет интереснейший опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Нашли? А как согреть холодный камень?
Дети предлагают способы действий: положить в горячую воду, приложить к щеке, зажать в кулачке, погреть горячим дыханием, положить на солнышко. Возьмите холодный камень и согрейте любым способом.
Воспитатель: Стал камушек теплее?
Дыхательная гимнастика. А сейчас я предлагаю всем вместе согреть холодный камушек своим теплым дыханием.
Дети берут холодный камень, кладут на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).
Вывод: камни могут быть теплые и холодные.
Опыт № 7. Плавучесть.
Воспитатель обращает внимание детей на сосуды с водой. Специальным карандашом дети (два ребенка) отмечают уровень воды в обоих сосудах. Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если мы положим все камни в воду? (ответы детей). Давайте опустим камни в воду и понаблюдаем, что произойдет (оставьте один камешек сухим).
Каждый малыш опускает свой камешек в один сосуд. Уровень воды в сосуде повышается. Дети высказывают свои мнения.
Вывод: камни в воде не растворяются, не впитывают воду, они тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. Воду выталкивают.
Педагог конкретизирует ответы детей фразой: «Камни не впитывают воду. Они ее выталкивают».
А теперь достанем камень из воды. Каким он стал? (мокрым). Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (цветом, мокрый камень темнее.) Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие? (мокрые ярче).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет сделать важный вывод о свойствах камней (один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах).
Вот мы и помогли, Гномам избавится от злых чар Горного короля, рассказав о свойствах камешек. Гномы нас благодарят.
Рефлексия: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что больше всего вас удивило? А что вам особенно запомнилось?
Сегодня мы с вами узнали о камнях много удивительного. А также помогли гномам избавиться от чар Горного короля. Спасибо вам.