Елена Бахметенко
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром)
в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет.
Тема: "Какая бывает посуда".
Цель: Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.
Задачи:
Образовательные задачи:
1. Познакомить с классификацией посуды по назначению : кухонная, столовая, чайная.
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию „Какая бывает посуда“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
2. Закрепить представления о материалах, из которых сделана посуда : металл, глина, стекло; об их свойствах; назначении посуды.
Развивающие задачи :
1. Развивать мыслительные операции при использовании знаков-символов.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать желание оказывать помощь маме.
Методы и приё мы:
Игровые : игровое мотивирование,
Словесные : художественное слово, беседа.
Наглядные : демонстрация слайдов, видеообращение.
Материалы и оборудование: предметы посуды, карточки "посуда", видеозапись разговора с бабушкой, кукла на руку Иришка, карточки- знаки "Металл", "Глина", "Стекло", ложки для массажа, булочки на блюде.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций предметов посуды, сюжетных картин с изображением приема пищи; отгадывание загадок; знакомство с материалами, из которых изготовлена посуда, пазлы с изображением предметов посуды; чтение стихов, рассказов и сказок о посуде; сюжетно - ролевые игры «Магазин посуды», «Кафе»; разучивание массажа ложками; беседы об опасных предметах посуды; рисование, аппликация, лепка по теме «Посуда».
Ход образовательной деятельности:
1. Введение в ситуацию.
Воспитатель собирает около себя детей.
Воспитатель. Ребята, я приготовила для вас загадку:
Кто пришёл ко мне с утра?
Кто сказал: «Вставать пора»?
Кашу кто успел сварить?
Чаю — в пиалу налить?
Кто косички мне заплёл?
Целый дом один подмёл?
Кто цветов в саду нарвал?
Кто меня поцеловал?
Кто ребячий любит смех?
Кто на свете лучше всех?
Дети. Мама.
Воспитатель. Конечно вы правы! (демонстрируется слайд "мама и ребенок").
Воспитатель. Ребята, совсем недавно, буквально пару дней назад вся наша страна отмечала праздник - День матери. Мама, мамочка, мамуля - вот как ласково мы её называем. Мама - самый главный человек в жизни каждого ребенка. И все дети, конечно же, стараются порадовать свою маму в этот праздник. А как мы можем её порадовать?
Дети. Подарить цветы, открытку, обнять, поцеловать, не баловаться, чем – либо помочь. Воспитатель. Молодцы, ребята! Сразу видно, что вы очень любите своих мам.
Воспитатель. Ребята, к нам в детский сад сегодня пришла одна гостья, сейчас я вас с ней познакомлю!
(Появляется кукла Иришка)
Иришка. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Иришка. Я тоже очень хотела порадовать свою маму. Но у меня ничего не получилось. И теперь моя мама очень огорчится. А я не хочу её огорчать, ведь я её очень сильно люблю (плачет).
Воспитатель. Не плачь, Иришка! Расскажи нам, что случилось.
Иришка. Я бы хотела помочь маме на кухне, но я ещё мала и ничего не умею.
Воспитатель. Ребята, а вы помогаете своим мамам? Какую домашнюю работу вы помогаете выполнять своей маме?
Дети. Вытирать посуду, поливать цветы, подметать пол…
2. Актуализация знаний.
(Дети вместе с воспитателем подходят к столу, на котором находится посуда, накрытая салфеткой).
Иришка. Ребята, моя мама все тарелки, ложки, вилки, кружки перемыла, вычистила, вытерла. Вот только расставить, разобрать не успела. Я хотела помочь, только не знаю как. Помогите мне, ребята!
Воспитатель. Хотите помочь Иришке?
Дети. Да, хотим.
Воспитатель. А сможете?
Дети. Да, сможем.
Воспитатель. (Сажает куклу, снимает салфетку) Что стоит на столе?
Дети. Посуда.
Воспитатель. Для чего нужна посуда?
Дети. Готовить пищу.
Воспитатель. Где готовят пищу?
Дети. На кухне.
Воспитатель. На этом столе у нас будет кухня. А в чём готовят суп, кашу?
Дети. В кастрюле.
Воспитатель. Из чего сделана кастрюля?
Дети. Из металла.
Воспитатель. Как ещё можно сказать, какая она?
Дети. Металлическая, прочная, не боится огня.
Воспитатель. Можно ли кастрюли сделать из бумаги?
Дети. Нет.
Воспитатель. Почему нельзя?
Дети. Рвется, размокает, сгорает.
Воспитатель. Верно, ребята, пищу готовят на огне, поэтому посуду делают из металла. Металлическая посуда крепкая, прочная, огнеупорная (повторяем слово, не боится огня.
Воспитатель. Есть ли ещё на столе металлическая посуда? Возьмите любой предмет посуды из металла. Что ты взяла, Аня? Для чего нужна.? (Дети называют)
Воспитатель. Ребята, я приготовила вот такой знак – металл. Как вы думаете, что он обозначает?
Дети. Что здесь должна стоять посуда из металла.
Воспитатель. Давайте перенесем всю металлическую посуду на этот столик.
А что изображено на этом значке?
Дети. Глина.
Воспитатель. Как вы думаете, что он обозначает?
Дети. Что здесь должна стоять посуда из глины.
Воспитатель. Какими свойствами обладает посуда, сделанная из глины?
Дети. Хрупкая, легко разбивается.
Воспитатель. Как надо обращаться с такой посудой?
Дети. Бережно, аккуратно.
Воспитатель. На кухне у Иришки есть глиняная посуда?
Дети. Да, есть. Это - чашка, блюдце, заварочный чайник.
Воспитатель. Нравится вам глиняная посуда?
Дети. Да, она очень красивая.
Воспитатель. Кто же сделал такую посуду?
Дети. Мастера, гончары.
Воспитатель. А кто расписал посуду?
Дети. Художники. Они расписывают посуду, чтобы было красиво, чтобы было приятно пить чай из такой посуды и пользоваться ею.
Воспитатель. Возьмите любой предмет посуды из глины. Что ты взяла, Даша? Для чего нужна.? (Дети называют)
Воспитатель. Куда нам поставить посуду из глины?
Дети. На столик со значком "глина".
Воспитатель. Что ещё осталось на столе?
Дети. Стакан, сахарница.
Воспитатель. Из чего они сделаны?
Дети. Из стекла, стеклянные.
Воспитатель. Как вы догадались, что эти предметы сделаны из стекла?
Дети. Они прозрачные, очень хрупкие, звенят.
Воспитатель. Ребята, вот ещё один знак (стекло). Как вы думаете, что он обозначает? Дети. Сюда нужно поставить стеклянную посуду.
Воспитатель. Ребята, очень аккуратно возьмите любой предмет посуды из стекла. Что ты взял, Илья? Для чего нужна.? (Дети называют)
Воспитатель. Поставьте эту посуду на столик с соответствующим значком.
3. Затруднение в ситуации.
Воспитатель. (Берет куклу). Ну, вот, Иришка, мы всё разобрали, рассортировали. Ребята, давайте расскажем Иришке какая посуда находится на этом столике.
Дети. Металлическая.
Воспитатель. А на этом столике?
Дети. Посуда из глины.
Воспитатель. А на этом.
Дети. Посуда из стекла.
Иришка. Ребята, вы такие молодцы, так хорошо потрудились, но моя мама расставляет посуду по - другому. (Огорченно вздыхает).
Воспитатель. Не переживай, Иришка, мы с ребятами обязательно что-нибудь придумаем.
Ребята, давайте подумаем - как можно иначе распределить предметы посуды?
(Ответы детей. Приходим к выводу что не знаем)
Воспитатель. Ребята, мы смогли помочь Иришке расставить посуду?
Дети. Нет.
Воспитатель. Почему не смогли?
Дети. Мы не знаем, как.
4. Открытие нового знания.
Воспитатель. Ребята, а что нужно сделать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? Дети. Нужно спросить у того, кто знает.
Иришка. Ребята, я знаю у кого можно спросить! У моей бабушки! Только она живет далеко отсюда, и никак не сможет сюда прийти.
Воспитатель. Ребята, я придумала! Давайте позвоним бабушке по скайпу - это такая видеосвязь, и спросим у неё, как же нам рассортировать посуду! Нужно только набрать номер!
Воспитатель. О чём мы хотим спросить у бабушки?
Дети: Как нам расставить посуду?
Воспитатель. Итак, набираем номер.
(На экране появляется бабушка).
Бабушка. Здравствуй, Иришка! Ой, сколько у тебя гостей! Здравствуйте, ребята! Меня зовут Антонина Ивановна, я Иришкина бабушка.
Дети. Здравствуйте, Антонина Ивановна!
Иришка. Бабушка, нам с ребятами нужен твой совет.
Бабушка. Буду рада вам помочь! Что вы хотите у меня спросить?
Дети. Как нам расставить посуду?
Бабушка. Какие вы молодцы, ребятки, что решили мамочке помочь! А как посуду расставить, я вас сейчас научу. Ту посуду, в которой готовят еду, называют кухонная посуда. Её нужно отнести на плиту.
Воспитатель. Ребята, какая посуда нужна для приготовления пищи?
Дети. Кастрюля, сковорода, половник, ковш, противень.
Воспитатель. Мальчики, отнесите кухонную посуду на плиту.
Бабушка. Та посуда, из которой мы едим суп, салат, котлеты, называется столовая.
Воспитатель. Ребята, какая посуда нужна нам во время приема пищи?
Дети. Тарелка, ложка, вилка.
Воспитатель. Это столовая посуда. Её нужно отнести на стол. Девочки, отнесите столовую посуду на стол.
Воспитатель. Ребята, а что же осталось?
Дети. Чашка, блюдце, чайная ложка, сахарница, заварочный чайник, конфетница.
Бабушка. А это, ребятки, чайная посуда. Она нужна для чаепития!
Воспитатель. Большое спасибо Вам, Антонина Ивановна! Вы нам очень помогли!
Дети. Спасибо, бабушка!
Бабушка. Была рада помочь вам, внучата! А за то что вы такие молодцы, решили мамочку порадовать, пришлю вам гостинцы. До свидания!
Воспитатель. Ну вот, ребята, мы с вами научились как еще можно разделить и расставить посуду! Даже устали немножко! Самое время отдохнуть и сделать массаж. Иришка, посмотри как мы умеем!
Самомассаж ложками
Лоб погладили мы нежно (Поглаживание горками ложек
И расслабили прилежно, вокруг лобных бугров.)
А потом очки надели (Поглаживание горками ложек вокруг глаз)
И читали две недели. начинаем от внутреннего угла бровей.
Кружим ложку меж бровей (Спиральное растирание пространства
Чтобы стало веселей! между бровями)
Повернем боками ложки (Движение снизу вверх по щекам боковой
Вытрем мы со щёчек крошки. поверхностью ложки)
Разомнем получше щёки, (Круговое разминание горками ложек щек
Круг рисуя там глубокий. от носа к скулам и углам рта)
И у подбородка (Круговое разминание горкой ложки
Круг рисуем четко! подбородочных мышц)
5. Включение нового знания.
(Воспитатель собирает детей около себя).
Воспитатель. Ну вот, работу сделали, отдохнули, теперь можно и поиграть!
(Проводится игра "Живая посуда")
Воспитатель. Ребята, сейчас мы сами превратимся в посуду! Это будет не обычная посуда, а живая! Вот на столе карточки, выбирайте, в какой предмет посуды вы хотели бы превратиться. (Дети выбирают карточки).
Воспитатель. Пока звучит музыка посуда будет прогуливаться по группе, но как только музыка замолчит, посуда должна вернуться в свои домики. Домики находятся вот здесь, на стульчиках. Посмотрите, что изображено на этом домике?
Дети. Плита.
Воспитатель. Значит это домик для кухонной посуды.
На другом домике изображен стол, значит это домик для какой посуды?
Дети. Столовой.
Воспитатель. На третьем домике изображен заварочный чайник, значит чей это домик? Дети. Чайной посуды.
Иришка. Как интересно с вами, ребята! Спасибо вам за помощь! А я побегу готовиться к приходу мамы. Хочу ей красивую картинку нарисовать! До свидания, друзья!
6. Осмысление. Итог.
(Воспитатель собирает около себя детей).
Воспитатель. Где мы с вами сегодня побывали? Чем помогли Иришке?
Почему мы смогли помочь Иришке?
Дети. Потому что узнали, что посуда бывает кухонная, столовая и чайная.
Воспитатель. Ребята, вы такие молодцы! Настоящие помощники! А Иришкина бабушка, Антонина Ивановна, прислала вам гостинцы! (булочки.)