Светлана Назарова
Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Ленинградская блокада»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад № 97»
Конспект НОД по познавательному развитию во II младшей группе
«Ленинградская блокада»
Подготовила: воспитатель Назарова С. Н.
Цель: Способствовать развитию интереса к истории нашей Родины.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе „Ленинградская блокада“» размещена в разделах
Побудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.
Воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам.
Развивать речь, пополнять словарный запас.
Оборудование и материал: Экран с презентацией о блокадном Ленинграде, аудиозапись песен «Вставай, страна огромная», «Песня о Ладоге», тарелочка с хлебом весом 125 гр., стихи о Ленинграде, отрывок из книги «Рисуют дети блокады»
(Э. Голубева, А. Кристинский, белые листы (на каждого ребенка) и цветные карандаши.
Ход занятия
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем говорить об очень грустной теме – о войне. Война – это всегда страшно, беспощадно.
Все люди на планете должны жить в мире. Но, к сожалению, не всегда так бывает. Много войн было в нашей стране, а самая лютая – война с фашистами. Это Великая Отечественная война (1941 – 1945). Была она давно, видели ее ваши прадедушки и прабабушки, и другие люди, которые жили в те годы. Им пришлось испытать всю тяжесть, всю боль этой войны.
Я желаю, чтобы вы и другие дети нашей планеты, и взрослые никогда не видели, не испытали этой страшной войны. Вы и ваши родители появились в мирное время. Войны той больше нет, наши русские солдаты победили. И мы должны им всегда быть благодарны.
Давайте с вами послушаем отрывок из военной песни.
Звучит песня «Вставай, страна огромная»
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, к чему призывают слова этой песни «Вставай, страна огромная. Вставай на смертный бой». Для чего бойцам нужно идти на этот страшный бой с фашистами?
Дети. Чтобы победить злых людей, защитить детей и взрослых.
Воспитатель. Правильно, чтобы защитить нашу родную страну, нашу Родину.
Люди в разных городах воевали с фашистами.
Мы сегодня поговорим о городе Ленинграде, который в годы Великой Отечественной войны был окружен со всех сторон блокадой. Поэтому в те годы этот город называли Блокадный Ленинград.
Фашисты были очень злые люди, жестокие, не жалели никого. Наши русские люди 4 года боролись с ними. Фашисты разрушали города, взрывали мосты, убивали детей и взрослых. Они хотели, чтобы вместо домов, храмов остались только пыль и пепел.
Ленинград окружили пушками, танками. В город нельзя было пройти, нельзя было проехать. Невозможно было привезти еду и хлеб. Люди умирали от голода, от болезней, от холода.
Воспитатель берет тарелочку с хлебом весом 125 гр. и показывает детям.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что у меня лежит на тарелочке?
Дети. Хлеб.
Воспитатель. Правильно. А какой это кусочек хлеба - большой или маленький?
Дети. Маленький кусочек.
Воспитатель. Да, ребята, вот такой маленький кусочек хлеба выдавали в блокадном Ленинграде по специальной карточке. Другой еды не было. Воду для питья тоже было трудно достать. И такой кусочек хлеба выдавали на целый день. Вот как тяжело было людям, которые жили в те страшные годы.
Поэтому, ребята, ваши прабабушки и прадедушки учат вас и ваших родителей беречь хлебушек, не ронять его на пол, не бросать его крошки. В годы войны каждая крошечка была очень ценная, могла на время спасти от голода.
Русские солдаты продолжали бороться с фашистами. И, наконец, победили. Но очень страшной ценой. В те годы погибли очень много людей, которые отдали свои жизни за мир на земле.
А Ленинград стал называться городом-героем.
Ребята, давайте почитаем стихи о Ленинграде.
Ребенок 1.
Хотели враги Ленинград уничтожить,
Стереть этот город с земли.
Ребенок 2.
Но захватить и прорвать оборону
Фашисты никак не смогли.
Ребенок 3.
Рано зима в этот год наступила.
Морозы пришли, холода.
Ребенок 4.
И в мирную жизнь ленинградцев
Ворвалась нежданно беда.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Очень выразительно прочитали.
А когда озеро Ладога в Ленинграде замёрзло зимой, по льду ехали грузовики и везли хлеб. А обратно забирали в другой город детей и стареньких людей, чтобы их спасти. Дорогу по озеру Ладога называли «дорогой жизни».
Давайте послушаем песню о Ладоге.
Звучит «Песня о Ладоге»
Воспитатель. А теперь давайте немного разомнемся, проведем физминутку.
Физминутка «За дровами мы идем»
За дровами мы идем
И пилу с собой несем. (Ходьба)
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить. (Дети делают
движения пильщиков)
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки. (Дети делают
движения, словно колют дрова)
А теперь их соберем
И в сарайчик отнесем. (Наклоны)
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда. (Дети садятся)
Воспитатель. Детский сад в те годы был надежным убежищем. Я вам сейчас зачитаю слова одного мальчика, который жил в блокадном Ленинграде.
Воспитатель зачитывает отрывок из книги «Рисуют дети блокады»
(Э. Голубева, А. Кристинский)
«Не пойду домой, - говорил мальчик, - дома холодно и страшно. Мой папа перед смертью очень стонал и просил хлеба, а мама плакала долго».
Воспитатель.
На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти.
В глазах расширенных истома,
И щеки белые, как мел.
«Где твоя мама, мальчик?
- «Дома».
«А где твой дом, сынок?»
- «Сгорел».
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он тоже знает: хлеба нет.
Воспитатель. 18 января 1943 года советские войска прорвали блокадное кольцо, а 27 января 1944 года окончательно разгромили фашистские войска под Ленинградом.
Поклонимся Великим тем годам
Тем славным командирам и бойцам
И маршалам страны и рядовым
Поклонимся, и мертвым, и живым!
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся друзья!
Воспитатель. Ребята, я вам всем желаю, чтобы вы никогда не увидели войну. Желаю, чтобы все дети и взрослые жили дружно и мирно.
Давайте немного порисуем. Садитесь за столы, возьмите каждый листочек. И цветными карандашами нарисуйте с одной стороны грустную природу, грустных людей, которые жили в военной время, а на второй половине этой страницы яркую природу, веселых людей, которые живут в мире и согласии.
Дети берут листочек, делят его линией пополам и рисуют
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы очень внимательно меня слушали, верно, точно нарисовали, показали. На этом наше занятие подошло к концу.