Светлана Валова
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Этот сложный белый цвет»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности на тему : «Этот сложный белый цвет».
Цель: формирование представлений детей о том, что белый цвет - сложный.
Задачи:
- расширять представления детей о белом цвете как о составном, сложном, о цветовой гамме радуги;
- воспитывать умение слушать и четко излагать свои мысли,
- развивать желание экспериментировать, внимательность, фантазию.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Этот сложный белый цвет“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Цвет, изучаем цвета. Конспекты занятий
- Темочки
Оборудование и материалы: совенок Уч, Профессор лесных наук, ширма "Лаборатория света", 10 слайдов, зубочистки, разноцветные радужные круги (по количеству детей, волчки - большой и маленький, призма, зеркальца (по количеству детей).
Современные технологии, используемые в занятии.
По форме организации детей: индивидуальная работа с ребенком, коллективное конструирование.
По содержанию работы: опытно-исследовательская деятельность,
проблемно-поисковые вопросы и ситуации.
Здровьесберегающие технологии: эмоциональная гимнастика, создание ситуации “успеха”, поддержки ребенка.
Ход
Организационный момент
Однажды Совенок Уч услышал в лесу от других птиц, что белый цвет не простой, а очень сложный, он разноцветный! «Как это?» – подумал Совенок. Он начал вспоминать, что бывает белого цвета… Снежинки, облака, лист бумаги… И вспомнил очень много предметов и вещей белого цвета.
- А вы, ребята, можете назвать?
Игра "Где прячется белый цвет?"
«И как все эти предметы могут быть разноцветными?» - подумал совенок Уч. Надо это проверить – догадался он. И полетел к Профессору лесных наук в его лесную лабораторию.
Опытно-исследовательская деятельность
«Конечно, - сказал профессор. – Белый цвет – самый сложный! Но вы сможете это понять и доказать, если отгадаете загадку. Ответ поможет нам в нашей исследовательской деятельности. Что за чудо-красота! Расписные ворота показались на пути, в них ни въехать, ни войти!» (ответы детей)
- Молодцы, конечно, это радуга! Профессор достал из лесной шкатулки разноцветный волчок, похожий на радугу, и предложил совенку самому провести опыт: «Возьми, Уч, покрути этот волчок, и ты увидишь, что будет».
- Ребята, а вы как думаете, если покрутить цветной волчок, что вы увидите? (ответы детей) (слайд 1) Давайте вместе с совенком проведем исследование. Педагог выдает детям волчки, и они проводят опыт с волчками.
В ходе исследовательской деятельности дети опытным путем доказывают, что при быстром вращении радужный волчок дает белый цвет. (слайд 2)
- Ребята, когда солнечные лучи проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на пути этих лучиков встречается дождевая капля (слайд 3, то солнечный свет раскладывается (как зонтик) на разноцветные лучики (слайд 4). Таким образом, появляется радуга - разноцветная дуга-полоска. Но если посмотреть на нее сверху, например, с самолета, то это на самом деле будет цветной круг (как разноцветный диск или волчок -слайд 5).
В нашем органе зрения - глазах есть хрусталик, который похож на стеклянную призму - геометрическую фигуру (слайд 6). Когда солнечный луч попадает на хрусталик, он его разделяет на разные цвета, поэтому мы все видим цветным (слайд 7).
Упражнение-разминка (малоподвижное) "Найди и хлопни".
- Ребята, совенок Уч просит вас показать ему, что в группе имеет радужные цвета. Когда найдете такой предмет - хлопните. Дети выполняют задание.
- Молодцы, ребята, вы справились с заданием очень хорошо, нашли в группе все предметы радужной окраски.
А сейчас я прошу вас вместе с совенком послушать нашего Профессора лесных наук. Он хочет что-то интересное нам рассказать.
Профессор: "Ребята, в Англии в 17 веке жил великий математик, механик, астроном, физик Исаак Ньютон. Он сделал очень много разных открытий. Его именем названы единицы измерения силы, он открыл закон всемирного тяготения, теорию цвета. Ученый Ньютон радужную полоску назвал спектром (слайды 8, 9) и придумал такую фразу: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". По первым буквам этих слов можно запомнить расположение цветных лучей - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Совенок Уч: - Ребята, давайте вместе скажем эту фразу, чтобы запомнить все цвета радуги. (Дети вместе с совенком проговаривают фразу.)
Профессор лесных наук: - А еще, ребята, вы можете сходить с родителями в театр, и там это волшебство вы увидите сами, своими глазками. Когда разноцветные лучи прожекторов соединяются на сцене в одной точке, получается пятно белого цвета (слайд 10).
Эмоциональная гимнастика (с помощью маленьких зеркал).
Если б все на свете было
Одинакового цвета, (эмоция перед зеркальцем - хитрость)
Вас бы это рассердило (эмоции перед зеркальцем - злость,
Или радовало это? рассерженное выражение, радости)
Видеть мир привыкли люди (эмоции перед зеркальцем
Белым, желтым, синим, красным… - удивление, удовлетворение)
Пусть же все вокруг нас будет (эмоции перед зеркальцем
Удивительным и разным! - радость, веселие, удивление)
Рефлексивный компонент
- Ребята, наша исследовательская работа сегодня закончена. Давайте напомним совенку - что может Уч рассказать своим друзьям про белый цвет?
Ответы детей:
- Белый цвет - сложный по своему составу. Белый цвет наш глаз видит тогда, когда все цвета радуги смешиваются.
А что вам запомнилось сегодня, что нового узнали?
Ответы детей:
- Глаз человека (его часть) - хрусталик - похож на геометрическую фигуру - призму и может солнечный свет превращать в разные цвета.
- Английский ученый Исаак Ньютон сделал много открытий, он изучил радужную полоску и назвал ее спектром.
Совенок Уч: - Спасибо вам, ребята. Вы помогли мне провести интересный опыт. Я обязательно расскажу о нем своим друзьям.
- Давайте попрощаемся с Профессором и совенком - до следующих встреч!
Совенок Уч: - До следующей встречи, ребята!