светлана полуэктова
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Оборудование: ноутбук, слайды по ознакомлению с солью, клеёнчатые фартуки для каждого ребенка, баночки с солью и с сахаром, одноразовые тарелки, одноразовые стаканы с водой, соль, ложки, яйца, влажные салфетки, скатерть, стеклянная ваза, воронки, гуашь, мешочки с солью, камешками, синтепоном, мукой
Ход НОД
- Воспитатель:
Придумано кем – то
Просто и мудро.
При встрече здороваться!
— Доброе утро!
— Доброе утро
Солнцу и птицам!
— Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Соль“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
Доброе утро длится до вечера!
— Ребята, улыбнемся друг! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
- Ой, ребята, я же самое главное забыла вам сказать! Когда я шла к вам в детский сад, услышала разговор поваров…
- Ребята, повара перепутали баночки и не могут найти продукт, без которого обед будет не вкусный, но я их успокоила и сказала, что дети старшей группы обязательно разберутся в этом вопросе.
- Поможем поварам? (ответы детей)
- Послушайте и отгадайте загадки:
«Без нее, ребята, повар как без рук,
И становится вся пища не съедобной вдруг!
Если в ранку попадет - испытаешь боль
Вы, конечно, догадались. Что же это? (соль)
«Что же это за песочек,
сладок с ним у нас чаёк,
в каждой кухне проживает,
всем хозяйкам угождает? (сахар)
- Посмотрите внимательно, какого цвета сахар и соль? (ответы детей)
- Одинаковый?
- А чем отличается соль от сахара? (ответы детей)
- Давайте сравним по запаху? (ответы детей)
- А какие эти вещества на ощупь? (ответы детей)
Насыпьте немного соли на тарелочку. Насыпьте немного сахара на тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль, какая (сыпучая, рассыпчатая). Сахар какой?
Рассмотрите соль, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки).
Рассмотрите сахар,на что похож?
- А как же нам всё-таки определить, где соль, а где сахар? (ответы детей)
Давайте попробуем на вкус.
- Отличается ли соль от сахара по вкусу? (ответы детей)
- Итак, мы определили, что в одной баночке соль, а в другой сахар. А чтобы повара больше их не перепутали, мы наклеим надписи на банки. Вот теперь повара смогут приготовить вкусный обед.
Воспитатель. Соль, один из важнейших минералов на земле. Поваренная соль-это пищевой продукт. На первый взгляд может показаться, что это обычная приправа к нашей еде. Но, не так. Когда-то, несколько сотен лет назад соль была очень дорогим товаром. Цена соли была настолько велика, что она играла роль денег. За соль можно было купить все что угодно: одежду, продукты, лошадь и даже дом. Соль подавали на стол в дорогих солонках, ее берегли, экономили, хвастались ею: наличие соли на столе было признаком достатка и благополучия. «Хлеб-соль»-так встречали на Руси гостей. Это пожелание добра. Соль-это символ дружбы. Беречь хлеб и соль-значит, дружить. Отсюда и народная примета: рассыпал соль - к соре, к неудаче. Потому что, древние времена соль считалась драгоценностью. Пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу. Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается пищеварение.
Хотите узнать больше о соли? Я предлагаю вам провести самостоятельное исследование. Для этого нам нужно превратиться в «учёных», и начать проводить опыты в лаборатории с солью. А, чтобы в нее попасть, нужно вспомнить правила работы в лаборатории.
Правила безопасности для детей:
1. Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому участнику.
2. Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.
3. Каждую вещь клади на место.
4. Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно.
5. Делать все нужно дружно!
- Ну, а для начала давайте поиграем в игру «Четыре волшебных мешочка».
Дидактическая игра «Четыре волшебных мешочка»
Воспитатель достает четыре мешочка разного цвета, в которых находятся соль, синтепон, камешки, мука. Предлагается ребятам определить на ощупь, в котором из них находится соль.
- А сейчас ребята самое время определить опытным путем некоторые свойства соли.
Опыт «Растворение соли»
- Перед вами 2 стакана с водой и обычная пищевая соль. Насыпьте в один из них три ложки соли и размешайте.
Педагог задает детям вопросы:
- Что стало с солью?
- Что стало с водой?
- Какая вода теперь на вкус?
Выслушивает ответы детей. Делают совместный вывод.
Вывод: соль растворяется в воде и передает свой соленый вкус воде.
- Свойство соли – растворение в жидкостях и передача вкуса используется поварами в приготовлении пищи. Давайте и мы сейчас побудим поварятами, приготовим вкусную капусту.
Пальчиковая гимнастика «Капуста».
Мы капусту рубим- рубим,
(размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту режем-режем,
(энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)
Мы морковку трем-трем,
(растирание левой ладони правым кулачком)
Мы капусту солим-солим,
(«берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём.
(сгибание и разгибание кистей рук)
- А сейчас ребята мы познакомимся еще с одним свойством соли.
Опыт «Плавающее яйцо»
А этот опыт я вам покажу сама мне понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду.
Сначала положим яйцо в чистую (не солёную) воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно) .
Во второй стакан добавим соль, и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом (оно плавает на поверхности). Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.
Что повышает соль (плотность воды)
Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»). Поэтому, в морской воде плавать легче, чем в пресной воде.
Ходьба по солевой дорожке, как профилактика ОРЗ.
Физминутка
Мы шагаем по дорожке, раз, два, раз, два.
Дружно поднимаем ножки, раз, два, раз, два.
А теперь мы все потопаем, потопаем,
И ещё разок потопаем, потопаем.
Стройными, здоровыми все хотим мы стать.
Добрыми и сильными, чтоб весь мир обнять.
Опыт «Кристаллы соли окрашиваются и передают цвет друг другу»- Ребята, перед вами блюдца с солью и жидкая гуашь. Давайте капнем краску на соль с одного края блюдца и понаблюдаем, что с ней станет.
Дети наблюдают, как кристаллы соли окрашивают друг друга, делают выводы, делятся впечатлениями.
- Давайте, теперь применим это волшебное свойство соли для изготовления красивых поделок. Для этого нам необходимо окрасить соль в различные цвета с помощью гуаши. Затем просушить ее, растолочь и засыпать в красивые емкости с помощью воронок.
Воспитатель показывает технологию окрашивания соли.
- Теперь окрашенную соль необходимо просушить, но это займет время. Поэтому я уже окрасила и просушила соль, а вам осталось засыпать в емкости. А соль, которую мы сейчас окрасили, вы сможете использовать потом для изготовления новых поделок.
- Теперь ребята перейдем к самому интересному. Созданию рисунков из соли. Для этого мы возьмем воронки, вставим в емкость и с помощью ложек и будем поочередно засыпать окрашенную соль.
Дети засыпают соль в емкости.
- Смотрите, какие у вас получились красивые, радужные вазы. Вам нравится?
- Увы, ребята, нам пора возвращаться в группу, а эти вазы мы подарим нашим гостям. Нам пора превращаться в детей, снимем фартуки, помогите друг другу.
Вопросы воспитателя:
- Понравилось вам в лаборатории?
(ответы детей)
- Как вы думаете, какая соль?
- Как и где мы можем использовать соль? (ответы детей)
- Что нового вы узнали о соли?
(ответы детей)
Воспитатель подводит итог, обобщает полученные знания детей, хвалит детей.
- Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий.