Ольга Усачева
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Чудо соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Чудо соль» .
Цель: Формирование знаний детей о свойствах соли через экспериментальную деятельность.
Задачи: Знакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение).
Развивать навыки экспериментирования.
Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного её потребления.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Чудо соль“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
Словарь: каменная, поваренная, йодированная, кристаллизация, минеральное вещество, рудник, выпаривание.
Оборудование:
Для воспитателя: три вида соли для показа детям, лёд, стакан с горячей водой, металлическая ложка, свеча, спички, солёный раствор воды, яйцо, кристаллы соли (выращенные заранее, мешочек с солью.
Для детей: лупа, стакан с водой, ёмкость с солью, трубочка, кубики льда.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка Давайте посмотрим, что там лежит (шкатулка не открывается, на ней записка) Шкатулка откроется тогда, когда вы угадаете загадку
«Без нее, ребята, повар как без рук,
И становится вся пища не съедобной вдруг!
Если в ранку попадет - испытаешь боль
Вы, конечно, догадались. Что же это? Правильно, это соль.
Воспитатель. Ребята присаживайтесь на стульчики.
Соль, один из важнейших минералов на земле. Поваренная соль-это пищевой продукт. На первый взгляд может показаться, что это обычная приправа к нашей еде. Но, не так. Когда-то, несколько сотен лет назад соль была очень дорогим товаром. Цена соли была настолько велика, что она играла роль денег. За соль можно было купить все что угодно: одежду, продукты, лошадь и даже дом.
«Хлеб-соль»-так встречали на Руси гостей. Это пожелание добра. Соль-это символ дружбы. Беречь хлеб и соль -значит, дружить. Отсюда и народная примета: рассыпал соль - к соре, к неудаче. Потому что, древние времена соль считалась драгоценностью. Пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, а вот соли –нет.
Соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт, и мы ее знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле, соль природного происхождения имеет сероватый оттенок.
- Соль бывает каменная – неочищенный натуральный продукт. (Показать).
- Соль бывает поваренная – это очищенная промышленным способом каменная соль. (Показать).
- Морская соль – один из самых полезных видов соли, обогащена минералами. (Показать).
- Соль цветная – чаще всего это морская соль, окрашенная в различные цвета. Такую соль употреблять в пищу нельзя. Её используют для ванн. Солевая ванна расслабляет, улучшает самочувствие человека. После неё лучше спится. (Показать).
Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?
Ответы детей.
Воспитатель: Соль необходима всем людям. Соль входит в состав крови, слез, пота, участвует во множестве жизненных процессах организма человека. Но если человек употребляет слишком много соли, то у него могут возникнуть проблемы с почками, сердцем, с суставами. Одним словом – всё должно быть в меру!
- Где мы встречаемся с солью? (на кухне, на море).
- Правильно. В море, океане вода соленая. (картинка №1)
Так же в мире есть и озера с соленой водой, соленые озера, в них вода еще более соленая, чем в море. Посмотрите. Вот соленые озера. (картинка №2)
Давайте посмотрим, как добывают соль.
Соль может лежать под землёй в виде толстого слоя или на земле в виде огромных гор. (картинка №3)
Добыча каменной соли осуществляется подземным способом – в шахтах под землёй (картинка №4)
и открытыми способами – на поверхности земли (картинка №5)
Воспитатель: В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.
Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.
(картинка №6)
Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).
Соль нужна не только человеку,но и животным. Она защищает их от отравления. (картинка №7)
Воспитатель: Ребята давайте отдохнем и сделаем дыхательную гимнастику. Давайте представим, что мы маленькие волны на море.
Дыхательная гимнастика «Волны океана шипят».
И. п. – сед на пятках, руки внизу. 1-2 – волнообразное движение руками вперёд-вверх – вдох; 3-4 – волнообразное движение руками вниз – выдох через рот со звуком «Ш-ш…». Повторить 3-4 раз.
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру и повторить, где используется соль.
Игра «Соленый-несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить
(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)
Воспитатель: Давайте, поговорим о свойствах соли. Для этого произведём несколько опытов.
«Сегодня всем нам предстоит
Немножко стать учеными. В лабораторию пойдем,
И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом»
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов :
1. Не трогать руками глаза.
2. Соблюдать тишину
3. Не толкать соседа во время работы
4. Сначала посмотри, а потом повтори
5. Выполнил и положи на место
А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте халаты, шапочки и проходите за столы.)
И так внимание.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим
- Если мы с вами посмотрим на соль. Что вы можете сказать о её внешнем виде?
Дети :соль похожа на порошок
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
Что вы видите?
Дети : соль состоит из белых кристаллов
«Соль сыпучая, без запаха»
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов
Опыт №2 «Соль хрустит»
Ребята, давайте надавим на соль сухой ложкой, что мы услышали?
Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похоже при ходьбе по снегу в морозный день.
Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому, что при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт №3 Соль растворяет лёд.
Для эксперимента нам понадобится лед (в кубиках) и 2 небольших мисочек. В каждую мисочку положим по кубику льда и один из кубиков посолим. Отставим мисочки в сторону.
Опыт №4 «Соль растворяется в воде»
- А теперь проводим опыт. Высыпите соль в воду. Что получилось? (соль растворилась)
- Какая стала вода?
Ответы детей: соленая
- Куда делась соль?
Ответы детей: она растворилась
- Осталась ли соль в воде?
Ответы детей: да, соль изменила свое состояние
- А теперь главный вопрос. Дети, а как вы думаете можно ли отделить соль от воды?
Ответы детей: нельзя, можно.
Точно нельзя? Как?
Ответы детей: перелить в другой стакан, фильтрование.
(Любое предположение детей обязательно проверять на опыте).
Опыт №5 Соль растворяется в воде, но не испаряется.
Растворим соль в воде. (Показываю).
В столовую ложку накапаю пипеткой несколько капель солёной воды. Подержу ложку над огнём до тех пор, пока вода не испарится. На ложке остался белый порошок. Остудим ложку и попробуем порошок на вкус. Легко можно определить, что это соль.
Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей).
Вывод: соль растворяется в воде, при испарении воды – остаётся.
Опыт №6 Соль делает жидкость плотнее.
Поместим в воду куриное яйцо. Оно утонуло. А теперь поместим яйцо в солёный раствор. Оно не тонет, а плавает. Как вы думаете почему?
Ответы детей.
Вывод: плотность солёной воды гораздо больше, чем плотность пресной (несолёной). Поэтому на море тело человека легче держится на поверхности воды, она его выталкивает.
А теперь, давайте вернёмся к нашим ёмкостям со льдом.
(Воспитатель достаёт ёмкости, дети рассматривают и делают вывод – лёд, который посыпали солью, растаял быстрее).
Вывод: соль растворяет лёд.
Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше знакомство с такой «обычной – необычной» солью. Что нового вы узнали о соли? Какие свойства она имеет?
В ходе исследования мы узнали, что:
Соль – вещество белого цвета, не имеет запаха.
Соль растворяется в воде, но не испаряется.
Соль делает жидкость плотнее. Поэтому в море человеку легче держаться на воде, в озере.
Для чего нам соль?
Соль полезна для здоровья.
Большое количество соли может нанести вред человеку.