Наталья Климакина
Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы «Мир тканей» в технологии «Ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы «Мир тканей»
Цель:
Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования на примере тканей.
Задачи:
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы „Мир тканей“ в технологии „Ситуация“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
-Обобщить знания детей о различных видах ткани, показать зависимость видов тканей и видов одежды (что шьют из ситца, болонья, шерсти).
- Развивать умение детей сравнивать свойства различных тканей, мыслить, обсуждая и доказывая свою точку зрения.
- Активизировать познавательную деятельность, обогащать и активизировать
словарь детей.
- Развивать творческое воображение, чувство осязания, мелкую моторику пальцев.
-Поощрять выдвижение гипотез, умение сравнивать, делать выводы.
-Воспитывать навыки поведения в коллективе – договариваться друг с другом для решения общей задачи, аккуратность при выполнении опытов.
1. Введение в ситуацию
Воспитатель 1:
-Ребята, мне хотелось бы узнать: вам нравится новая одежда? Скажите мне, из чего изготавливают одежду? (Из ткани). А что такое ткань? (Полотно из нитей, сделанное на ткацком станке.)
- Сегодня утром поступила просьба о помощи из магазина «Ткани». В магазин поступила новая партия товара. Магазин скоро откроется, а продавец не успевает рассортировать товар.
- Хотите помочь продавцу навести порядок? А сможете?
- Ребята, чтобы попасть в магазин тканей, надо произнести скороговорку. Поможет нам логопед.
Логопед:
- Давайте произнесем скороговорку сначала медленно, а потом в быстром темпе. Повторяйте вместе со мной. Дети произносят с логопедом: «Ткач ткет ткани на платье Тане».
2. Актуализация детского опыта (знаний, умений, способов)
Дети вместе с воспитателем подходят к стойке «Магазин». Там их встречает второй воспитатель.
Воспитатель 2 (продавец) :
- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас в нашем магазине.
В нашем магазине продается не только ткань, но и много разной одежды из нее.
– Давайте вспомним, как называется одежда для зимы? (Зимняя).
- Перечислите мне, пожалуйста, виды зимней одежды. (Зимняя одежда – это шубы, пальто, пуховики, комбинезоны).
– Как называется одежда для лета? (Летняя).
- Перечислите летнюю одежду. (К летней одежде относятся – сарафаны, платья, шорты, футболки, гольфы).
– Как называется одежда, которую мы носим весной и осенью? (Демисезонная). Какую одежду называют демисезонной? (куртки, пальто, колготки, рейтузы, перчатки.).
Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Наведем порядок». (На мольберте дети раскладывают картинки с изображением одежды на группы : летняя, зимняя, демисезонная).
Игра проводится по подгруппам.
Воспитатель 2 (продавец) :
– Итак, мы с вами вспомнили, что одежда бывает летняя, зимняя, и демисезонная. Для каждого сезона – своя одежда. И шьется она из специальных материалов, свойства которых соответствуют именно тому сезону, в котором эту одежду будут носить.
3. Затруднение в ситуации
Воспитатель 2 (продавец) :
- Ребята, сегодня в наш магазин, пришла новая партия тканей. У меня очень много работы. Хотите мне помочь разложить ткань по сезонам. Сможете?
Дети берут образцы тканей, пытаются разложить их и затрудняются при раскладывании.
- Смогли вы мне помочь разложить ткани по сезонам и навести порядок в магазине? (Нет).
- Почему не смогли? (Не знаем, что из какой ткани шьют).
- Значит, что нам надо узнать? (Какая ткань подходит для летней, зимней, демисезонной одежды).
4. Открытие нового знания
- Как это можно узнать? (спросить у взрослых, из интернета, из книги)
- А хотите сами изучить свойства тканей и узнать их отличие? (да) Тогда я вам предлагаю пройти в лабораторию.
Воспитатель 1:
– Работа нашей лаборатории начинается. Именно здесь мы узнаем, какая бывает ткань, и из чего ее делают.
Но для начала мы разомнем наши пальчики. А поможет нам в этом наш логопед.
Проводит логопед:
Пальчиковая гимнастика: «Катюшки».
В деревушке три Катюшки - хлопки в ладоши,
Взяли в руки три катушки, - удары кулачками (попеременно)
Шуре сшили сарафан, - делаем «колечки»
Сшили дедушке кафтан, на обеих руках одновременно
Сшили бабушке жакет,
Сшили дядюшке жилет.
А девчонкам и мальчишкам - сжимаем и разжимаем пальцы
Сшили яркие штанишки.
Затем дети проходят и садятся за столы по двое, напротив них на тарелочках лежат лоскуты различной ткани. Одна тарелочка на двоих детей.
Воспитатель 1:
- Давайте возьмем в руки кусочек ткани и разглядим его. Вы видите, как много ниточек переплетено в маленьком кусочке ткани? Ткань из нитей ткут, а сами нити откуда берутся?
- Возьмите кусочек ваты, намочите ее и скручивайте пальцами, а при этом немножко растягивайте. Что получилось?
- Нить! Не очень ровная, но настоящая хлопчатобумажная нить. Ведь вата – это хлопок. А хлопок - растение, которое растет в поле. Вот из такой нити делают хлопчатобумажную ткань.
- Найдите у вас на столах и поднимите лоскуток хлопчатобумажной ткани. Из такой ткани шьют летнюю одежду – платья, сарафаны, футболки, шорты.
- Ребята, чтобы человеку летом не было жарко в одежде, какая она должна быть? (Легкая, тонкая). Правильно, еще она должна хорошо пропускать воздух и впитывать влагу. Как проверить, пропускает ткань воздух или нет? (нужно подуть через нее, намочить)
Опыт 1: Подуйте через каждый кусочек ткани на вату. Через какие ткани воздух проходит хорошо? (через хлопковую ткань воздух проходит хорошо)
- А как узнать впитывает ли влагу эта ткань?
Опыт 2: На лоскуток ткани налейте по одной ложке воды. Что происходит? (хлопок впитал в себя воду, ткань потемнела).
- Как вы думаете, если мы протрем хлопковую ткань салфеткой, она станет сухой? (нет, вода сильно впиталась в ткань). Проверьте это опытным путем.
- Молодцы, ребята, правильно, так что же мы узнали? Вывод: Летнюю одежду лучше шить из легкой, хлопковой ткани.
- Для зимней одежды люди используют шерстяные ткани. Они теплые, плотные, пушистые, в них не холодно. Делают такую ткань из шерсти животных. Какие животные дают шерсть? (Овцы, козы, верблюды, ламы, кролики, собаки). Шерсть расчесывают, прядут нити, окрашивают, вяжут вещи, ткут ткань.
Опыт 3: Рассмотрите шерстяную нить через лупу. Что вы видите? (она толстая, из нескольких ниточек). Кончиками пальцев потрите конец нитки. Что получилось? (появились еще ниточки, она распушилась).
– Найдите лоскутки ткани, из которой можно сшить одежду для зимы. Почему вы подняли эти лоскутки? (Они теплые, толстые, ткань лучше сохраняет тепло). Какие теплые шерстяные вещи вы знаете? (кофта, теплое платье, зимнее пальто)
Вывод: шерстяная ткань получается из скрученных между собой тонких нитей, которые делают ткань теплой.
- Скажите, когда мы носим демисезонную одежду? (весной, осенью). Почему? (еще не холодно, как зимой, и не тепло) Какая погода бывает в это время года? (дождливая, ветреная). А из какой ткани лучше шить демисезонную одежду? (которая не пропускает воду, ветер).
Возьмите лоскуток, который остался у вас на подносах. Рассмотрите его. Какой он на ощупь? (гладкий, мягкий) Эта ткань называется болонья, потому что впервые ее изготовили в итальянском городе Болонья. Это искусственная ткань. Изготавливают ее из химических веществ.
- Сейчас мы проведем эксперимент и узнаем, может эта ткань не пропускать воду.
Опыт: - Налейте на лоскуток болоньи ложечку воды. Поднимите ткань, и посмотрите, что происходит с капельками воды (они скатываются с ткани).
- Протрите салфеткой ткань, какой она стала? (сухой). – В какую погоду лучше носить одежду из такой ткани? (в дождливую погоду). Она не намокает и быстро высыхает. Какую одежду лучше всего шить из такой ткани? (куртки, плащи, брюки)
- Вот вы и узнали свойства некоторых тканей. Работа нашей лаборатории подошла к концу, и я предлагаю вам немного отдохнуть. Повторяйте слова и движения вместе с логопедом.
Логопед:
Физкультминутка
Дети имитируют движения в соответствии со стихотворением.
Ох, испачкалась одежда.
Мы ее не берегли.
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошок мы насыпаем,
Всю одежду замочили.
Пятна тщательно потрем
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко
Всё развесим на верёвках.
А пока одежда сушится.
Мы попрыгаем, покружимся.
- Ну вот, отдохнули немного. Давайте вернемся в магазин и поможем продавцу определить, из какой ткани сшита сезонная одежда.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Логопед:
- Для этого вам нужно разделиться на три команды. Подойти к столам с конвертами. В каждом конверте лежат буквы, из которых вам надо составить слово. Когда вы составите слово, вы догадаетесь, одежду для какого сезона будете выбирать.
Логопед проводит дидактическую игру «Собери слово». Дети в командах собирают слова из букв, изображенных на карточках «Лето», «Зима», «Весна». После этого дети выбирают одежду, приносят ее продавцу и объясняют свой выбор.
- Это сарафан. Он сшит из легкой хлопчатобумажной ткани.
Дети помогают продавцу. Анализируют свою работу, самостоятельно исправляют ошибки других ребят.
6. Осмысление
Воспитатель 1: Ребята, кому мы сегодня помогали?
Как мы смогли помочь?
Что нам для этого пришлось сделать?
Какие новые знания нам в этом помогли?
Что вам больше всего понравилось?