НАТАЛЬЯ КРАВЕЦ
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы «Дикие животные нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Развивать связную речь, навыки чтения путем составления слов из слогов.
Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа слов.
Закреплять умение составлять схемы слов из фишек, предложения по предложенной схеме, делить слова на слоги.
Расширять и активизировать словарь по теме, закреплять в речи названия диких животных нашего края.
Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы „Дикие животные нашего края“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук, память, зрительное и слуховое восприятие, мышление на материале описательных загадок, автоматизировать и дифференцировать сонорные и шипящие звуки в спонтанной речи детей.
Воспитывать умения взаимодействовать друг с другом, бережное, заботливое отношение к окружающему миру, к диким животным нашего края.
Оборудование и материалы: ширма и макет зимнего леса, предметные и силуэтные (для штриховки) карточки, картинки с изображением диких животных, магнитная доска, фишки для составления схемы слов, пазлы «Составь слово» картинки для Д И "Чьи это следы?", ребусы, простые карандаши на каждого ребенка.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним.
Чение художественной литературы о животных :Л. Н. Толстого, В Бианки», А. К. Толстого, Е. Чарушина,Н. Сладкова. Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Чей дом?», «Кто чем питается?», «Чей след», «Отгадай, кто это?», «Составь слово». Игры – драматизации.
Лексический материал: медведь, лиса, заяц, еж, белка, волк, лось, кабан, берлога, логово, нора, дупло, дикие животные и т. д.
Ход занятия.
Игра «Я делюсь с вами»
(Воспитатель рассказывает о хорошем настроении, радости, улыбках, делая паузы между высказываниями. После каждого высказывания дети произносят одну и ту же фразу: «Мы тоже!».)
Воспитатель: «Я делюсь с вами своим хорошим настроением!
Дети: «мы тоже!»
Воспитатель: «я дарю вам улыбку».
Дети: «мы тоже»
Воспитатель: «я радуюсь».
Дети: «мы тоже!»
Воспитатель: «Я счастлива!».
Дети: «Мы тоже!»
Воспитатель: «Я вас люблю!».
Дети: «Мы тоже!»
Воспитатель: «Я вас обнимаю!».
Дети: «Мы тоже»
Все обнимаются в едином кругу.
-Ваше настроение отличное? Хорошего вам настроения на целый день!
Организационный момент.
-Сегодня необычный день. Мы отправляемся в путешествие. Закрывайте глаза.
(Звучит музыка зимнего леса. Воспитатель открывает ширму, на котором изображен макет зимнего леса)
- Как вы думаете куда мы с вами попали (Ответы детей)
- Какое время года в лесу? (Ответы детей)
-Верно, зима! Чем зима отличается от других времен года? (Ответы детей)
-Воздух в лесу морозный, сделаем глубокий вдох через нос и выдох через рот.
Дыхательная гимнастика. Наращивание слов в предложении.
(Дети за воспитателем повторяют глубокий вдох через нос и на выдохе произносят следующие фразы)
Падает снег.
Тихо падает снег.
Тихо падает белый снег.
Тихо падает белый, пушистый снег.
Тихо падает белый, пушистый снег в лесу.
2. Обобщение материала по теме "Дикие животные нашего края". Развитие фонематического восприятия.
-Ребята, почему так тихо в лесу? Жители леса наверное хотят поиграть с нами в прятки, но не просто в прятки, а в прятки –загадки. Поиграем?
Загадывание загадок (Медведь, лиса, волк, кабан,лось, заяц, еж, белка.)
(Воспитатель и дети загадывают и отгадывают загадки, расселяя животных в зимнем лесу)
• Летом бродит без дороги,
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
• Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Еж)
• Кто зимой холодной
Бродит серый, злой, голодный?
(Волк)
• Зимой – беленький.
Летом – серенький.
• Никого не обижает,
А сам всех боится (Заяц)
• Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко. (Лось)
• Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка)
• Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса!
А зовут ее (Лиса)
• Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу. (Кабан)
-Как всех этих животных можно назвать одним словом? Почему? (ответы детей)
-Загадки о животных вы знаете, а cейчас будем проговаривать чистоговорки о них и находить животное глазками.
Речевая гимнастика.
(Дети за воспитателем произносят чистоговорки)
Су-су-су – мы увидели лису
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Ла-ла-ла – в лесу белка жила.
Ся-ся-ся – в чаще видели лося.
Олк-олк-олк – в логове зимует волк.
Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы.
Ведь-ведь-ведь – спит зимой медведь.
- Каждое животное имеет свое жилище. Расселим животных в домики по количеству слогов в словах – названиях этих животных.
(Дети выполняют задание воспитателя, отделяя слоги в словах хлопками и расселяют животных по слоговым домикам)
Слова: кабан, волк, лиса, заяц, еж, медведь, белка.
-Молодцы! Животных расселили, чтобы никто из них не путал свои домики, запишем названия животных каждого дома. Записывать будем не буквами, а с помощью разноцветных фишек для составления схемы слов. Cделаем звуковой анализ слова.
Игра «Составь слово»
(Проводится звуковой анализ слов (лиса, волк, кабан, лоси) и составляются их схемы с помощью разноцветных фишек (один ребенок выполняет задание на доске, другие – на своих рабочих местах)
- А сможете ли вы составить названия животных из предложенных слогов?
(Дети составляют названия животных из предложенных слогов – пазлов, лежащих у них на подносах. Затем каждый из них читает вслух свое слово)
Физминутка.
А теперь мы отдохнем –и по лесу гулять пойдем.
(дети становятся в круг)
Массаж биологически активных зон.
Да-да-да
Наступили холода (потереть ладонями друг о друга)
Да-да-да (провести большими пальцами рук
Превратилась в лед вода по шее сверху вниз)
Ду-ду-ду
Я по снегу иду (растереть ладонями уши)
Ды-ды-ды (растереть лоб движениями в стороны
На снегу есть следы от середины лба)
«Зимний лес»
(дети выполняют упражнения, повторяя их за воспитателем)
-А теперь не зевай, где чей след угадай.
(Воспитатель раздает каждому ребенку по одной картинке «следов животного» из Д И «Чьи это следы?»)
Картинки: лисьи следы; волчьи следы; медвежьи следы; беличьи следы; заячьи следы.
-Молодцы. Где чей след вы угадали. Попробуйте рассказать и составить предложение об этом животном в соответствии со схемой на доске.
(Воспитатель выкладывает на доске схемы предложений)
|___ ___ _.
|___ ___ ___ _.
-У меня для вас есть силуэтные изображения животных на листочках. Я предлагаю вам заштриховать карандашом мальчикам силуэты тех зверей, которые впадают в зимнюю спячку, а девочкам - тех, кто не спит зимой. Но чтобы ваши пальцы лучше вас слушались, разомнем их.
Пальчиковая гимнастика "Сидит белка на тележке"
Сидит белка на тележке. (Сжимание и разжимание пальцев обеих рук)
Продает она орешки: (Делают кружок указательным и большим пальцами)
Заиньке усатому, (Пальчиковое упражнение "Заяц")
Мишке толстопятому, (Стучат ребром ладони по столу)
Серому волчонку, (Пальчиковое упражнение "Волк")
Колючему ежонку. (Пальчиковое упражнение "Ёж")
-Ребята, пришло время возвращаться нам в детский сад. Закрывайте глазки.
(Звучит музыка детских голосов).
Итог занятия.
-Вот мы и вернулись из леса. Путешествие было интересным? Кого мы встретили в лесу? (Ответы детей)
- Что мы делали в зимнем лесу? Какие задания были для вас трудными? (Ответы детей)
(Воспитатель в беседе с детьми уточняет, где сегодня были, что делали, что понравилось, дается
дифференцированная оценка работы детей.)