Марина Андреевна Романовская
Конспект по ознакомлению с миром природы «Золотая осень» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Познание»
Тема: «Золотая осень»
Задачи:
[/b]
• Обучающая:
-расширять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях
-продолжать знакомить детей с деревьями: дубом, березой, рябиной; их особенностями строения (ствол, ветви, листья, корни); учить видеть отличия от кустарников
- дать понятие о том, что лес - это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу
• Развивающая:
-развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы)
Публикация «Конспект по ознакомлению с миром природы „Золотая осень“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Воспитательная:
-воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, уметь видеть ее красоту, желание сохранять все живое.
Дидактические задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей:- образовательная область «Развитие речи»: активизировать в речи детей слова ранняя, разноцветная, золотая, холодная, дождливая
- образовательная область «Социально-коммуникативная»: закреплять навыки поведения в игре, беседе
- образовательная область «Физическая культура»: формировать точные координированные движения в сочетании с речью; развивать слуховое и зрительное восприятие
- образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»: развивать изобразительные навыки и умения, формировать художественно- творческие способности
- образовательная область «Познавательное развитие»: закреплять счет в пределах 10
Словарь:
• Существительные: осень, листья, поляна, лес, гриб, мухомор, подберезовик, подосиновик, птицы
• Прилагательные: белый, желтый, красный, коричневый, оранжевый, зеленый, съедобный, несъедобный
• Глаголы: высыхает, желтеет, улетают, сдул, сели, полетели
Оборудование: нарисованные деревья, осенние листья, цветик-семицветик, листы с нарисованным деревом, гуашь, влажные салфетки, бумажные салфетки, аудиозапись «Времена года» И. П. Чайковского.
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы экологического направления:
-Х. Мякеля «Господин Ау и больное дерево», пер. с финского Э. Успенского.
- А. Плещеев «Осень наступила…».
- В. Бианки «Сова».
2. Рассматривание иллюстраций осенней тематики
3. Наблюдение за осенней природой на прогулке
4. Разучивание загадок об осенних явлениях
[h3][/h3]Дидактические игры и упражнения:
1. «Да» или «Нет»
2. «Собери дерево»
3. «С какого дерева листок?»
4. Физкультминутка «Мы осенние листочки»
5. «Знатоки природы»
6. «Улетают - не улетают»
Ход НОД:
Организационный момент:
В: Улыбнитесь всем вокруг. Солнцу, ветру, небу, людям и тогда уже непременно день для вас веселым будет.
Влетает листок с колокольчиком.
В: Смотрите кленовый лист. Какой красивый! Думаю это последний привет осени. Здесь что-то написано: «Милые дети, я приглашаю вас к себе в гости. А кто я? Догадайтесь отгадав загадку: Пришла без красок и без кисти, И разукрасила все листья»
Д: Осень!
В: Ну что дети, согласны пойти в гости к осени?
Д: Да!
В: Прежде чем отправиться в лес, мы должны подготовиться.
Какое сейчас время года?
Назовите осенние месяцы?
Какой первый осенний месяц? Второй? Третий?
А сейчас проверим, знаете ли вы приметы осени.
Игра «Да» или «Нет»
Если ответ «Да» -хлопаем в ладоши, если ответ «Нет» - руки на пояс.
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же делать? Куртки, шапки надевать?
В: Ребята, а какие еще приметы осени вы можете мне назвать?
Д: Желтеет и высыхает трава, дни становятся короче, ночи длиннее, идут дожди, небо серое, птицы улетают в теплые края. Листья опадают и желтеют.
В: А теперь мы отправляемся в лес.
Дети шагают за воспитателем под стихотворение:
По тропинке в лес пойдем
Листья сыпется дождем.
Перепрыгнем через кочку,
И присядем на пенечке.
Справа видим мы цветы,
Слева –белые грибы.
Солнце, небо и река-
Ах, какая красота!
Ну вот мы с вами и пришли в лес. Ой ребята, посмотрите, ветер поломал деревья, раскидал все листочки. А нам с вами придется в лесу порядок наводить. Ведь мы пришли осени помочь. Давайте из частей соберем деревья.
Игра «Собери дерево»
В: какие деревья у нас получились?
Д: Береза, дуб, рябина, ель, клен.
В: Из каких частей составили деревья?
Д: Ствол, ветви, листья, корни.
В: Сколько деревьев у нас получилось?
Д: Пять.
В: Какое дерево по счету (первое, второе, и т. д.? Рябина? Клен? И т. д.
Игра «С какого дерева листок?»
А сейчас мы соберем листочки и украсим ими деревья.
(дети определяют принадлежность листьев к тому или иному дереву)
В: Молодцы. Посмотрите, как наши деревья оживились с листочками. Сколько листочков на березе? На рябине? (дети считают)
В: На сколько больше? На сколько меньше? (дети отвечают)
В: А сейчас я превращу вас в листочки, и мы поиграем.
Физкультминутка «Мы осенние листочки»
Мы- осенние листочки.
Мы на веточках сидели (дети образуют круг)
Ветер дунул- полетели (разбегаются врассыпную)
Мы летали, мы летали (бегают)
Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок- собрались мы все в кружок (садятся на корточки).
Ветер снова вдруг подул,
И листочки с веток сдул (бегают,
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
В: Ребята, мне очень нравиться осень. А вам? А каие красивые слова вы могли бы сказать про осень? А этот листик нам поможет.
Д: передают друг другу листочек и называют слова, характеризующие осень (золотая, холодная, дождливая, пестрая, шуршащая, задумчивая и т. д.)
В: А теперь давайте присядем на полянку и отдохнем.
Воспитатель находит под деревом конверт.
В: Ребята! В конверте что-то лежит. Это осень предлагает нам поиграть в игру знатоки природы. Ну что готовы разгадать задачи осени?
Игра «Знатоки природы»
Воспитатель достает из конверты листочки с вопросами:
1. Как нужно вести себя в лесу? Чего делать в лесу нельзя? (ломать ветки, пугать животных и птиц, разжигать костер, громко кричать, рвать цветы, уносить животных домой)
2. Кто с деревом дружит? (человек, животные, птицы, насекомые) Какую пользу дерево приносит человеку? (тень, отдых, свежий воздух). Какую пользу приносит животным, птицам и насекомым? (Для животных, птиц и насекомых- это столовая, так как листья и кора служат пищей, -это дом, так как птицы строят гнезда, для жука это жилище)
3. Как можно назвать лес, в котором преимущественно растут ели и сосны? (хвойный) А если в лесу больше растет берез, рябин, тополей? (лиственный) А если растут и ели, и березы, и сосны, и тополя? (смешанный)
4. Кроме деревьев, что еще растет в лесу? (Кустарники, трава, цветы, грибы, ягоды) А что выше дерево или куст? Куст или грибы?
5. Какие грибы растут в лесу? (съедобные и несъедобные) Какой гриб растет под березой? (подберезовик) Под осиной? (подосиновик) Какие грибы растут большой семьей? (опята). Назовите ядовитые грибы? (мухомор, поганка) Можно ли ядовитые грибы кушать? (нельзя, иногда ими лечатся животные, например, лоси)
6. Как дикие животные готовтя к зиме? (Зайчик, медведь, ежик- собирают запасы на зиму, меняют шубки, утепляют жилища или норки) А как вы думаете, зачем меняет шубку зайчик? (Шубка теплее, и она одного цвета с снегом (беленькая) и спасает от хищников) А что делает медведь? (обильно питается грибами, ягодами, запасается жиром, готовится к спячке)
7. Почему так тихо в осеннем лесу? (не слышны голоса птиц, так как они улетели в теплые края) Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные) А как мы называем птиц, которые остались зимовать с нами? (зимующие)
Игра «Улетают - не улетают»
Воспитатель называет птиц, если птица улетает осенью, то дети машут руками, если нет- приседают.
Ласточка, воробей, лебедь, снегирь, грач, синица, соловей, голубь.
В: Молодцы! Что-то мы засиделись на полянке. Давайте из красивых листьев соберём букет для мам?
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем листья собирать.
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесем!
В: Давайте посмотрим, что же еще приготовила для нас осень.
Воспитатель обращает внимание детей на цветик-семицветик.
В: Растет странный цветок,
Каждый разный лепесток!
Что же он нам напоминает? А давайте вместе скажем скороговорку про осень: Осень в гости к нам пришла, осень краски принесла. Назовите цвета осени.
Д: Желтый, красный, коричневый и т. д.
В: Молодцы! Вы видите, как подействовали заклинания, вы вспомнили все цвета осени. Вам, как и мне нравится это время года.
В: Ребята, посмотрите на эти деревья. На них совсем нет листьев, и на земле нет листьев. Давайте поможем их украсить осенней листвой. Вот сейчас и увидите, сколько у осени работы. А сейчас вы будете рисовать, а музыка будет вам помогать! Ой ребятки, а кисточек же нет! Чем мы будем рисовать? Я вам предлагаю сжать бумагу в комочки и ею рисовать.
Звучит осенняя мелодия, дети рисуют под музыку листья.
В: Какое красивое осеннее дерево у нас получилось! Ребята, вам понравилось в осеннем лесу? А что же интересного здесь было?
Д: мы собирали деревья, листья, играли, рисовали.
В: А еще мы вспомнили, что осень бывает разная: дождливая, холодная, золотая, ветреная. Ответили на все вопросы и загадки и показали себя настоящими знатоками природы!
В: А сейчас нам пора отправляться в детский сад. Глаза закрыли, покружились, и в нашей группе очутились! На этом наше путешествие закончилось. Спасибо всем.
Провела: Романовская М. А.